Мечта о прошлом. Время пра-пра-пра. Ларион!

Ганна Зброжек
Мечта о прошлом. Время пра-пра-пра .
Часть 1.
Черновики.

   Недавний телефонный разговор с червлёнской землячкой , соседкой, и ....даже маминой кумой,а также , по-прежнему дорогой и желанной гостьей , по Червлённой ,успокоил мою совесть . А совесть моя не хотела успокаиваться , я не могла себе простить одной важной вещи.
   -Как  можно прожить жизнь и не знать многого из истории семьи !? Не знать многих имён . Не знать историй фотографий из бабушкиного казачьего сундука !?
   .....Сундука кованого , зелёного...с вечным историческим нимбом ,набитым  по краю" ЕГО ...ВЕЛИЧЕСТВА...."...!!!!....

    Почему - то было совестливо и при жизни отца пытать и расспрашивать его о чём либо ,касающегося прошлого .

    Почти всегда на рождающийся при случае вопрос к отцу :
  -папа , а расскажи подробнее ....,-во мне рождалось какое-то ,можно назвать сейчас   ,уродливое чувство неловкости ,которое меня останавливало и даже как-то парализовало мои действия :
  -а вдруг он сейчас скажет , " мне не завтра умирать , успеешь ещё узнать !
 
   Как-то вот так бессмысленно протекли годы детства и юности .

   Ничего не выпытано , не записано , и , думаю ,никак не смею я упрекать своих землячек давних веков , когда они не ведая ,что уничтожают историю станицы,растаскивали богатое содержимое сундуков,записи гребенцов -удальцов для потомков ,  на розжиг печей , да ещё и видимо на мытьё стеклянной посуды....
 
   Она ведь очень хорошо очищается размоченной бумагой .
   Так с бабушкой моей  мы начищали бутылки :нарвёшь мелких кусочков  бумаги ,чаще газетной  , набросаешь в бутыль , а их требовалось очень много в основном для заготовки томатов на зиму, зальёшь водой и болтай туда-сюда , да плюс  ёршик  ,и - посуда блестит ,и не единого пятнышка на ней.

   Оконные стёкла тоже учили меня начищать бумагой газетной, да ,...до блеска !

   Впрок ,в кавычках разумеется , и к сожалению , пошла наука пользования ценными залежами сундуков ,оставленных славными гребичами .

   Так вот поговорили мы с Л* , о наших родах станичных , о том ,что нам известно , чего не знаем, о чём грустим , о внуках ,..
   и на моё сожаление о том ,что ни папа , ни оставшиеся в живых другие мужчины моего рода не рассказывали ничего ни об репрессированных прадедах , ни об их подвигах ,если они были , ни о том , за что их расстреляли ,и ,бывало ,приумолкали ,если видели мой интерес к их беседе ,....

  -Люба ,- прокричала  мне на мои сожаления  на другом конце провода домашнего телефона  ,потомок одной из самых известных и значимых фамилий в трубку :

  -Я хорошо помню ,мне рассказывал отец,что никто,никто  в станице не только  детям ,вообще никому ничего не рассказывали,фотографии убирали подальше   !
  -Потому что боялись за будущее и самой семьи и ..детей !

   Самой Л* , по её словам, отец , выросший в семье деда по материнской линии , тоже славной казачьей фамилии, очень и очень  много рассказывал .Однако об их роде ииистории я немало уже почерпнула и из интернета .

   Очень она решительная и боевая женщина .
   Казачья кровь! Вот давно хочу ,да забываю ,у неё расспросить , как же разрешился их спор с матерью перед отъездом из станицы . Вывезла ли она так любимые её матерью старинные кровати ?
   Тогда в начале девяностых  уезжая из станицы  многие забирали на новое место всё ,вплоть до дощечки завалящей , до собачки ...и запасов съедобных.

   Помнится в это время мы помогали с мамой  крошить капусту у них во дворе их роскошном , роскошном цветами по всему огороду ...

   Гора накрошенной капусты на столе , готовой для закладки в бочку до сих пор перед глазами.
   

                *********************
                ********


   Совесть  моя , разумеется  , после таких неоднократных уверений  вроде как даже и  успокаиваться начала  .
   -Что ж , не одна я такая , ничего не поделать .
    Молчание станицы .
    Под звуки пионерского горна и барабанов и  песен ,  о смелых красногвардейцах.
                Под тихий плач и стон прабабок наших  в подушку , да перед негаснущей лампадкой.

