Самооборона 14. Тренировка эмоций

Михаил Сидорович
Никакой бой не может обойтись без эмоций. Обычно бойца захлёстывает то страх, то гнев, то печаль от потерь, то радость от успеха.

Часто это оказывает плохую службу. Поддавшись гневу, человек совершает глупые и нелепые действия, глупость которых была бы совершенно очевидной, будь он в спокойном состоянии. Иногда страх парализует и заставляет упускать хорошие возможности для победы и т.п.

Так у Гаршина есть рассказ «Три дня». Там описывается один из эпизодов русско-турецкой войны, когда огромный турецкий феллах в панике удирал от русских. Он с разбегу влетел в плотный куст, и вместо того, чтобы обойти его, в панике лез всё дальше в куст, беспомощно барахтаясь в нём, теряя драгоценные секунды. Тогда тщедушный русский солдатик догнал его и заколол штыком. Хотя турок был так силён, что мог бы просто размазать русского по камням.

Такова цена паники.

С другой стороны, стрессовые эмоции помогают нам увеличить свои силы в пять раз. Разве нам помешает такая прибавка сил в бою?

Наверняка читатели не раз слышали историю о сухонькой японской старушке, которая вытащила из пожара такой огромный сундук с пожитками, что пятеро здоровенных мужчин еле сдвинули потом этот сундук с места.

Я и сам испытывал нечто подобное, когда приходилось убегать от гопников. Тогда я ещё не владел никакими боевыми искусствами, а нарывался на приключения довольно часто. Я не просто убежал, а ещё и вынес сумку на колёсиках, в которой было два ведра картошки. Удивительнее всего было то, что я и бежал в три раза быстрее своих преследователей, и совершенно не чувствовал веса своей сумки. Оглянувшись, я удивился, насколько далеко отстали мои преследователи. Вот уж воистину страх придаёт ногам крылья.

Один мой знакомый – декан одного из ВУЗов, человек весьма средних физических данных, никогда не занимавшийся боевыми искусствами, гуляя по Риму, был ограблен ворами мотоциклистами. Они, проносясь мимо, вырвали сумочку у его жены. А в сумке были и паспорта, и деньги, и билеты домой. В состоянии эмоционального стресса, этот человек не только легко догнал мотоцикл и завалил его ударом ноги, как Рембо. Он ещё избил обоих воров, отнял сумочку и зашвырнул ключи от мотоцикла в неведомые дали. А потом повязал одного из воров и сдал полиции.

Эмоции это наш внутренний переключатель режимов функционирования организма. Есть спокойствие, предназначенное для мирной жизни, а есть гнев, страх и прочее, предназначенное для критических ситуаций. В стрессе организм отключает ненужные функции – пищеварение, выработку ферментов, дезинтоксикацию. Всё кровообращение обслуживает только мозг и мускулатуру. Отсюда и прилив сил. Эта адреналиновая буря длится две минуты, потом наступает фаза истощения и упадка сил.

Вот и возникают два вопроса:

1. Надо ли подавлять эмоции? Каким должен быть боец? Неистовым берсерком, впадающим в бешенство во время схватки, или этаким хладнокровным и расчётливым самураем?

Что важнее – ясная голова и экономия сил, или сверхсила, которую дают нам эмоции?

2. Если принять , что важнее спокойствие, тогда, как его достичь? Представьте себе. Ваш дом горит, ваш близкий человек истекает кровью, вы сами находитесь в смертельной опасности. Как в такой обстановке сохранять спокойствие? И знаешь, что нужно быть спокойным, да ни за что не получится. Согласитесь, мы часто впадаем в неуправляемый гнев и по менее значительным поводам.

Сколько раз мне приходилось читать советы знатоков – не впадайте в панику, старайтесь сохранять спокойствие, трезво оцените ситуацию и т. п.

Но нигде не читал способа, как это сделать.


Ответ на первый вопрос: Надо совместить и то и другое. Быть одновременно и бешеным и хладнокровным. На первый взгляд это невозможно. Но есть довольно простые техники достижения такого состояния.

Смысл действий – научиться управлять эмоциями, по своей воле включать их и так же легко выключать их. Кто будет включать выключать? Вы – хладнокровный, расчётливый и бесстрашный.

Упражнение 1.
В бою важны четыре эмоции – гнев, страх, радость, печаль. Вернее, две пары эмоций – гнев и страх, радость и печаль. В каждой паре заключены эмоции антагонисты. Гнев прогоняет страх. Если вы рассердились, вы бесстрашно бросаетесь вперёд. Страх исчезает. Если вы испуганы, тогда вам уже не до мести, и вы без оглядки обращаетесь в бегство.

То же самое можно сказать и о другой паре – радость-печаль. Это две взаимоисключающие эмоции. Они не уживаются в человеке одновременно.

Знаю. Знатоки человеческих душ тут же заявят, что человек способен испытывать сложную гамму чувств - одновременно коктейль из взаимоисключающих эмоций. И я, пожалуй, соглашусь с этим. Но здесь информация для чайников. Упрощённая информация. Истина в первом приближении. Тонкие нюансы, это потом. Сначала надо научиться простому. Как сказал Рене де Карт: «От простого к сложному».

Итак,  суть упражнения: Бойцы разбиваются на пары. Один тренирует гнев, другой страх. Первый пугает второго. Второй боится первого.

