ДАР

Сергей Даштамиров
      Рабочий день подходил к концу. Пациентов на этот раз было немного, и доктор Прохницкая в хорошем настроении собиралась домой. Сегодня ей надо было поздравить с днём рождения свою любимую бабушку.

      – Даша, ты ещё здесь? – заглянула в кабинет подруга.

      – Пока здесь, Лиля, но уже улетаю! Моей бабуле сегодня 82! Вот и букет приготовила и бутылочку её любимого красного вина. Она любит мускатное! Посидим, как всегда, вдвоём – по-девичьи. Ты же знаешь: у меня нет человечка родней и ближе, чем она!

      – Подруга, ты мне нужна как доктор…

      – Что с тобой случилось? – торжественно-приподнятое настроение Дарьи сменилось тревожной озабоченностью.

      – Со мной всё в порядке… Да вот одна беременная моя собралась рожать…

      – И в чём проблема? Пусть рожает!

      – Ей нельзя рожать, у неё врождённый порок сердца… Я ей уже дважды прерывала беременность… А на этот раз она наотрез отказывается. «Умру, но рожу! – говорит. – Пусть сын вместо отца живёт!»… У неё муж неделю назад в Сирии погиб… Молодой совсем офицер, 26 лет.

      – Так оно и было, – еле слышно произнесла Дарья и как будто ушла в себя.

      – Что так и было? – не поняла Лиля.

      Подруга не отвечала. Взгляд её был направлен в одну точку, а глаза, будто подёрнутые матовой плёнкой, не отражали ни одного блика света.

      Дарья вспомнила себя десятилетнюю, когда бабушка Зина открыла внучке и тайну её имени, и тайну её рождения.

      С самого рождения Даша жила вдвоём с бабушкой.  Дедушка давно умер, а о родителях Зинаида Андреевна ничего не рассказывала. «Вырастешь, узнаешь», – говорила она, когда внучка проявляла особую настойчивость, и старалась отвлечь Дашу от разговора чем-то вкусненьким. Со временем Даша стала замечать, что бабушка всё чаще берётся за сердце, принимает какие-то таблетки; запах валерьянки практически не выветривался с кухни и стал привычным.

      – Бабушка, – сказала однажды девочка, когда увидела, что та, держась за сердце, снова капает валерьянку в стакан, – когда я вырасту, я выучусь на доктора и буду лечить твоё сердце…

      – Вот ты и выросла, солнышко моё! Завтра я познакомлю тебя с твоими родителями.

      Даша радостно прижалась к бабушке, её детское сердечко прыгало от счастья: завтра она наконец увидит своих родителей!

      … Две могилы находились рядом.

      На одной – памятник из серого гранита с надписью: «Прохницкий Николай Иванович, 15.02.1954 – 25.12.1980. Погиб при исполнении интернационального долга».

      На белой мраморной плите соседнего памятника высечено: «Прохницкая Вера Васильевна, 12.05.1957 – 25.07.1981» и добавлено: «Любимой дочери от любящей мамы».

      Раньше Даша никогда не была на кладбище. Множество памятников, кресты на могилах – всё это производило на девочку гнетущее впечатление. А бабушка что-то шептала, глядя на могилки, крестилась и ничего не говорила.

      Внучка прочитала надписи, рассмотрела фотографии и спросила:

      – Здесь похоронены мои папа и мама?

      – Да, это твои родители, Дашенька, – отозвалась бабушка.

      – Я по фамилии догадалась: у меня такая же… И отчество – Николаевна. А цифры – это годы жизни, да?

      – Правильно ты разобралась.

      – А 25-е июля – день смерти мамы Веры – это же мой день рождения! Как это?..

      … Кто-то тронул Дарью за плечо и настойчиво потряс.

      – Эй, подруга, ау-у! Где ты? Очнись! – Лиля водила ладонью перед глазами Прохницкой. – Даша!.. Дарья Николаевна, я уже минут пять над тобой колдую!..

      – Здесь я, здесь…

      – Так что, скажи, оно так и было?

      – Как, что?.. Маме моей тоже нельзя было рожать, у неё был порок сердца, а отец погиб в Афганистане, в первый год, как туда ввели наши войска… Тоже – молодой офицер! Тоже в 26 лет! Всё, как у твоей беременной! А мама меня родила и в родах умерла. Знаешь, почему меня Дарьей зовут? Бабушка сказала, что Бог им с дедом Василием одну-единственную дочь послал – Верочку, маму мою. Вот и меня она Божьим даром считает – память о дочери. Потому и назвала Дарьей.

