Каргополь в августе

Александр Шимловский

Нравятся ли вам севера России? Ударены ли вы народным творчеством? Повёрнуты ли на малых скульптурных формах? ... Если «да» или «нет» (неважно), то просто поезжайте в старинный город Каргополь Архангельской области. Езжайте-езжайте! Лучше всего верхом на кауром коне, но и на своей машине тоже неплохо. Итак, в самый разгар лета, когда на улицах городов жара, пробки, смог, а с экрана звучат не только шлягеры гламурной богемы и, набившие оскомину, шутки записных паяцев, а также противоречивые и весьма туманные прогнозы синоптиков. Вы, окончательно озверев от сих развлекательных и климатических аномалий, резво впрыгиваете в седло скакуна и несётесь на встречу с прекрасным.  Дилетанты, представляете романтику? …
Мы же, профессионалы, буднично сели в новёхонькую «Ш-ниву» и айда по «Ярику» на северо-восток. Подготовка записных бродяг, как всегда, отличалась продуманностью маршрута и тщательностью сборов. Ничто не могло предвещать неприятных сюрпризов. Однако в результате анализа, проведённого где-то на траверзе города Сергиев-Посад, штурману Валерии удалось выявить некоторые мелкие огрехи в организации сборов. Выяснилось, что я забыл не только зарядные устройства для мобильников, но и сами телефоны, а также им подобную дребедень, как-то – видеокамера, фотоаппарат, и баллонный ключ. Зато нашлась карта «МЕТРО» и новенький навигатор. Уж он-то, поди, послужит хорошим «Иваном Сусаниным» в дремучих Архангельских лесах. Некоторые мои лихорадочные размышления привели к поразительному результату – ведь в навигаторе имеется МТСовская симка! Им же возможно пользоваться как телефоном! Проверили и… ура, работает! А то я уж засомневались в своей состоятельности и серьёзности. Что не говори, а мы-таки здоровские путешественники, почти Пржевальские и Сенкевичи!... Несёмся себе по отрогам Клинско-Дмитриевской гряды, раздаём взятки, затаившимся в складках местности, обладателям радаров и гордимся, гордимся, гор… Увы, «недолго музыка играла, недолго фраер ликовал». Где-то за Переславлем-Залесским жёлтой свинкой загорелся значок неисправность в двигателе. Ну, что ты будешь делать!? Нет, сегодня не мой день, явно не мой. Но ничего, огонёк-то жёлтый, не красный, значит прорвёмся. Неисправный двигатель дело привычное ещё со времён «развитОго» автомобилестроения. Движок же наш, к тому же новый, что ему и «потроить» немножко нельзя? А вообще-то, машина у нас – зверь, продукт «свово» родного автопрома, правда, какие-то шевролетчики прибились к знаменитой Ниве. Может, чё и напутали, с них станется. Но, небось, найдутся в Ярославле мастеровые, починят.  Мы же, делавары-шустрики, тем временем отскочим в МЕТРО, прикупим фотик, (давно хотели это сделать, да повода не хватало) баллонный ключик и другие, необходимые в путешествии вещи. Делов то!..  Сказано – сделано. Ярославские «робяты», за смешные девятьсот семьдесят рэ неисправность - таки нашли и устранили, за что им «сердешный решпект и уважуха»! Ярославское МЕТРО в девять утра порадовало абсолютным отсутствием толп покупателей, а вездесущий навигатор и доблестный штурман Валерия уверенно провели нас (я не побоюсь этого слова), великих путешественников, на левый берег Волги. Дорога прямая, «Ш-нива» на пятой передаче весело шуршит новенькими колёсами по свеженькому асфальту. Кстати, заливайте в бак 95, и вы получите не только удовольствие, но и экономию. Впереди Вологда – неудавшаяся столица России. Почему неудавшаяся? ...