    Нет , совесть мне уже не успокоить !

   Теперь то я,конечно ,навёрстываю упущенное .
      По капельке , по имени , по истории, по песне.
    И , пусть пасьянс этот мне не выложить окончательно , думаю складываю его не зря.
                ****************
   А судьба распорядилась так , что теперь вдали от станицы , в беседах с другой уже знакомой,как мне думалось  прежде ,просто  землячкой , теперь уже односельчанкой в другом месте ,узнаю вдруг , что мы,оказывается  , родственники ! А я то думала просто подруга мамочки .

   -Любочка, мы ведь с вами близкие родственники :  я -вашему папе троюродная сестра , ну а , вы-молодёжь --четвероюродные уже!

   И узнанное это сразу никак не  переваривается  в сознании, не укладывается по полочкам ,время для этого необходимо !

   Вскорости же  , по каким -то законам , не по одному кругу проанализированные эти слова , давно мне просто знакомой женщины  ,наряду с нашими общими воспоминаниями :
     старика -соседа  с длинной пушистой  белой бородой  ,другого старшего из нашего рода, во мне просыпаются и открываются другие спящие ячейки памяти ,благо -интернет в помощь....
      И, вот оно уже готово ,то пространство , те обстоятельства , в которые я готова войти !

  Отсюда ,и - сейчас !
   И я знаю, что войду туда ,словно вчера была с ними , вечеряла и подпевала им !

  Вот только почищу пойду ,да приготовлю для принятия гостей свои измученные , да покалеченные моим забывчивым  вдохновением  чайнички, и -сразу в путь !  )))

   А ,вернувшись , наметила срочно навестить свою родственницу ,попеть с ней , и прорисовать совместно дополнительные ветви на нашем общем родовом ,скажем так дубе ,  ведь это она  продвинула меня в правильном направлении моего исследования корней.
    Обязательно навещу , тем более ,что она и пытала меня :
-Когда в гости ?

                **************************************
                **************************************
   Пра-пра- дед мой по отцу родился в 1841 году , возможно это была весна , апрель , а возможно и поздняя осень,или же лето .
   Тогда  всех родившихся называли строго по святцам,по дням памяти святых в церковном календаре.
   Иван ! 
Часть 2 .
 
    Благо ,зная , что от реки Кумы до станиц Терека *на момент рождения деда Ивана была прямая степная дорога ,воспользуюсь этой дорогой ! Обозом , -пишут  два дня пути .
    Ну а я- уже там !

    Основание улицы прадедов с юга позволяет увидеть перевал через Терский Хребет , он словно  славянская буква ЧЕРВЛЬ ,- как и  в прежние времена, и , -теперь,словно якорь большого нетонущего корабля -земли Гребенских Казаков ,как и на начало 18-го века ,так и на начало 17-го..!
   
    Так устроены улицы станицы , что в перспективе  южное направление -это перевал, за ним крепость Грозная ,рядом с нею где-то должны быть военные поселения, мирные поселения тоже.

    Мимо меня проезжают две арбички ,замечаю среди казаков  двух женщин .
    Они одеты скромно ,кажется какие-то плюшевые фуфайки ,почти одинакового сине-фиолетового ,у обеих , цвета , платки невзрачны , едут по делу ,скорее всего на базар .
     О,да ,-уже тогда базар был святым делом !
   Что везут - не успела разглядеть .Посмотрев вслед удаляющемуся транспорту "" того времени ,замечаю окружающую красоту .

    По обочинам  дороги ,направленной  в сторону перевала сплошь заросли ,и кустарника и деревьев , очень много высоких ,раскидистых ,наверное дубы ,карагач, а , меж ними кипарисами высятся тополя...

    А цвет то вокруг -осенний , мой любимый шартрез !
   
    Женщины взглянули на меня и тут же отвернулись , продолжая свой разговор.
    Провожаю взглядом , а  в груди становится горячо от волнения момента ,пусть удачным  будет их путь .
    Сама же скорее ,скорее по улочке вверх .
    Понятное дело ,для часовых на вышке у южных ворот станицы ,я -невидимка ! Полчаса не могла наглядеться на природу вокруг ,а им -всё невдомёк ! ))
 
    Дорожные колеи полны влаги .
    Плетни ,плетни ,плетни !
    Все какие-то новые,и ккалиточки , и ворота , и тоже  очень много из плетня .
    Да и домики все беленькие с небольшими окошечками тоже выглядят новенькими !
    -Ах , да ,  недавние  пожары  в станице ,-догадываюсь я .

