Осень в Израиле

Александр Шимловский


2008 год, 20 – 30 октября.

20 октября. Понедельник.  Проснулись рано, собрались и, опасаясь «пробок», поехали в общественном транспорте. Маршрутка, электричка, метро, электричка. Несколько хлопотно, но вполне удобоваримо.
Зарегистрировались вовремя. Компания Эль-Аль в лице конопатой девушки спросила, не везём ли мы оружие, взрывчатку и передачи от третьих лиц. Получив отрицательный ответ, пригласила в недра Боинга. На борту народ в основном «избранный», хотя имеются вкрапления лиц славянской национальности. Вылетели и прилетели вовремя, полёт стандартный. Пристегнуться – отстегнуться, аперитив, обед, продажа беспошлинных товаров, пристегнуться...
Аэропорт Бен-Гурион вполне соответствует уровню современных мировых стандартов. С двойной переплатой и выкрутасами (скупой платит дважды) прибыли в отель «Марина». Приняли без проблем, но делают вид, что по-русски не понимают. Номер классический «дабл» с видом на море. Прошлись по округе – почти «резорт».
21 окт. Вторник. Нежились под лучами солнца и в тёплых водах Средиземного моря, вода - 26 градусов, воздух – 30. Созвонились с Риммой и Раей, у них взаимная неприязнь. Не вмешиваемся, не разжигаем...
22 окт. Среда.  Собрались в Иерусалим – город трёх религий. Доехали на маршрутке довольно быстро без особых проблем, дорога хорошая, виды библейские. Местные очень любят строить замысловатые бетонные памятники в виде пиявок, лабораторных магнитов, остовов автомобилей, выкрашенных в бурый цвет, и тому подобных объектов. Смотри, мол, и сам догадывайся, что именно хотел сказать автор инсталляции. Я – тупой, не доезжал.  Лера выделила нечто, сооружённое на вершине холма в виде опрокинутого частокола, дескать, это лучи поднимающегося солнца.  Ну да, тут солнце встаёт с севера… Ирония.
Иерусалим расположен на многочисленных холмах, дома, выстроенные из светлого, почти белого известняка. Смотрится красиво, хотя архитектура в основном незамысловатая. Здания Иерусалимской администрации типичны для содержания любых бюрократов. Снялись для памяти, на вечность не рассчитываем.
Осмотр Старого города рекомендуется вести от Яффских ворот. Нет возражений. Проползли сквозь ряды ещё сонных торговцев, купили кипу, вышли к площади у Стены Плача. На входе пункты КПП. Обследовались на предмет причастия к терроризму и соблюдения правил поведения. Леру заставили надеть чёрное платье с капюшоном. Куда денешься? Надо. Над Стеной Плача мусульмане соорудили две мечети, и выглядит это безобразие весьма оскорбительно. Понимаю евреев, мне бы тоже не понравилось. Сняли панораму. Справа, через ложбинку маячит косогор с древними могилами, на высотах Масленичного холма различные христианские храмы.  Гефсиманский сад закрыт от взора мечетями.
Прошли на площадь, окунулись в массу ортодоксальных иудеев. Надел кипу, поскольку с непокрытой головой находится в священном месте не положено. С такой рожей, даже с кипой на голове не притвориться мне евреем. Переживу, надеюсь. Постояли у Стены, кое-кто поплакал. Запечатлели моменты, вложили в щели записки и двинули на Голгофу. Маршрут пролёг сквозь торговые ряды. Никакой исторической достоверности и религиозной святости сей, некогда скорбный путь, ноне не представляет. Изгонял Он торговцев из Храма, изгонял, а ноне они вездесущие все подходы заполонили. Увы – бум всеобщего потребления, сувенирный бизнес и туристический ажиотаж. Много организованных экскурсий, большинство россияне, я им не завидую – сплошная гонка за лидером с флажком.  Посетили церковь на месте последней остановки Иисуса. Храм действует под патронажем РПЦ. 
Прошли к Храму ГРОБА ГОСПОДНЯ. Суета, ибо туристы христиане разных конфессий стремятся посетить храм, а их церковные иерархи пытаются претендовать на обладание святыней. Однако ключи от ворот храма вот уже несколько столетий контролирует одна мусульманская семья.