Как-то царь московский Иоанн Четвёртый, из Рюриковичей родом ну, который Грозный был… для своих, присел на трон да призадумался. Подлые соседи, что казанские, что крымские татары, да и поляки с литовцами уж больно донимали, прям стрёмно жить стало. Решил Василич построить на берегах Сухоны новый кремль и вскорости переехать в леса Вологодчины на ПМЖ. Затем бояр да дьяков разных за собой приташыть и стольный град основать подальше от иноземцев всяких и своих смутьянов масковских. Как не Руси водится, потихоньку, враскачку принялись строить. Дык не пошло строительство-то… Видно, судьба такая, иль фортуна лихая, но не по нутру пришлись планы сии вологодским охальникам. Приехал батюшко-царь в Вологду с аудиторской проверкой и зашпынял доблестных строителей придирками, оне и не выдержали. Залез один из тектон из местных на верхотуру новостройки, да и метнул в царскую голову кирпич полнотелый, монастырский… Не попал, одначе, эко досада. То ли слепой был, то ли с бодуна (что более правдоподобно) пребывал? Об энтом в истории ни пол словечка, токмо вологжанам и по ноне ведомо, де и от похмелья-то польза быват. Испужался, тоды царь-батюшко кирпичного знамения, наложил мораторий на строительство и вспять укатил в Первопрестольную, где и кирпичи на голову не падают, и народец оказывается более культурный обитат, не то, что энти лешаки дикие.   А им, лешакам, того и надоть было, опять благодать как в старину древнюю - и до Бога высоко, и до царя далеко... Но оставим в покое историю и возвернёмся в век двадцать первый.
Примчались мы на лихом авто (внедорожник 2009 года) на самую, что ни на есть Красную, распрекрасную площадь города Вологды, с еёнными церквями древними да соборами златоглавыми, а ишо с магазинами да лавками сувенирными. По плитуарам да брусчаткам праздный народ чинно гулят, культурный весь, образованный, а уж милый и приветливый, совсем не чета тому плотнику царепугателю. Оно не мудрено, ведь ноне-то третье тысячелетие и день воскресный 15 августа. Ну, мы тоже как сии горожане и гости почти столицы прохлаждаемся, чресла разминаем, сувениры высматривам. Глядь, валенки исконно русские на прилавке торчат, око дизайнерскими цветочками завлекают. Прелесть, что за товар! «А налетай, турыст, совсем за даром отдаю, каких-то несчастных сто баксов, это ж вам, не просто так, а ручная работа с-под самой Тотьмы. Не возьмёте сейчас, опосля жалеть будете». А то, как же, непременно пожалеем, а может, от отсутствия тяги к прекрасному, всплакнём в тряпочку. Решили мы, что с нас взять – дураки полоротые, валенков не брати, а пояти кружку за сто восемьдесят рэ… Гулям дальше и тут видим конь... или лошадь? Ну думам, свой брат путешественник Пржевальский прискакал на своей из пустыни Гоби… Ан нет, то дворянин, литератор и пиит Константин Николаевич Батюшков вывел любимую лошадь на берег Сухоны да так, проявившись в бронзе, и застыл в памяти земляков.   Сфоткались на фоне..., под… и над…, едем дальше.  Впереди Вельск.
По обочинам сосны да ели жутким страхом дрожат, за имя народ бензопилами зудит, к концу света готовятся. «А чё, ухнет, ужо, чой-то сверху комета кака, али астероид тунгусский, и никакие леса никому не понадобятся, так что надоть срочно пилить, обогащать себя и крутых бизнесменов». А оне, наши благодетели, к лесоповалу на «Поршах» да «Бёхах» спесиво подкатывают, в одну ноздрю на сторону сморкаются и ревниво барыши подсчитывают. О, жисть пошла! Удалась, поди! А давно ли в Княж-Погосте, на зоне баланду хлебали? Забыто и поминать нечя. Топерича, не то, что давеча, ноне мы, бизнесмены в одной кодле с областными начальством при японских ресторациях столуемся, ролы и суши жуём, на закон пилюём. Вот кака – судьба, она, поди, не не пенис…
Хорошо летом, особливо на севере, светило за горизонт не торопится, машин, встречных и попутных всё меньше, пора бы о ночлеге подумать. Глядь, «вижу чудное раздолье, вижу нивы ии-ии поля, это…» село Сяжма привольно раскинулось по обеим берегам одноимённой речки. У главного моста хмельные селяне в жёлты воды окунаются, с тостами да здравицами «уик енд» провожают. Всё путём. Надо бы и нам, кинуть чресла на белоснежные простыни шикарных апартаментов.  Как оказалось, село-селом, а гостиниц аж две: право и левобережная.  С «нумерами» проблем не возникло, а с трактиром не повезло… Но у нас, благодаря МЕТРО, с собой было и вскоре после встречи с Бахусом мы переместились в царство морфея. 