    Спешу, но , заглядываю во дворики .Повсюду во дворах хозяйственные построечки  .
    При домиках -избушки поменьше ,  летние кухонки ,никто их и тогда не отменял !
    А запахи ,запахи !
Пахнет  ,кажется ,по всей улице блинами
  Блины-это обязанность ,обычно дочек или снох.
    В хорошее время попала в станицу , на улице никого .
    Лишь во дворах замечаю  женские головы в платочках. И слышится детский смех во двориках .
    Осенние весёлые дворики , когда виноградная лоза уже обрезана и урожай собран  ,но кусты ещё не уложены на землю и не укрыты на зиму , словно покрыты позолотой .
    А деревья ,деревья ! Вот -калина у калиточки .
    Вот- грушицы !
    Акации !
    Когда же всё успело вырасти после последнего пожара ? Прошло ведь всего 4 года .
    Мои,мои ...- должны жить-поживать с левой стороны улицы . Справа -должен быть пустырь небольшой.
    Кажется здесь!
    Так и есть , одиннадцатый квартал от начала улицы . Вот только почему -то не увидела Церкви .Неужели она ещё не построена ?
    Конечно же , не построена.
    Ведь старообрядцы.
       А где-то скорее всего есть просто дом моленный , с крестом -коньком на крыше .
       В окрестности пустыря не мешает вглядеться повнимательнее, место помнит многое , здесь прежде было озеро и свадебки со сватовством , выкупом совершались на лодочках !
(Как свидетельствуют некоторые потомки ...)
*********************
   
    О!Какой большой двор !
    В глубине двора сарай под яркой соломенной крышей , слева от калитки небольшие домики ,вдоль южной стороны двора .
     Дальний , маленький словно прилеплен к большему . Журавель колодца , а рядом под навесиком печь ,настоящая печь !

     Где-то рядом залаяли собаки наконец-то , и почти по современному .
     У печи кто-то возится ,кричу:
     -Бабушка Устинья !
          Никто не отзывается ,  из соседнего дворика напротив вылетает целая стая детишек .

     Девочки обвязаны шалями , в каких-то кофтёночках-фуфаечках .Мальчик лет десяти  среди них  серьёзным образом  наряжен по- казачьи :в кафтане с газырями , вот только всё велико ему  , замечаю.., да на всех какая то непонятная обувка , зато тёплые вязаные носочки белого цвета высокие у всех на ногах.Опрятненькие детки !
     И снова собачка , опять из того же двора .
 
     Вспоминаю ,что не так надо было мне звать хозяев .
     Берусь за металлическое  колечко щеколды на калитке ,постукиваю  слегка .
      -Господи ,Иисусе Христе , помилуй нас ,-...пробую громко .
      -.......................................
    
     -Заходи,заходи милая ,-слышу в ответ .

     -Бабушка Устинья , отворяя калитку  , вхожу во двор .
      Господи Боже мой , меня приняли  за странницу ,видимо,  и  мне несут приличную  четверть  круглого хлеба .
      Теряюсь и беру высокий этот хлебушек в руки .

      -Какая же я тебе бабушка ,-удивляется  мне молодая яркая женщина , у неё большие серо-зелёные глаза .Добрые и удивлённые .


      Я же в свою очередь без удивления рассматриваю её наряд : пышный низ , скорее всего две-три юбки, и все на "завязочках" ,под верхней , однотонной , немаркого коричневого оттенка , три складочки по низу.
      Да поверх , видимо, рубахи домашнего кроя, кофта на пуговицах.Весёленькая,с какими то голубыми разводами , на кокетке.
      А пуговки -кругленькие , тканевые ..

      На голове верхний платок , точнее шалечка , не завязан ,(спешила ..)), а за нижним не видать ни одного волосочка.
      Знаю, так должно быть у гребеничек.
      ..........................
      На маленькую крытую верандочку выбегает девочка лет шести .
      -Маменька , Ванюшка не засыпает!

      -Погоди-ка ,погоди  ,миленькая , посиди ка вот .
      
       Под навесиком ,где ещё с улицы я заметила печь ,теперь различаю и низенькую горнушку , на ней  два котелка . Один -большой ,видно с водой ,а в маленьком - что-то варится .
       Тёплая осень видно позволяет хозяевам трапезничать во дворе, на свежем воздухе .
       Длинный деревянный стол на перекрещенных ножках  , в пять широких ,скорее всего, дубовых досках , покрыт лишь на-половину  отрезком плотной ткани.
      Усаживаюсь на такой же длины скамейку у стола . 
       - Словно век здесь жила !