      Нет! Я её понимаю, твою беременную: надо рожать! Да и мне самой пора от кого-нибудь родить!..

      – Как это, от кого-нибудь? Ты посмотри, как на тебя Леонид Васильевич смотрит, завхирургией!

      – Кто и как на меня смотрит, Лиличка, я сама разберусь в свои 35 – не маленькая. Давай-ка о твоей беременной завтра серьёзно поговорим, какой у неё срок?

      – Девять недель… Ещё можно прервать беременность. Затягивать с операцией очень опасно… Надо успеть её уговорить…

      – Какой аборт?!.. Я же сказала: рожать будем! Только сначала её надо дополнительно обследовать по моей линии… Я проконсультируюсь с профессором-кардиохирургом Балояном. На кафедре Геворга Суреновича я училась в аспирантуре. Он был моим научным руководителем, когда я работала над диссертацией. Он и теперь приглашает меня иногда ассистентом на свои операции, зовёт к себе в кардиологический центр…

      – И чего ж ты, спрашивается, со своей учёной степенью здесь торчишь, в нашей больничке, когда зовут в кардиоцентр?!

      – Ладно, Лиля, давай завтра об этом… Мне к бабушке надо, на день рождения…

      – Подожди минутку! Я сейчас! – Лиля выскочила из кабинета и тут же вернулась с пакетом в руках.

      – Тут мне принесли… Шампанское, коробка конфет… «Птичье молоко». Передай от меня бабе Зине ко дню рождения.

      – О! Джентльменский набор! – улыбнулась Дарья. – Ну, шампанское оставь, оно нам ещё пригодится. А конфеты и поздравление от тебя передам, спасибо! Пока, до завтра!..

      … Профессор Балоян с готовностью отозвался на просьбу своей бывшей аспирантки. Он не только взялся консультировать, но и принял самое живое участие в судьбе Олеси Писаренко – вдовы погибшего офицера, решившейся на самоотверженный поступок, цена которому – жизнь. Но не только узкопрофессиональный интерес преследовал Балоян: он очень надеялся укрепить свой кардиоцентр таким высококвалифицированным специалистом, какого он видел в Дарье Прохницкой.

      Время шло. История болезни Олеси Писаренко пополнялась новыми записями, результатами обследования… Развитие плода шло нормально. Большего внимания от Лилии и Дарьи требовало здоровье Олеси.

      – Поражаюсь я силе духа русской женщины! Посмотри на Олесю: «Умру, но рожу!»… Какая готовность к самопожертвованию ради ребёнка!

      – Олеся – украинка, – поправила Дарья.

      – Какая к чёрту разница – все мы из одного теста! Ты маму свою вспомни… Что ею двигало, когда тебя рожала – инстинкт материнства, любовь к погибшему мужу?

      – Наверное, и то и другое… А может, нечто большее – любовь к жизни.

      – Ну да, смертью смерть поправ… Типа, в тебе – её воскрешение. Я бы так не смогла. Не каждой бабе дан этот инстинкт материнства, насмотрелась! Знаешь, сколько этих сучек, иначе не назовёшь, бросают новорожденных?.. Прости Господи! И сейчас трое отказников в родильном отделении лежат…

      – Лилия Михайловна! – в кабинет ворвалась акушерка. – Извините, Дарья Николаевна… В третьей палате у Писаренко приступ, задыхается она…

      Оба врача подскочили с мест и бегом направились в третью палату. Больная уже немного отдышалась. Дарья быстрым почерком расписала назначения и протянула медсестре:

      – Срочно – капельницу! Вот в такой последовательности…

      – Как чувствовал! – в палате появился Балоян. – Был тут неподалёку по своим делам, решил заглянуть. Кажется, вовремя!

      Профессор взглянул на монитор аппарата ИВЛ, к которому была подключена Олеся Писаренко.

      – Не нравится мне её ЭКГ, коллеги. Последствия родов могут быть печальными.

      – Геворг Суренович, – заговорила Лиля, – может, пойти на кесарево сечение? Срок беременности позволяет – 33 недели.

      – Ребёнка спасём, а мама может не выдержать, – возразил профессор. – Есть вариант, и надо рискнуть, пойти на двойную операцию: кесарево сечение и операцию на открытом сердце. Нужна замена аортального клапана. Только так мы можем спасти две жизни одновременно! Я об этом уже подумал и договорился с главврачом перинатального центра. Она обещала направить своих лучших специалистов.