Греческие монахи, несущие службу, держатся с несгибаемым достоинством и внутренним почтением к вере и её святыням. Преклонили колени перед плитой, на которой омывали Тело, снятое с креста. Поставили свечи «за здравие» в небольшой нише внутренней часовни, на месте где покоилась голова Иисуса, снятого с креста, и «за упокой» с боковой стороны. Долго искали камень для своей часовни. С помощью чернокожих православных монахов нашли. С разрешения начальства рабочий отколол нам нужный фрагмент. Низенький, худенький, очень ответственный и милый греческий монах освятил камень. Теперь предназначение «Петра» служить в часовне св. Константина. Купили чашки, вернулись в Тель-Авив. Битых четыре часа выясняли необходимую нам информацию. Информационные бабушки очень упрямые и притворяются сильно тупыми… а может они и впрямь такие?
23 окт. Четверг. Встали рано поутру, искупались в Средиземном. Нас везут на Мёртвое море. Познакомились с женщинами выходцами из Союза, абсолютными антиподами. Одна агрессивно русофобски настроенная: «Русские самые хитрые». «Россия подлая страна». «Он (я) приехал в Израиль и решил, что здесь будет всё дёшево! (Почему бы и нет?) А у вас в Москве, в Домодедово чашка кофе сто сорок рублей стоит! Подлая страна, я восемнадцать лет как уехала, но каждый год езжу отдыхать в Кисловодске, всё плохо, всё! Володя, (молчаливому мужу) ты видел такое, они хотят на всём готовом здесь жить… и дёшево!» Подобных перлов было много, все не упомнишь. Сцепился, опомнился, отошёл и поговорил с другой, почти с ангелом. Её звать Светлана, она преподаватель в русскоязычной гимназии Тель-Авива. «У нас здесь очень много мнений, местные люди, почти все малограмотные, нас, русских, не жалуют, но ничего. Это наш народ, он весьма своеобразный… Нет, девушка, я ничего не имею против, я сама еврейка».
Мёртвое море открылось часа через два, внезапно как мираж в Иудейской пустыне. На большой автобусной остановке с магазинами и туалетами, для посещения которых мы собственно и остановились. За пальмами я увидел рябь. Сначала не поверил. Ожидалось нечто мрачное, на глубине 417 метров ниже уровня мирового океана со зловонными испарениями. Оказалось, если бы не дикая природа – «чистый резорт». Облегчились, перекусили. Дорога вьётся вдоль берега, на другой стороне в мареве пустыни холмы Иордании.  Заехали к подножью крепости «Массада». Высоко и круто, знал Ирод где прятаться от врагов. В знаменитом кибуце Эйн Геди, засаженном кактусами и другими, якобы диковинными растениями мило. Райское место, но больше трёх часов там не выдержать, озвереешь со скуки.
Прибыли на цивилизованные брега Всеизраильской здравницы. Вокруг шикарные и хорошие гостиницы, благоустроенные пляжи, курортные шопы, ларьки и рестораны. Вода – чистый глицерин, народ – фанаты резорта, балдеют и лечатся, лечатся и балдеют.  Россиян и русских большой процент, повсюду звучит иврит и родная речь. Окунулись, намазались «на халяву» лечебной грязью. Хорошо! Вода – 32, воздух – 37 градусов.  Полечились и поехали обратно. Есть мнение, что неплохо бы поваляться здесь с недельку.  Поживём – увидим.
24 окт. Пятница. «Пляжились» и бултыхались в Средиземном море целый день, малость подгорели. Вечером встречались с Гурвицами. Много говорили, расстались поздно. Их представление о России застыло на восьмидесятых годах прошлого столетия. На прощание снялись в вестибюле у израильского флага. Лёше здесь было неплохо, чего не скажешь о Римме. «Я сюда никогда не вернусь!» Мы начинаем её понимать, сложная страна, даже для своих.
25 окт. Суббота. У всех иудеев ещё с вечера пятницы выходной день, даже на кнопку лифта нажимать считается работой. Мы не евреи, а по сему рванули на север, в Хайфу. Слева море, справа поля, вдали предгорья Голландских высот. Прибыли, поднялись на гору Кармель, внизу сияет золотой крышей Бахайский храм, на косогоре цветут и зеленеют персидские сады. Звучат советские песни военных времён, бродят российские туристы и преклонных лет ностальгирующие по Союзу израильтяне.  Прошли к монастырю Кармелитов, рядом пещера пророка Ильи, в которой Святое семейство нашло приют после возвращения из Египта. Красивый город, но нам пора в Натанию к моей однокласснице Рае Шустер на званый обед.
Приехали к Рае. Встречали и провожали очень мило и тепло.
26 окт. Воскресенье. Будний день, всё работает. С утра искупались, затем прогулялись по Тель-Авиву. Всё дорого, очень. В России и дешевле и без хлопот. Шли по ул. Дизенгоф, забрели на рынок. Типичный восточный базар, но с кошерным уклоном, у нас выбор не хуже. К вечеру искупались. Море чуть похолодало, но градуса 23 будет.