16 августа, подъём в шесть, завтрак остатками ужина, чай, благодаря изумительной воде в кране, великолепный. На выезде из села стоит замечательный лабаз. Таких топеря не встретишь. Сфоткали. Аппарат в полном порядке, курс на северо-восток. Дорога «так сэбэ». Вельск – железнодорожная станция, отсюда по рельсам народ «тю-тю на Воркутю», но нам туда не надо. Заливаем бак под горловину и ещё километров за сто петляем по федеральной трассе М-8 «Холмогоры», затем берём резко влево и по тракту Р-2 тулим на Каргополь через Няндому. Няндома, как и Вельск, ж/д станция, но в направлении Архангельска.  Вопреки скептическим ожиданиям просёлочная дорога оказалась вполне сносная. Судя по отзывам аборигенов, это и есть самый комфортный путь из Москвы в Каргополь. Приехали.
Каргополь расположен на левом берегу судоходной реки Онега в трёх километрах от её истока из озера Лаче. Население более 10 тысяч человек. Известен город в России и за её пределами (вплоть до городу Парыжу) прежде всего народным художественным промыслом – каргопольская игрушка, что и являлось главной целью путешествия. Гостиница «Каргополочка» стоит почти в самом центре. Два этажа даблов с удобствами в середине коридора, зато на первом этаже, шумит не смолкая большой ресторан. Что ещё надо мужественным исследователям народных промыслов и жутким   любителям старины? Старина в виде церквей и соборов прямо за окном, народный промысел в образе глиняных игрушек на улице Архангельской. Сначала зашли в «Берегиню» - мило, но не впечатляет. Мастеровой люд снуёт по длинному коридору весь в творческих муках и до нас, ничтожных почитателей малых форм, им нет никакого дела. Чтоб не мешать демиургам в рождении глиняных шедевров, скромненько ретировались. Будем искать что-то не столь заносчивое. Совсем недалече в мало презентабельном одноэтажном, вросшем в землю здании нашли «Беломорские узоры». Вошли. Судя по всему, отопление здесь печное, топят дровами. А чем же ещё согреваться долгой, морозной зимой в лесном краю? Робкими котятами ткнулись в мастерские ваятелей. Разговорились, а народ-то здесь, оказывается, приветливый, и в общении приятный, и игрушки у них загляденье.
  Прикупились мы весьма основательно, да ещё заказали свой двойной портрет в образе моряка и морячки. Девочки обещали выслать изделие через пару месяцев, ибо технологический процесс игрушечного производства весьма продолжительный. Распрощались тепло и с большими надеждами на будущее.
  Каргополь, (Карго поле) впервые упоминается в 1447 году, когда здесь, спасаясь от преследования Василия Тёмного, нашёл убежище Дмитрий Шемяка. Конечно, основано поселение гораздо раньше, когда Белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую», поставил острог на пологом берегу и учредил в нём свой «стол», а было это в 1146году.  В 1608 году сюда был сослан смутьян Болотников, тут же он был ослеплён и утоплен в проруби. В 1612 году город отбил приступы «польских и литовских людей и русских воров». В 1614 году Каргополь выдержал продолжительную осаду казацких шаек. В 1765 году в городе случился страшный пожар, «благодаря которому» центр был перепланирован, улицы спрямлены, и Каргополь одним из первых русских городов перестроен по сетке, т.е. по регулярному плану. Достопримечательности - Ансамбль Нового Торга, Христорождественский собор (1562), Колокольня на Новой торговой площади (1778), Введенская церковь (1810), Церковь Иоана Предтечи (1751) Благовещенская церковь (1692), Церковь Рождества Богородицы (1682) и другие храмы.