Как пугать? Как угодно. Главное возбуждать в себе короткие вспышки гнева и ярости. Можно корчить страшную разгневанную рожу, можно принимать агрессивную позу, можно замахиваться для удара. Нельзя только прикасаться к пугаемому товарищу. Надо стремиться испытывать настоящие приступы ненависти и раздражения. Делать это усилием воли. Отчасти ваши агрессивные движения сами по себе будут способствовать возбуждению гнева и гневным мыслям. Гневные мысли будут вызывать эмоцию гнева и приводить ваше тело в агрессивную позу. Словом, тело, ум и сердце настраивают друг друга в унисон на гнев.

При вспышках гнева, гневный боец делает шаг вперёд.

Второй боец тренирует страх. На каждую вспышку гнева он отвечает вспышкой страха. На каждый шаг вперёд делает шаг назад. Полезно думать о партнёре: «Вот псих! Вдруг, правда, укусит? Ну его на фиг, лучше отпрыгнуть от него».

Важно не просто гневаться, или бояться. Важно поднимать эти эмоции короткими, но сильными вспышками. Не стоять и бояться, а резко пугаться опасных действий партнёра.

Так один наступает, другой отступает. Когда бойцы пройдут весь зал до стены, они меняются ролями. Теперь второй гневается и наступает, а первый пугается и отступает.

Точно так же прорабатывается и вторая эмоциональная пара – Радость – печаль. Радостный делает вдохновенный шаг вперёд. Печальный боец, в отчаянье отступает от этого радостного придурка.

Когда делаешь эти упражнения, поначалу  тебя время от времени разбирает неудержимый смех от комичности ситуации. Школа дураков, да и только. Потом привыкаешь. Потом вдруг обнаруживаешь, что можешь по собственному желанию без причины засмеяться, или заплакать.

При этом эмоции становятся как бы не настоящими. Обычно эмоции управляют человеком, а тут наоборот, человек начинает управлять своими эмоциями. Где-то в глубине души начинает формироваться холодная невозмутимая середина, которая постоянно сохраняет контроль над эмоциональными всплесками.

Можно сравнить это с ездой на коне. Представьте, что человека, не умеющего ездить, посадили на необъезженного жеребца. Человек беспомощно вцепился в гриву, а конь вытворяет, что ему вздумается. Ясно, что добром это кончиться не может.

Точно так же и гнев несёт на себе неумелого человека и может погубить его.

Другое дело, когда человек уже объездил своего коня. Может легко перевести его на шаг, остановить, погнать в галоп. Так же и человек, умеющий управлять своими эмоциями, может использовать их в полной мере и избегать их возможного вреда.

Упражнение 2. Зверь-человек.

Проводим на земле черту. Встаём перед чертой. Это та черта, за которой нет законов, нет государства, нет мыслей, нет уголовного кодекса и морального тоже. Стоит переступить черту, и вы станете зверем.

У зверя нет понятия о культуре, морали, справедливости. Есть только чувство опасности, когти и зубы.

Перешагнув черту, вы должны внутренне превратиться в зверя на несколько секунд. Потом, шагнув назад, вы снова должны вспомнить, что вы человек, что вы интеллигентны, гуманны, справедливы.

Снова шаг вперёд, и вы снова зверь.

Так вы делаете несколько раз, не более шести раз за день.

Важно не только научиться входить в состояние зверя, но и ВЫХОДИТЬ из него.

Кто-то поморщится. Это плохое состояние – не  надо ему учиться. В том-то и дело, что входу в это состояние не надо учиться.  В определённой ситуации оно приходит само. Но надо уметь вовремя выйти из него.

Упражнение 3. Медитация смерти.

Просто вообразите себе, что через тридцать секунд вы умрёте. И этого никак нельзя изменить. Прислушивайтесь к своим эмоциям в эти тридцать секунд. Это может быть несогласие, протест, злость, обида, чувство попранной справедливости.

Через неделю повторим медитацию. Чувства меняются. Теперь они гораздо мягче. Это может быть досада, сожаление о незавершённых делах и т.п.

Не стоит слишком много медитировать на смерть. Это может подорвать волю к жизни. Лично мне хватило трёх медитаций.

При последней медитации я ощутил спокойную грусть. Пришла мысль, что я неизбежно когда-нибудь, да умру, как переспелая пшеница должна умереть. Это нормальный цикл жизни. Что любой другой день ничем не лучше и не хуже нынешнего дня. Все дни одинаково подходят для смерти. Всегда будут незавершённые дела, недописанные книги.

Как только вы начали воспринимать перспективу смерти со спокойной лёгкой грустью, сразу прекращайте медитации смерти.

Чем отличается боец от небойца? Боец спокойно относится к возможной смерти и готов рискнуть. Небоец хочет выжить любой ценой. И как только до него доходит, что вот она смерть, он обращается в бегство.

Риск гибели есть всегда. И если вы не готовы к гибели, вы не готовы к бою. И не важно, что вы сильнее своего противника и лучше вооружены. Вы всё равно слабы.

Помните моего декана? Вот он был силён именно в моральном и нравственном аспекте. Потому и победил двоих уголовников.

Один человек рекомендовал мне эту главу сделать первой. Но я умышленно поставил её четырнадцатой. Для того чтобы иметь храбрость, надо сначала обрести хоть какие-то навыки самообороны, иначе лишняя храбрость, не подкреплённая навыками, может погубить человека.