27 окт. Понедельник. С утра вышли на пляж. Пока купались у меня успешно украли рубашку с записной книжкой. Жалко, потерял все адреса и телефоны. Хлынул дождь.
Переехали в гостиницу «Абратель». Ничего, уютненько. Апартаменты, на втором этаже, жить можно. Пляж рядом. Искупались, сходили в ресторан.
28 окт. Вторник. С утра зарядил дождь. Ян, племянник Раи, договорившись с палестинцами, устроил поездку в Вифлеем. Песня, а не поездка...
Вифлеем, город, где родился Иисус, расположен рядом с Иерусалимом, но на Палестинских территориях, для проезда в которые требуется пересечь КПП, почти границу. Однако к россиянам палестинцы относятся с пиететом. Ассирийский христианин забрал нас возле Яффских ворот и благополучно доставил на территории. За КПП и огромной бетонной стеной, отстегнули привязные ремни (так у них, в автономии принято) прихватили русскоязычного гида Ильяса, как он утверждал, крещённого в православие.
 Гид первым делом похвалил Россию, поругал Израиль и США, затем показал холм, на котором ведутся раскопки подземного города с могилой царя Ирода. Приехали в магазин, заполненный иконами и другими символами православия. К нам подступила девушка лет тридцати и принялась убеждать, в силе и действенности тех или иных предметов культа. Такова её задача. Я затосковал и отошёл, Лера держалась стойко. А что делать, девушка вцепилась мёртвой хваткой. Внезапно в лавку ввалилась толпа русских туристов, в основном туристок. Да… такое увидишь редко. С фанатичным блеском в глазах, религиозно настроенные барышни сметали с полок всё. Чем дороже, тем лучше. Блуждая посредине этого разгула, ещё раз убеждаешься в необходимости человека во что-либо верить. Он слаб, а вера и её символы укрепляют. Набрав полные корзинки «сильных», «очень сильных», «ещё боле сильных» атрибутов культа, прихожане встали в очередь к кассе. Доллары потекли зелёными ручьями, прислуга на круглых подносах предлагала «чай-кофе» в миниатюрных, грамм на тридцать, стаканчиках. Вероятно, в целях обалденной экономии, ёмкости изготовлены по специальному заказу. Набрав полные мешки икон, крестов и крестиков, толпа, скрылась в огромном автобусе и отбыла в церковь Рождества Христова. Сотрудники магазина и гиды-зазывалы объяснили, что там, на месте рождения Иисуса, всё чудесно святиться само собой без участия попа, монаха и прочих служителей церкви. Как не поверить?
Настойчивая девушка, убедив нас, что выходить из магазина, не облегчившись долларов на пятьсот неприлично, подвела Леру к кассе. Таковы условия вояжа.  Когда финансовые формальности были улажены, гид пригласил нас в машину. Посещение Храма Рождества в качестве VIP персон несколько иное, нежели мытарства толп, прибывающих организованно. Не надо пролазить сквозь маленькую дырочку в стене, стоять в мавзолейной очереди, гид вещает только для вас… Словом, повезло. Кстати, Ильяс пользуется в Храме непререкаемым авторитетом, с монахами здоровается за руку, все сопровождающие готовы остановить несметные толпы, чтоб только ему услужить. Так, за каких-то полчаса мы посетили все святые места и благополучно отбыли обратно в магазин, в котором нас пытались накормить шашлыками и прочими арабскими яствами. Узнав, что Ян мой земляк, прониклись прямо-таки благоговейным почтением. Вывезли нас за КПП, усадили в такси и даже расплатились сами, но унылый таксист всё-таки выманил двадцать шекелей на лечение своей больной «мами». Вечером искупались, волны огромные, вода тёплая.
29 окт. Среда. 7 ч. 30 мин. Искупались, волнение спало. Позавтракали. Посетили Яффо – городок, с которого начинался Телль-Авив (Холм весны).  Говорят, именно здесь Ной строил свой ковчег. Не знаю, правда ли? Имеется христианский Храм святого Петра (17 век), мечети и старый город с узкими кривыми улочками. С холма открывается замечательный вид на Телль-Авив. Внизу блошиный рынок со старым барахлом и с совершенно безумными ценами. Прошлись, приценились, покупать не стоит.
Отдыхали, купались. После четырёх встречались с Гурвицами. Римма попыталась удивить россиян йогуртами, хумусом и авокадо, не получилось. Расставались с грустью. Они улетели в Канаду.
30 окт. Четверг. До обеда купались и собирались, далее команда на взлёт и здравствуй Москва. Встречал Саша. Хорошо!