      Сделав паузу, Балоян посмотрел в глаза Прохницкой.

      – Тема твоей диссертации, Дарья Николаевна. Будешь мне ассистировать?..

      – А может, мне доверите операцию, профессор? – улыбнулась Даша и, испугавшись собственной смелости, добавила:

      – Шучу! Конечно, согласна, буду ассистентом!

      Балоян не слушал ответа Дарьи: он в ней не сомневался. Профессор уже звонил главврачу перинатального центра:

      – Ольга Анатольевна, здравствуйте. Это Балоян. Мы с вами говорили о… Ах, вы помните!.. Это хорошо… Я сейчас забираю её в кардиоцентр, у нас место освободилось… Пару дней мне потребуется для дообследования… Сможем мы через два дня, это будет среда, собрать консилиум? Хорошо, договорились!

      Даша и Лиля недоумённо смотрели на Балояна.

      – Так, коллеги! Вы всё слышали, готовьте больную к транспортировке в кардиоцентр. Медлить нельзя!

      – Но, Геворг Суренович, это же дорогостоящая операция, – Лиля с трудом подбирала слова. – Олеся просто не сможет за неё заплатить!..

      – Это правда, – подтвердила Дарья.

      – Милые девочки! Вы мне в дочки годитесь, потому так говорю, – взгляд профессора был по-отечески тёплым, но в голосе звучал укор. – Отец будущего ребёнка уже заплатил за это – жизнью своей! И мать готова отдать свою… Есть ли цена выше?!.. Не знаю, как вам, а мне горько и стыдно смотреть, как каждый день с телеэкранов обращаются с просьбой перечислить энную сумму с помощью СМС на дорогостоящую операцию за границей: у нас, мол, таких не делают… Не все ещё разменяли душу на деньги… Всё будет хорошо. Я вам говорю!

      Вскоре центральное телевидение сообщило о проведении российскими врачами из отдалённого от Москвы региона уникальной  двойной операции:

      «Чтобы спасти жизни матери и ребенка, – восторженно сообщала диктор, – две операционные бригады работали одновременно. Сначала акушеры-гинекологи перинатального центра сделали кесарево сечение. Затем бригада кардиохирургов во главе с профессором Балояном провели операцию по замене аортального клапана сердца.

      Как отметили медики, всё прошло в штатном режиме. Уже на следующий день пациентку перевели из реанимации в обычную палату. Ребёнок переведён в перинатальный центр для дальнейшего выхаживания…»

      Даша с подругой смотрели и слушали сообщение вместе с бабушкой Зиной. Они знали значительно больше об этой истории, чем мог вместить новостной сюжет.

      Зинаида Андреевна вдруг всхлипнула и, утирая слезу, сказала с глубокой грустью:

      – Как жаль, что таких операций не делали, когда рожала моя Верочка… Царствие ей небесное… Дарьюшка, внучка, у нас там красненького не осталось?

      – А у нас, баба Зина, с собой есть! – Лиля выскочила в прихожую и, возвратившись, водрузила на стол бутылку шампанского, а рядом положила коробку конфет «Родные просторы».

      – Джентльменский набор! – одновременно с ней произнесла Даша – и обе засмеялись.

      – Хочу выпить за жизнь! – подняла баба Зина наполненный фужер. – Тяжёлая она нам выпала… Пусть этот малыш и его мама живут долго и счастливо! Кстати, как его назвали?

      – Пока не знаем. Олесю в общую палату перевели, можно сходить проведать. Тогда и спросим.

      Олеся Писаренко радостно встретила Дарью и Лилю; она была польщена и вместе с тем смущена вниманием лечащих врачей, посетивших её.

      – Как назвала? – повторила Олеся заданный ей вопрос. – Была бы девочка, назвала бы Дашей. В вашу честь, Дарья Николаевна… Мне Лилия Михайловна рассказывала вашу историю… Но родился мальчик, пусть будет Георгий – в честь Геворга Суреновича! Вы так много для нас сделали! Я так вам благодарна!

      – Знаешь, Лиля, как здорово, что мы стали врачами! – сказала Дарья, когда они оказались на улице. – Какая награда может быть выше благодарности, которую мы услышали от Олеси? Я поняла сегодня, что мы, врачи, можем дарить людям счастье, дарить радость жизни!

26.07.18