Байки при луне

Алексей Фандюхин
    А, к вечерку сегодня случилась веселуха. Нежданно-негаданно. Написала мне в «Одноклассниках» письмецо старинная милицейская знакомая Идалия Фёдоровна Шевцова , а по совместительству ещё и коллега по перу–член Союза писателей России, редактор альманаха «Сверстнику».
         Начала издалека:
        -Вот, приложение к альманаху готовлю. Напиши про себя, как пришёл в милицию, кем и как служил, что-то запоминающееся из милицейской службы…  Не уточнила ни объём текста, не стиль повествования.
         Не так-то и давно невежливо отказался печататься в «Сверстнику», были на то причины, а тут зашла с другой стороны – карт толком-то не открывая, вот и купился – дал согласие. Вроде как служили когда-то вместе– грех отказать.
         Начал писать – кусками текст ей скидываю, прямо с кончика пера, и…выясняется: Требуется от меня всего-то букв накропать на тетрадный листок, в клеточку, но…тут, тут «Остапа уже понесло» и родился целый рассказ, прямо-таки от первого лица.  Вот и представляю его Вашему вниманию Уважаемый читатель:

      -Дед, а дед ,а ты в милицию-то как попал служить? –Вопрос четырнадцатилетнего внучка Владьки застал врасплох.
       Поужинали, пообщались и каждый занимался своим делом. Я сидел, ковырялся в просторах инета, Владян мучил игровой ноутбук, пытаясь обмануть хитрых инопланетян, и пора была уже на покой идти – вечер поздний, не до разговоров. Но внучек за все годы в гостях впервой, а когда ещё поговоришь накоротке, да не бегом?    Дорогого стоят нечастые откровенные разговоры.
      -Как, как? Да вот так: Зимой дело было, а если точнее– поближе к февралю. Отцу твоему годика четыре всего – то и было.       
     Семейный совет держали за кухонным столом трое: тесть, тёща и я- молодой отец семейства, тройку лет как окончивший институт, отслуживший солдатом срочную службу– профессиональный спортсмен, деньги получавший за то, что педали крутил по дорогам страны, защищая спортивную честь крупного оборонного завода, слесарь спортивного цеха шестого разряда- наивысшего.
      А почему высшего то? – спросишь, а всё просто! Был кандидатом в мастера спорта- был пятого, а тут выполнил нормативы Мастера спорта всего Советского Союза, отправили документы в Первопрестольную, ну Москву значит, чтобы понятнее тебе было, на присвоение звания– сразу и разряд, а с ним и оклад повысили, до максимального.
       Было это ещё по осени, а сейчас, ближе к весне восемьдесят пятого отыграли фанфары. Дела заводские пошли наперекосяк- срезали финансирование на оборонку, готовилась страна к развалу. Зарплату стали выплачивать спортсменам нерегулярно, пошли сокращения.
       А совет семейный держали вот в чём:
      –Пора заняться тебе зятёк более серьёзным делом–хватит педали крутить – начал вкрадчиво разговор Яков Андреевич. Хочешь решим и пойдёшь спорткомплексом на Котельный завод заведовать? Аль вот- ещё интереснее: персональным водителем, на Олеумный к директору, Генеральному!!
    - Не наююю- промычал я что-то невразумительное в ответ. Зарплата меня устраивала, завод общежитие малосемейное выделил. Что ещё нужно молодой семье? В холуях персональных не ходил, как-то не то воспитание родители дали. Заведовать спортзалом? Молод вроде, всего-то двадцать пятый годок пошёл.
     - А, вот Лёшка, давай я тебя в милицию отведу, работать? Всё какая- никакая, а социальная гарантия. Зарплаты конечно смешные, но льготы есть- бесплатный проезд вот, в трамвае.
       И повёл меня тесть, как бычка на верёвочке к дружку своему, что в бытность событий описываемых, должность начальника Бийской милиции занимал: Фёдорову Владимиру Павловичу.
      Предстал я пред грозные очи начальствующие. Поговорили–приглянулся, смышлёным показался и скомандовал подполковник:
   - принять в органы внутренние, на должность опера отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности – БэХээСэСом звавшееся.
     Скомандовать-то скомандовал, да вот незадача- Заняты все места были, а на те, что свободны- кандидаты уже подобраны- людям обещаны.