      Рассматриваю домики . Сейчас они обращены  окнами на север. У большего домика , ещё и на улицу два окошечка , они обращены на восток .

      В будущем ,соображаю я ,в этом дворе Лариона , четвёртой доле казачьего квартала , женится Иван ,у него родится Михей , и  уже напротив этих относительно небольших строений ,там где сейчас вижу только рядочки виноградные  будет построен уже больше и выше этого немаленький по размерам , из трёх комнат и веранды стандартный казачий домик .   
      Поначалу с  незастеклённой верандой , и окнами : два -на восток , два -на юг, одно на запад .Одно ,...потому что там , к западной части дома ,тоже будет пристроена летняя кухонка. И, ещё одно окно из маленькой комнатки , где уже вырасту  я , оно обращено на север.
      
     Там же , в маленькой комнатке будет поставлена совсем небольшая русская печь , устьем обращённая  в комнату , где окна на юг , а правый от устья печи бок печи  будет обогревать  комнату восточных окон.
      Неужели мне сейчас повезёт , и во двор выйдет отец этого Ванюшки , что никак не заснёт ?!

      Но ,нет !
      Во двор выходит девочка , платочек на всю голову , однако из под платка по всей спине длинная косичка с голубенькой ленточкой.
      Она выносит из летней кухоньки небольшой глиняный кувшинчик и пустую чашку .
      Наливает мне ,кажется, заквашенного молока в чашку , подаёт ложку и уходит .
      Замечаю  её настороженный взгляд .
       Что же ,наспех сшитые вручную  длинная  юбка , и ,как мне казалось ,удачно сшитая на казачий манер кофта ,не внушают доверия !
        Вид мой странен и неуклюж. И их можно понять.
       -А где же ваш батюшка ?-спрашиваю вслед .

        Девочка не оборачивается , сбрасывает с ног большие по размеру чевяки на ступеньках у входной двери и скрывается в доме.

        Мацони люблю ,и съедаю без остатка !
       
        От собственной  бесцеремонности становится стыдно , но любопытство не оставляет меня .
         Рассматриваю печь , рядом с которой сижу.
        Ну, точь в точь , как и та !
         Та, которая будет позже сложена , лет через 70-80 Но она будет обращена лицом уже к тому ,новому дому, то есть устьем на север.
        К тому дому  ,в котором придёт время родиться пра-пра внукам Ивана, в том числе и мне!
         
         Замечаю за печью  корыто для стирки .
         У корыта маленький котелок ,в нём вода ,и ,похоже -угольки .
         "Щёлок " ,-догадываюсь я.
 
         Подводочка !Какая ровненькая  подводочка , оцениваю я линию на побелке и домика, и пристройки к нему .
         Эта линия разграничивает  наибелейший верх стен , от её нижней части. 
         Нижняя часть стен белённых домиков часто страдает от дождя , от животных ,что могут её поцарапать .
         Вот и придётся ,той девчонке ,сестрёнке моего пра-пра деда помогать маме .И побелить заново , и подводку подчеркнуть умело и ровненько.
         Похоже ,она многое умеет делать по дому.
         Живут добротно ,-отмечаю про себя. Ведь есть хатёночки на улице  и пониже.
         И -чистота ! По всему дворику чистота !
 
         Сарай отгорожен от основного двора , и там покряхтывают куры.
         Хочется заглянуть туда , посмотреть на более крупных животных хозяйства , но не осмеливаюсь, да и не успеваю.

         На улице заслышался необычный шум .
         Батюшки , вот я попала .
         Топот копыт , словно полк по улице скачет .
         Весёлые ,сильные мужские голоса ,  ржание лошадей ,я словно воровка застыла на месте .
         Из дому бегом вылетела прабабка моя , и -за калитку .
         -Николенька , наш ужо  где ? 
         -Кагда жа ожидать ?
         -К завтрему ожидай ,Устенька !

         -Миленькая , ночевать есть где  тебе ?-разгадывая загадку моего визита, обращается ко мне ,вернувшаяся с улицы  повеселевшая моя казачка !
         
          Я ,медлю с ответом , пытаясь разглядеть ,  с каким опять делом выбежала мамина помощница ,нянька Ванюшкина.
          А ,вот что ,стирать будет !
          Чем -то она напомнила меня вдруг .
          Пока , я растерявшись ,казалось бы от правомерного вопроса ,приумолкла
          хозяйка вынесла мне узелок !
          -Спаси Христос !
          -Простите ради Христа !

