Безработный

Александр Вигер
Завершение университета позволило безработному вернуться к себе домой в провинциальный город почти героем. Он чувствовал, что сделал почти невозможное. Столько раз он хотел всё бросить, думал, что на зачёте или экзамене его точно завалят, но всё-таки получил желанный диплом. Он ощущал себя выпускником и не учитывал того, что стал безработным.
Казалось, что самое тяжёлое позади. Работа должна была сама собой найтись. Трудности с поиском работы могли быть у всех знакомых безработного, кроме него самого. Он взял немного времени на отдых, а потом был готов приступить к поиску работы, который считал чистой формальностью.
Появление Интернета должно было нивелировать разницу между большими городами и провинцией, ведь, по сути, все вакансии мира были у него в компьютере. Но вместо интересных вариантов была полная ерунда. Диплом менеджера, который представлялся его семье внушительным документом, не помогал на предоставленных должностях.
Первые отказы он воспринимал с юмором и недоумением. Идея о том, что без опыта работу не дают, а чтобы получить опыт, надо работать, казалась ему просто парадоксом, а не правдой.
Некоторое время он искал работу по специальности, но это не закончилось успехом.
Сам поиск работы из фонового занятия превратился в основное. Он скупал газеты, мониторил Интернет, всё внимательнее приглядывался к объявлениям на улицах. Те варианты, которые он первоначально отметал, теперь приходилось внимательнее рассматривать.
У безработных нет семьи. Формально она, конечно, есть, но никто в семьях не поддерживает безработных или поддерживают до поры до времени. В зависимости от характера, безработных либо провожают немым укором, либо откровенно оскорбляют и обвиняют во всех смертных грехах.
У безработных нет любви. Строить какие-то отношения без денег невозможно. Романтические героини, готовые путешествовать со своим любимым человеком без денег по миру, остались в фильмах. И если  безработную девушку ещё готовы любить и обеспечивать, то на безработном парне ставят крест, да и он себя всерьёз не воспринимает. Некоторым не до любви, а некоторым хоть и до любви, но ничего они сделать не могут.
У безработных нет друзей. Безработица показывает меркантильность дружбы. Наверное, даже мушкетёры, если бы они были безработные, тоже не дружили. Взрослые люди почти не встречаются просто так, а если и встречаются, то негласные правила приличия требуют траты денег.
Безработные постепенно теряют даже свой внутренний мир. В принципе, это можно применить вообще ко взрослым людям. Работающие думают о том, как бы сохранить работу и продвинуться по службе, а безработные – о поиске работы. Интересы, увлечения и даже просто посторонние мысли остаются в прошлом.
Безработный ходил на собеседования, и это было очередным кафкианским унижением, начиная от звонков работодателям и заканчивая фальшивыми обещаниями перезвонить.
Глупые вопросы о том, почему он хочет торговать бытовой техникой именно у них в магазине, почему он не работал раньше, чем его привлекает торговля. Если же человек работал, то его спрашивают, почему он уволился, как можно вообще увольняться. Безработного ничем не прельщала торговля, он никогда не мечтал продавать сковордки, но надо было говорить, что он готов учиться, совершенствоваться и так далее.
Иногда приходилось заполнять длинные анкеты, и было неприятно выдавать информацию о себе, предчувствуя, что его, скорее всего, не возьмут.
Глупые люди работали и указывали ему, что делать.
Безработный мог ощутить облегчения от того, что его всё-таки не взяли на скучную работу с неинтересными людьми, но обычно каждый провал его подкашивал и забирал веру в свои силы.
Его заставляли чувствовать себя перед обществом, хотя он делал всё, что мог, а общество ему никак не помогало.
Ссоры в семье стали постоянными. Он кормил родителей обещаниями, хотя сам в них не верил. Жить за чужой счёт было обидно. Родителям казалось, что найти работу легче, чем их сын говорит.
Безработный думал о поездке за границу, но там он бы тоже мог быть только дворником или официантом. Знакомых за границей не было, а кинуть вполне могли.
И он вспомнил себя подростком, когда мысли о смерти впервые захватили его. Общество требовало от него хороших оценок, а он просто хотел, чтобы от него все отстали. Тогда возраст не позволял ему осуществить задуманное, но теперь он стал взрослее и мужественнее. Надежд не было.
Безработный долгое время ходил с такими сомнениями, характерными для суицидника. Однажды он увидел провод линии электропередач на земле, и такой способ умереть ему понравился. Он крепко схватил провод руками, и его убило током.
Смерть посчитали несчастным случаем. Общество не заметило потерю своего представителя.