      Скоро сказка сказывается, да не скоро дело милицейское- кадровое делается. Три месяца бумажки – запросы проверочные на всю родню, что от Брянщины до Сибири-матушки ходили.
       А пока суть, да дело получилось, как в старом анекдоте про места в трамвае: джентельмены-то есть, а вот местов, местов-то уже и нема.
         И пошёл дед твой служебной, спортивной и боевой подготовкой заведовать. Должностёнка не великая- всего-то на всего лейтенанта старшёго, но в подчинении краевого совета физкультурного общества «Динамо», а назначает на должность…сама Москва!!!
         Вот тут-то и хватил лиха! Шлют кадры документы в столицу- те отлуп! Нет физкультурного образования, а педагогическое не в счёт.
      Два года по должностям скакал-прыгал «подснежником», пока справку в личное дело не тиснули, что являюсь студентом спортфака и занимаюсь спортивной работой.   
         Начинал с милиционера патрульно- постовой службы, ни дня в патруль ни проходив, Первое офицерское звание лейтенанта получил на должности командира взвода обеспечения, пока вставало всё на места.
        Работалось легко – служилось не просто. Через пяток лет был уже и капитаном милиции, и старшим инспектором- методистом физкультуры и спорта АКС «Динамо».
       А тут вновь незадача! Вместе с Советским Союзом и развалилась вся динамовская система спорта- попал под сокращение.
        К тому времени за плечами было уже почти три курса финансо- экономического института, в довесок к имеющемуся, и должность БЭПовца, так теперь величали борцов с расхитителями социалистической собственности, всё же нашлась.
        Не прошло и года, как по служебным показателям был твой дед среди лучших сотрудников отдела, и в краевом конкурсе профессионального мастерства, где требовались знания, умения, сила и ловкость– тоже отличился, стал призёром.
         И всё бы ничего- шло бы и катилось гладенько! Но, вот незадача. Власть в стране пушками и танками людишки ушлые на себя тянуть начали и понадобилось им создать структуры специально обученные ОМОНы, да СОБРы.
         Задницу прикрывать собственную, да чужими руками жар разгребать грядущих военных конфликтов.
        И как-то, по осени девяносто чётвёртого года, ровно за десять лет до твоего рождения, в коридоре городской милиции, прихватив меня за лацкан пиджака отвёл меня один полковник в сторонку. Должностью непонятной, но вес имевший в Управлении немаленький- Ярослав Дмитриевич Щитка и доверительно так предложил- проинформировал:
        - Отряд спецназа создаётся. Командиром туда пойдёшь?
         В бытность динамовскую не сиделось просто на должности, а всё лез я куда-то, да придумывал что-то. А тут- военно-патриотическое движение в стране развернулось. Создал клуб, да не просто клуб, а лучший на Алтае. Мальчишки Спартакиады три года подряд повыигрывали в крае, до всероссийских добрались и там отметились.
         Вот и увидел Серый Кардинал во мне готового командира ОМОН.
        Ладно, байки можно долго рассказывать. Путь милицейский не близкий прошёл, от старшего сержанта до полковника. Служба была порой совсем не сахар, по головам не шёл, подмётки не рвал, а вот ты ещё как-то спрашивал:
   - Когда я себя по-настоящему, милиционером почувствовал?– Отвечу  прямо:
    – Не тогда, когда ломовиком, в лихие девяностые «быкам» руки крутил, да первых рэкетиров в засадах поджидал и ни тогда, когда грамоты за успехи в оперативно-розыскной БЭПовской деятельности вручали, а когда сети у нас тёмной июльской ночью кто-то свинтил. А мы за три часа всё нашли, да вернули. Ей-бо! Не вру. И свидетель живой есть: дядя Толя Завидов.
        Жаль вот только Остапенко Николая нет давно с нами, мужественно погиб, как подобает офицеру– ты его не помнишь, годик тебе всего и было.
        И следы на мокром песке распутали и подворный опрос провели и жулика «раскололи».
       Как–нибудь, подробно напишу, прочитаешь– обхохочешься.
       Было потом много чего, за что гордиться по гроб доски буду, было, за что и стыдно…
      Ну, да ладно- время позднее, пойдём внучок спать.