О новелле Пробежала сойка...

Виктория Колтунова
Пьеса А. Чехова «Чайка». Ее ключевая фраза -   «Случайно пришёл человек, увидел, и от нечего делать погубил чайку».
Погубил чайку от нечего делать.
Время написания пьесы, и происходящего в ней действия, 1896 год. Место — дворянская усадьба, персонажи - дворяне, интеллигенты, обслуга.  В общем все у них тяжко, декадентские страдания, каждый из героев делает не то, что хочет, и получает тоже не то, что хочет, потому что жизнь сложна.
И бедная птица чайка тоже гибнет ни за что, так себе походя, безо всякой вины со своей стороны, потому что жизнь сложна и жестока.
А теперь начинаем играть в игру под названием парафраз-антифраз и пишем рассказ под названием «Прибежала сойка...»
То есть, берем основные моменты сюжета и идей пьесы и смотрим, как могли измениться ее главные герои и мотивы их действий в 21 веке.
Нам нужна невинная чайка и ее убийство, так как это основной мотив пьесы. Такой же чайкой, по сути, является и Треплев, убивший сам себя. Да и Нина Заречная тоже чайка. Ее жизнь тоже явно не сложилась. В рассказе нам нужны любовь, измена, высокое искусство, ради которого герои готовы на всяческие жертвы, или наоборот, абсолютно не готовы, потому что для них важнее более приземленные вещи, быт, секс и так далее.
А вот столько героев, как у Чехова, нам не нужно. Наш век быстрый, жесткий, убийство происходит и быстрее и без декадентских переживаний. Мы обойдемся тремя героями — Манана, Егор и Саша.
Итак, арт-критик Егор Сойка приезжает в дом  талантливой художницы, Мананы Ташидзе, у них возникает любовь, и отношения строятся на основе общих творческих интересов. Здесь же проживает третий персонаж — Саша Чайка, инвалид, колясочник. Его жизнь протекает в клетке, темная комната, за окном которой — серая стена, торец другого здания и солнце заглядывает к Саше на полчаса в день.
Манана совершенно искренна в отношениях с Егором, она мечтает о жизни с одним-единственным мужчиной навсегда, от юности и до старости. Обменивается с ним подвесками и кольцами в виде птиц - орлов, предлагает ему в паре с ней стать не невзрачной сойкой, а орлом, для этого у нее есть и силы , и талант, и творческие задумки. Егор увлекается поначалу ее планами, но затем грубо и резко разрывает отношения под лживым предлогом того, якобы Саша не даст им жить. Оба они, и Манана и Егор, понимают, что предлог этот фальшивый, у Саши была вспышка страха потерять то малое, что у него есть, его клетку, но он уже взял себя в руки, и понимает, что не имеет права мешать счастью своей спасительницы. Обещает, что никогда так больше не поступит. Мы ему верим и знаем, что он говорит правду.
Умная, проницательная Манана видит Егора насквозь, понимает, что он, слабый, лишенный творческого дара человек, уходит от нее, потому что боится «не потянуть ее», не соответствовать, ему проще жить так, как раньше, без потрясений, и ей, сильной личности, талантливой художнице, он предпочитает спокойное серое существование, борщи, душ и плоть, доступную ему по уровню. Но боясь признаться в этом, клевещет на Сашу, продолжает лгать, что якобы ушел от Мананы из-за Саши.
- Это ложь, это отвратительно, - кричит Манана, но в результате, из страха потерять свое лицо в глазах окружающих, скатывается на уровень той же лжи. Она тоже клевещет на Сашу, объясняя неудавшуюся жизнь с Егором, якобы вмешательством Саши.

В 19 веке чайку убивает ружье, в 21 веке чайку убивают безнравственность и ложь!

Ложь, трусость убивают личность.