  Несомненно, интересно посмотреть на Валушки – кольцо земляных валов, оставшихся от давно сгоревшего острога. Характерен дом Вешнякова – купеческий особняк, построенный в конце семнадцатого века. Народ в городе мил, приветлив и ещё не развращён наплывом башляющих туристов. На всё, про всё требуется не больше одного дня, это вместе с отскоком на 37 км. по Пудожскому тракту в село Лядины (ударение на «и»), где находится ансамбль церквей – Покровско-Васильевская (1743), Богоявленская или Георгиевская (1793), а также колокольня конца восемнадцатого века. Все церковные здания плюс большой жилой дом в два этажа села Лядины, памятники деревянного зодчества. Рядом с жилым домом выкопан старинный колодец с огромным воротом. Говорят, что он малость осыпался, а вода в колодце замечательная. Верим на слово. Уезжаем обратно в город. По дороге, к большому удовольствию уставших женщин, затариваемся трёхлитровой банкой голубики. Вкусна северная ягода и полезная. Возвратившись в Каргополь, по совету добрых людей закупаем местное сливочное масло. Да-а, подобное вкушали лет двадцать назад. Кто там будет настоятельно рекомендую, не пожалеете и домой прихватите, только берите подсоленное, оно сохраннее.
Не знаю, как у других, а у меня чудные деревянные строения всегда вызывают восхищение, смешанное с грустью. Ибо материал недолговечен, и со временем уйдут они в небытие, как ушли в мир иной их создатели, люди несомненно добрые, трудолюбивые и творческие. Однако доселе радуют взоры христиан храмы севера благодатью веры, чернёным серебром тёсаной конды и изящными силуэтами колоколен на фоне низкого неба.
Утро 17 августа принесло в буйные головушки отчаянную мысль, а не испробовать ли нам качества нашего внедорожника?  Сборы были недолги, и мы направили аппарат в юго-западном направлении к Белому озеру. Дорога, прямо скажем не сахар, асфальта тут отродясь не бывало, но вполне допустимо, поднимая хвост пыли, ехать со скоростью восемьдесят. Встречных машин встретили пять, два грузовика обогнали мы, нас обошла на вираже зелёная пятёрка с местными номерами. Пришлось остановиться для осмотра окрестностей и прочих нужд. Когда пыль, поднятая отчаянным гонщиком, улеглась, мы, предвкушая скорую встречу с асфальтом, спокойно двинулись дальше. Миновали Кречетово, впереди маячит цивилизация, ещё километров тридцать, и мы на асфальте. Однако в деревне Солза, там, где кончаются владения Архангельска, дорога внезапно оборвалась.
  Не веря глазам своим, ныряем в вологодский чащобник. Нет, тут чой-то не то! Вернулись, взяли справку у молодого мужика и его мамы. «Дак, как не то, самое то! Там и есть дорога на Вытегру, другой-то у нас нету. Да вы поезжайте, у вас два моста. Наши то, мужики на Москвичах проезжают, а вы на Ниве и подавно проскочите». Славное напутствие, многообещающее. А куда деваться? Не возвращаться же… Значит это дорога… вернее, это направление в кустах и есть дорога. Тут в тридцатых годах заключённые Карлага рубили лес и тропы по которым его тащили впоследствии назвали дорогой. Спасибо жаркому лету, иначе нас не спасли бы ни два моста, ни глупая и отчаянная наша отвага.  Тридцать километров ползли два с половиной часа, а, выехав на асфальт, увидели огромный щит с надписью «Программа губернатора – Дороги Вологодчины». Славно, славно, господин губернатор.
  По пути заехали в Ферапонтово. Монастырь, известный своими фресками, лично мне больше нравится архитектурным решением. Возможно, я не прав, но говорю честно. Далее через Череповец двинулись вдоль Рыбинского водохранилища. Как истинные путешественники решили дорогу спрямить, и рванули на Тутаев в надежде там переправиться через Волгу, и прямиком на Ростов, который Великий. Да не тут-то было, моста в Тутаеве отродясь не бывало, а паромная переправа работает через пень-колоду. Делаем крюк на Ярославль и в полной темноте мчимся в сторону Москвы. Но нам туда не надо, у нас родовое гнездо в селе Никульском – усадьба «Валерия», да будут благословенны её земли.    Аминь.