Три индийских дня было у меня. Часть 18

Шестакова Евгения
Форт Джайгарх.

Совсем недалеко от Форта Амбер, в который мы не попали и осмотрели  его лишь снаружи, находится Форт Джайгарх. За это время мы отъехали от Джайпура на 15 километров. Все тот же знаменитый правитель Савай Джай Сингх Третий выстроил этот  форт, чтобы организовать  еще одну защитную линию для Форта Амбер и большого дворцового комплекса, который расположен внутри. То есть, построили еще один форт, чтобы охранять форт.

В Форте Джайгарх, в случае чего,  мог безопасно укрыться раджа вместе со своей многочисленной свитой. Из одного защитного сооружения в другое можно было попасть по подземному ходу.

Большая стоянках перед фортом была вся забита машинами и огромными автобусами.
Форт Амер не работал, Тадж Махал в Агре не работал в этот день, и всех туристов везли сюда.

Моему спутнику стало совсем плохо, он остался в машине с водителем, и я отправилась  вверх по лестнице, ведущей в форт Джайгарх одна.

В форт можно попасть на слонах. Но  с другой стороны. Подъем с нижней площадки ло форта стоит 600 рупий.  Что составляет около 10 долларов.

Как бы не хотелось экзотики, но от слоников в такую жару не просто попахивало, от некоторых сильно воняло. Поэтому я даже близко не стала подходить, чтобы их сфотографировать.  Плюс традиционно для все туристических мест в Индии, тебя тут же начинают одолевать гиды и всякие разные продавцы.

Куда идти я вообще не знала.  Кое-как нашла кассу. Плохо, что индусы нигде не дают никаких карт.  Держу билет в руках и думаю - а куда то дальше идти? Где тут вход в сам форт?  В этот момент я стояла  в первом дворе, в самом низу, куда пребывают слоны с туристами.
 
Нашла лестницу, поднялась, оказалось, это какой-то музей. Традиционный факт для музеев в Индии - внутри снимать нельзя.  Честно говоря, я сейчас уже и не помню, что это был за музей.
 
Кстати, с разобраться билетами для эускурсии по форту тоже не все так просто. Продаются какие-то комплексные, вечерние,  общие, разделенные по зонам...
Я купила билет за 10 доллвров. Нечто среднее из всех предлагаемых.
И вот, о чудо, я поняла, куда мне идти. *улыбка*.
 
Это был нереально жаркий день. У меня с собой  не было воды. И деньги я оставила все в машине. Думаю, ладно, не умру. Зато все спокойно посмотрю, никто меня дергать не будет.

С одного из дворов открывается потрясающий  вид на окрестности. И тут я замечаю стену! Какоторая тянется и тянется по окрестным холмам… 

Великая Индийская стена?  С другой стороны Форта она тоже есть.
 
Дальше я попадаю в большой зал. Все такие строения традиционны для индийских фортов \ дворцов.  То есть ничего глобально нового я тут не увидела.
 
Многочисленные туристы толпятся в большом квадратном дворе с несколькими одноэтажными, продуваемыми всеми ветрами строениями.  Здесь  правители принимали важных и не очень важных посетителей.  Какие-то части двора отреставрировали, что-то стоит совсем облезлое...

Форт расположен ступеньками. Постоянно что-то находится либо выше тебя, либо ниже.

Двигаемся дальше. Перед нами  Зал Публичных аудиенций. Тут стоит задержаться на минутку и рассмотреть детали.

Из путеводителя - Главной достопримечательностью Форта является массивная пушка Джайвана.  Это была самая большая пушка в мире на колёсном лафете в то время. Форт Джайгарх служил центром производства пушек и других артиллерийских приспособлений для раджпутов.

Вот только я не помню никакой пушки. Кажется, я ее не видела.
В Зале Публичных аудиенций прохладно. Не понятно откуда тут берется ветерок. Поэтому туристов под крышей Зала Общественных аудиенций много.  И никто никуда не спешит. А я рассматриваю красивейшие колонны, потолок, капители… Замечаю, что то тут, то здесь повеяло чем-то древнегипетским.

Все осмотрела.  Куда идти дальше,  было  не понятно. *улыбка*.
Передо мной находится какой-то  шикарный фасад дома. Или дворца. *улыбка*.
Итак, я, наконец, поняла, куда же мне двигаться. Через пару минут я оказалась в следующей части дворца-крепости. Вот тут мне все показалось каким-то очень не симпатичным и сильно заброшенным.

Хотелось подняться на второй этаж этих строений, но я пока не понимала, как это сделать и можно ли это. Туристов наверху замечено не было. И тут мне на глаза попадается незаметная лестница.  О! Кажется мне по ней! *улыбка*. 

Внутри помещений второго этажа ничего особо интересного не было. Темные, грязные комнаты. Стены покрыты то ли каким-то черным нагаром, то ли черной плесенью..
 
Долго находится здесь не хотелось. Людей вокруг не было. Вообще.
Сюда стоило подняться только ради того, чтобы сделать несколько фотографий двора с высоты. И все.

Как я поняла, второй этаж выполняется роль  защитной стены между частями дворца.

Походила я,  походила одна по этой части второго этажа. Кроме меня,  туристов тут не было. Только пару раз попадались молодые индусы – уборщики. Мне стало немного страшно. Я одна. Думаю, сейчас затащат еще в какую-то темную комнатку, дадут по башке и капец…

Я очень люблю узнавать что-то новое, какие-то не известные мне исторические факты, но в этом форте было не так много надписей, указателей для туристов и табличек. Помню, что остановилась у одной, чтобы прочитать текст на английском. Но… Там было такое  переплетение слов… Еле дочитала до конца с мыслью – для кого ЭТО вообще писали? *улыбка*.  В одном из помещений замечаю красивую фреску.
Хожу, брожу..) Через какие-то двери ухожу дальше.  И оказываюсь в волшебной зеркальной комнате!