В финале Саша, оклеветанный ими обоими, наивно полагающий, что он действительно является причиной их разрыва, жертвует собой и уходит в приют. Он наивно просит прощения у оболгавших его врагов, и просит Манану хоть иногда приезжать к нему, но  последняя фраза — «И Лариса ему это отвезет» — говорит о том, что Манана уже отреклась от него, она никогда к нему не приедет.
Итак, слабая Сойка и сильный Орел, объединившись, своей ложью вместе убивают беспомощную Чайку.
Однако мы здесь имеем еще два трупа, век-то 21, куда более сложный, чем 19-ый с его кодексами дворянской чести.
Манана, для которой главное в жизни семья, родители, муж, дети, из чистой, высоко порядочной, любящей женщины, пережив жестокое предательство Егора, превращается в бездушную личность, отрекшуюся и от Саши и от бывшего возлюбленного. 
Она тоже убита. И так Егору и говорит: Ты ударил меня ребром ладони по горлу. Ты убил меня. Я мертва.
Ее месть Егору, картина «Всякая любовь священна»,  уничтожает Егора и возносит ее на вершину успеха.
Она победила, ценой утраты своей личности, ценой убийства возлюбленного. 
Все трое, они - пострадавшие.
В рассказе есть еще незаметные герои. Это вещи, материальная сторона. Запахи Саши, не желающие покидать его комнату-клетку, сама комната, не желающая отпускать запахи, которые она считает своими, половицы, видевшие не одно поколение людей, рассвет в окне, подсказавший Манане, откуда ее боль, серая стена, закрывающая Саше мир.
И вещи, и люди, и птицы, животные,  насекомые — все они составляют единое целое, взаимодействуют друг с другом, влияют друга на друга, и друг без друга не существуют. Потому что все вместе они — Вселенная, в которой взаимосвязано все, и все на все влияет.
Новелла начинается словами: это отвратительно, как отвратительно! Так характеризует картину на выставке посетительница. Такими же словами характеризует Манана предложение Егора, свалить все на Чайку, оболгать его. И тем не менее, именно так она и поступает.
Отвратительна не картина на выставке, отвратительно то, что в конце концов происходит в новелле, где жестокость убивает любовь, ненависть, порожденная жестокостью, убивает любимого, сила и слабость, объединившись, убивают еще более слабого.

Что мы имеем в финале? Ту же горечь, что в чеховской «Чайке», но на более коротком промежутке времени, в более приземленном варианте, вместо ружья — жалкое, трусливое вранье. Треплев, не нашедший ответа своей любви и места в жизни, кончает с собой. Манана - убивает любимого человека.
Большая Плоть побеждает Дух.
В 19-м веке Нине Заречной, родители, посчитавшие ее безнравственной, отказывают от дома. В 21 веке - безнравственность превозносится как вершина искусства.

Двадцать первый век — грязный, отвратительный, меняет приоритеты.
(О! Да у меня ведь тоже получился некоторый декаданс)))))

Там еще есть много мелочей, о которых я говорить не буду, и так много рассказала, и точно знаю, что меня сейчас упрекнут в том, что, мол,  если произведение надо толковать, то не стоило его писать.
На это я отвечу, что не «толковать», а дать направление «растолковке».
Читатель привык рассматривать произведение само по себе, и это нормально и правильно. Но в данном случае, рассказ надо рассматривать в контексте чеховской пьесы. Это просто такая литературная игра (а почему бы и не поиграть?) — взять известное произведение, оттолкнуться от него, пустить действие в противоположную сторону или погрузить в другой век, и понаблюдать, что будет. Иногда получается неожиданно, герои такое вытворяют!
Я эти игры называю Антифраз (потому что не Парафраз, а совсем даже наоборот).
Вот такими антифразами являются «В ночь под Рождество» - антифраз к Гоголю, «Пробка» - антифраз к «В чаще»  и «Ворота Расёмон» Акутогавы Рюноскэ, «Слова, которые нами руководят» - к «Дороги, которые мы выбираем» О. Генри.
А «Сойка» к «Чайке»))))
Жизнь тяжела и скучна, так что игры ее замечательно красят.
И еще, прочитал мой товарищ Вася рассказ «Акт милосердия», примчался ко мне и кричит: ты чего это меня таким подонком вывела? Убью на месте!
Пришлось ему объяснить, что Василий — выдуманный персонаж, не существующий в жизни, о конкретных людях я не пишу, боясь обидеть, и вообще, всех котов Васьками зовут, так что? Он успокоился.
Вот потому и предваряю этот рассказ таким длинным предисловием, чтобы живые Егор или Манана на меня не обиделись. У них прототипов нет, они обобщенные образы. Не обижайтесь на меня и не бейте.
Ваша Виктория

А вот и первая ласточка прилетела к Сойке))) Ирина Кобзарь, директор киностудии "Новая студия" написала мне отзыв:
"Очень впечатлило!  Сначала показались  какие-то совпадения с твоей жизнью из-за инвалида, а после стала замечать совпадения и с моей, и с вообще "всехней" жизнью! Какое гениальное наблюдение, как тонко подмечено почему мы все так ненавидим друг друга, почему мы мстим и злорадствуем над чужими промахами. Да просто нам всем срут в душу кто угодно, просто "проходя мимо".  И близкие люди тоже равнодушны и эгоистичны, особого зла не желают, но и без личного интереса руку протягивать не станут.
Здорово. Когда-то я читала у Чапека пару рассказов о том, что было бы с известными персонажами доживи они до старости. Например, Ромео и Джульета, Пигмалион и Галатея и т.д. Ну у Чапека то была сатира, а у тебя получилась сильная драма с персонажами Чехова в наши дни. Здорово! Если сделаешь из этого сериал будет очень интересно.
Спасибо за глоток удовольствия.
PS. пересылаю насчет налогов старое  повторно, может уже и не надо, но писала, старалась (шутка).

Ирина Кобзарь"

Ну вот. И не ругается вовсе)))