          Пора и честь знать ,пора и честь знать,скромница...- повторяя про себя,кланяясь двору , хозяйке , девочке с улыбкой на меня поглядывающей  .

     Замотавшись в спасающий меня в данной ситуации старинный бабушкин сине клетчатый платок  ,ретировалась я за калитку, с дорогущим , бесценным гостинцем- тяжеленной гроздью старинного винограда сорта "пино" в руках !
      
      
    Спрячу-ка свёрток под концами шали ,прикинусь  несущей  покушать дозорным на вышке .
    Однако ,что же я вижу впереди меня?
     Навстречу -подвода, запряжённая парой лошадей .На ней есть кучер ,он в знакомой по современным мне картинкам и фотографиям казачьей одежде :  кафтан тёмно -коричневого цвета , на голове приличной высоты мохнатая шапчёночка.

    Вид серьёзен и озабочен у него , лошади идут медленно ,а за повозкой ,держась за её правый край идёт ещё один казак .Этот-помоложе .
    Что-то произошло,видать,серьёзное.
     И, в подводе ,похоже везут раненых кого -то.

    Я опустив глаза быстрёхонько мимо них , вот и ворота с вышкой  !
     Справа и слева от вышки с воротами тянутся плетни ,очень добротно сделанные ,повыше и попрочнее тех ,что тянулись вдоль улицы.
     Они все в колючих ветках терновника.Захочешь перелезть -не получится!
     Однако,рассказывают , пробирались чужаки  ,во время вечерних молитв в станице, несмотря на наличие рва за плетнём и тёрном.

       Надеюсь пробежать мимо смотровых на вышке,ведь на входе мне удалось !
    Однако , меня окликает выскочивший из небольшого строения ,типа сарая , казак уже немолодой.

    -Ю, Талишенька ,далеко ли собралась ? Почто указ нарушаешь,одна на ночь глядя , без ружья ишо  ?
    Приходится остановиться и поклониться казаку.

    У него кучерявая каштанового отлива борода ,глаза то -ли с зеленью ,то ли янтарём отдают непонятно ,хоть и всегда я определить должна при встрече с человеком цвет его глаз.
    Сейчас мне этого не удаётся .
    Да и свои виновато прячу .
    -Здравствуйте ,дяденька !
    -Здорова живёшь , девонька , а я думал сестрица моя озорничает.
     Чьих ты будешь?

    Не дождавшись от меня ответа ,добавляет  :
    -Видела , ...подводу ?
     Убили "озорники " , с вышки сняли ..
    -А ты ...тута  гуляешь.

    Я то домой вырвался пораньше ,повидаться со своими  ,да вот видишь , придётся ждать подмоги .
   

     Привязанный у входа в сторожку конь заржал,словно подтверждая слова хозяина.
     -Как же Вашего коника звать ?-осмеливаюсь, запинаясь.

     -А--а,секрета нет , деванька , это мой Орлик !
     Не доехали мы нынче благополучно до дому,не долетели .Там у меня сын ,последушек , Ванюшка !
...........................
     -А меня,красавица,   зовут -Ларион!

     -Однако мне на вышку !
      Не зря видать внимание к нам сегодня ,милая .
      Домой - ка ступай  !
     - Я птичку вот только гляну ,вон ту,красивую ,и сразу домой ,дяденька ,-отвечаю ему ,поглядывая на его ружьё за плечом , и кинжал  в ножнах на поясе.
     И сразу за воротами растворяюсь в тумане своих мечтаний .
..................
.....................
     Красивый какой , лет сорок наверное , считаю я  .
     Так и выходит ,что где-то в самом начале 19-го века рождён!

     Как вы догадались ,недоверчивый мой читатель, но...я повстречала пра-пра-пра своего дедулю, Лариона,спешившего домой ,но вынужденного временно заменить станичников.

     Мне же остался на память какой-то тревожный перезвон в станице .Чем били -не скажу,не знаю.
     Но били тревогу в станице-это точно.

     И ,добавлю , ещё пунктик : квартал моего пра-пра-пра  в станице соседствовал с кварталом Фроловых.( Мест проживания Фроловых в станице было несколько ..)
    

........
В черновиках , 31.08.2018 г.

*- От Солдато-Александровской (вблизи Новозаведенного ) ---до Старогладковской ЧР был проложен путь для оказий , обозов,..и др .целей.