И тут я зависла… Здесь мне захотелось остаться до вечера, чтобы рассмотреть всю эту красоту.  Рассматривая сейчас фотографии из форта, я понимаю, что на самом деле они всего не передают. В этом помещении ощущаешь себя, как в сказке…
Зеркальная сказка из какой-то далекой детской мечты…

Некоторые помещения внутри Зеркальной комнаты  были закрыты. Можно было заглянуть лишь одним глазком через  огораживающую вход ленточку.  У каждой стены какое-то новое удивление!  Зеркальные комнаты не отпускали!
Кажется, все туристы, находящиеся в форте, оставались надолго только тут. Люди реально стояли плечо к плечу!

Дальше пошли интересные ниши. Сфотографировать всю эту красоту без людей было очень трудно. *улыбка*.  Потому что,  эти помещения притягивали к себе всех. (очень большая улыбка*.

И везде встречается моя любимая резьба по белому мрамору. Не знаю, сколько времени я провела в Зеркальных комнатах. Оно для меня остановилось…

Дальше я опять увязалась за какой-то англоговорящей группой туристов,  и пришла с ними  в интересную комнату. В ней было все такое яркое и с красивыми рисунками. Без этой группы с гидом, я бы никогда не оказалась в этом уголке форта. Гиды – они не всегда бесполезные. И групповой туризм – это не всегда плохо. *улыбка*.

Во всех дворцах Индии в летнюю жару,  прохлада достигалась за счет того, что между комнатами устанавливали деревянные перегородки, на которых висела какая-то специальная трава. Траву смачивали водой.  Помещения были без стекол.  И легкий ветерок достаточно хорошо охлаждал все комнаты. Наверное, по другому было очень трудно выживать в летнюю жару, которая не спадала даже ночью..

За очередной группой туристов  поднимаюсь на второй этаж следующего двора и рассматриваю оригинальные крыши строений.

И тут замечаю еще одну резную решетку - джали. Именно так видели мир женщины из гарема...

Пришло время закругляться. Я понимаю, что, наверное, я что-то  не посмотрела. И что я бы посомтрела гораздо меньше, если бы не следовала за тур группами.  Начинаю искать пусть назад, ко входу в форт.  Дохожу до красивейших ворот.
Оказывается, тут же можно заглянуть и на старинную кухню дворца.  Совсем рядом от этого места вижу выход из форта.  Теперь бы мне разобраться, где стоит машина с водителем. *улыбка*.  По дороге вниз,  «домой»,  есть еще одна возможность полюбоваться на виды за стеной форта.

Прощаемся с фортом и уезжаем в город Джайпур. У нас там остался по программе еще один храм.

Последнее место, которые мы посетили в Джайпуре, это храм Бирла.
Индусы называют его одним из самых красивых храмов в мире. Спорить с этим не буду.

Найти точку, с которой можно было бы сфотографировать весь храм целиком, мне не удалось. Да и широкоугольный объектив я не взяла с собой в эту поездку.  Поэтому на фотографиях у меня получились лишь кусочки храма. Внутри фотографировать  нельзя.

Под большим  сводом купола, внутри храма,  расположен  огромный зал.  Что-то  типа греческого атриума, окруженный с трех сторон колоннадами.  Сразу и не понятно, что ты находишься в индийском храме.  Хочется стоять в середине этого великолепия и просто смотреть…

В  глубине зала расположен алтарь с двумя центральными фигурами.  Одна из них  - это золотая статуя богини Лакшми.  Ее в Индии почитают как Богиню Счастья, Богатства и Благополучия. Вторая статуя принадлежит   ее мужу Богу Нарайяна.  Одни индусы считают его  воплощением бога Вишну, другие — воплощением бога Брахмы.

Храм Бирла совсем не древний. Он был построен в 1933—1938 годах. Меценатом выступил какой-то крупный промышленник Индии.  Создатели  храма Бирла попытались объединить три  религии, исповедуемые в Индии. Это индуизм, джайнизм и буддизм. В этот храм можно было приходить всем индусам, никому не отказывали в посещении. Пускали даже представителей низших каст.

Из путеводителя – «Храм Бирла часто называют храмом-дворцом. Его отличительные черты: нарядные лестницы, арки, галереи, балконы, башни, купола, портики и переходы, скульптурные композиции, сделанные из разноцветных пород мрамора, обилие света, ярких красок и позолоты. К центральному храму примыкает дворец, названный в честь священной книги индусов «Бхагавадгиты» — Гита Бхаван, в котором стоит величественная статуя Кришны. Еще один храм посвящен Будде.»
От себя добавлю,  что издали храм смотрится потрясающее – белое великолепие на фоне синего неба и все вокруг него в цветах! На колоннах храма нахожу изображения христианских святых.  А за храмом на горке я разглядела какой-то старый форт...

Уходить не хотелось, тут так вкусно пахло, что создавалось ощущение – мы совсем не в Индии. Мы в раю!

Когда я видела вокруг себя такую благоухающую красоту, на ум приходило только одно - Ведь могут же индусы содержать в чистоте отдельные территории.
Почему так не везде?

Вот и закончилось наше путешествие по Золотому Треугольнику. Мы вернулись в Дели.