Уральск в ХХ веке. В годы войны

Галина Гурьева
Казалось бы, жить да радоваться, но история готовила миру новое страшное испытание, в 1941 году уже идущая в Европе Вторая мировая война становится Отечественной, и все силы советского народа направляются на военные нужды.
Мало кто знает, что Уральску угрожала реальная опасность оказаться под пятой фашистов и пережить все ужасы оккупации. По плану Гитлера  первого сентября 1942 года город должен был быть захвачен. Но Сталинград спутал все далеко идущие планы фашистов. В октябре 1942 года Уральск был включён во фронтовую зону, и таким образом стал прифронтовым городом, ближним тылом уже гремевшей страшной Сталинградской битвы.
В Уральске размещались пункты противовоздушной обороны, военные аэродромы, госпитали и многие другие военные объекты. Город становится важным стратегическим центром, железная дорога, проходившая через территорию области -  единственной транспортной магистралью, связывающей Сталинград с центром.  Широкая полоса вдоль линии Урало-Рязанской железной дороги была объявлена зоной военных действий, и включала в себя станции Джаныбек, Сайхин, Шунгай.
Для гитлеровцев эта дорога была камнем преткновения. Они прекрасно понимали, что стоит уничтожить или захватить магистраль, то Сталинград останется без оружия и боеприпасов,  техники и продуктов питания, а значит, Советская Армия будет разбита и захват Казахстана и Средней Азии будет осуществлён. Дорогу бомбили почти постоянно, часто  пути повреждались, но ремонтные бригады, в которых работали жители нашей области, старались как можно быстрее исправить повреждения.
Подвергались бомбёжке и сами посёлки Джаныбек и Сайхин, гибли ни в чём не повинные люди. Но самолётов у фашистов становилось всё меньше, а дорога действовала. Фашистские лётчики зачастую не могли пробиться к цели через огонь наших зениток, и тогда начинали просто гоняться по степи за отдельными людьми, среди которых чаще всего были дети.
А город жил прифронтовой жизнью. Все промышленные предприятия, ранее перерабатывающие продукты сельского хозяйства, и ремонтирующие мирную технику, срочно перестраивают свою работу, и начинают выпускать продукцию, необходимую фронту. «…даже самая мирная по характеру своей деятельности Уральская селекционная станция по заданию Военного Совета и обкома партии разработала систему упрощённого строительства хороших посадочных полос на местных аэродромах и созданию снежных валов, препятствующих продвижению вражеских бронемашин и лёгких танков».  (25.)
В 1941 году в Уральск были  эвакуированы Ленинградские заводы «Особое техническое бюро», который носил имя К.Е.Ворошилова и завод «Двигатель». Два завода слились в один и получили номер 231. Потом в городе долго завод им. К.Е.Ворошилова называли 231-ым. Разместили прибывших в районе Затона им. Чапаева в 12 километрах от города и в старых гаражах. Транспортом служили 12 лошадей, 8 верблюдов и 6 быков, грузовиков не было. В сложнейших условиях завод быстро наладил выпуск продукции, уже через месяц первая продукция завода была отправлена на фронт. А продукция его была очень необходима: снаряды, мины, а главное самонаводящиеся торпеды, наносившие немалый урон врагу.
 На этом заводе работали многие из эвакуированных, и прежде всего специалисты судостроительной промышленности из Ленинграда, Москвы, Феодосии, Каспийска и других городов. Естественно, работали на заводе и уральцы. Женщины и  подростки  сутками не выходили из цехов. Кандидат филологических наук, известный собиратель уральского фольклора Евгений Иванович Коротин вспоминал, как подростком по 12-16 часов стоял у станка, обтачивая корпуса для мин.
Директором завода в то время был Ф.Л.Компанец. Он открыл при заводе школу ФЗО на 200 человек, где готовились квалифицированные рабочие кадры. Допускать брак при изготовлении боеприпасов в условиях войны было почти преступлением, которое могло стоить жизни многим солдатам. Поэтому специалистов рабочих профессий очень тщательно готовили из подростков в школе ФЗО.
Не случайно уже потом, после окончания войны завод №231, единственный среди предприятий Казахстана, за заслуги в обеспечении армии и флота в годы Великой Отечественной войны,  был награждён орденом Отечественной войны  Первой степени.
Всего в Уральск было эвакуировано из центра 14 промышленных предприятий.
В том же 1941-ом, в декабре, в Уральск был эвакуирован и Московский кожевенный завод им. Р.Землячки. Разместили завод на бывшей Макаровской мельнице на берегу Урала.  В Уральске ещё с дореволюционных времён существовало кожевенно-обувное производство, эти небольшие мастерские вошли в состав завода, став одним крупным предприятием, продукция которого полностью шла на нужды фронта. А продукцию стали выпускать уже в 1942 году. Уральцы не жалея сил и времени трудились, чтоб как можно скорее наладить работу завода на новом месте.
Другие  предприятия города срочно перестраивали свою работу так, что бы в любой момент можно было начать выпуск боеприпасов. Не только заводы, но даже и паровозное депо и мастерские дистанции пути  выпускали снаряды и мины.  На ремонтном заводе восстанавливались танки и самоходки, Валяльно-войлочная фабрика отправляла на фронт валенки, так необходимые в условиях суровой зимы, мясокомбинат увеличил выпуск консервов, а мелькрупкомбинат муки и круп. И везде самоотверженно трудились люди.
Кроме заводов в Уральске дислоцировались и военные части. П.Р.Букаткин пишет: « В Западно-Казахстанскую область была направлена для размещения 8-я воздушная армия, автобронетанковые ремонтные базы, отдельные ремонтно-восстановительные, автотранспортные и железнодорожные батальоны, курсы младших лейтенантов, командиров рот, радиоспециалистов, управления и отделы тыла, авиатехнические, инженерные, химические, санитарные, ветеринарные, продовольственные, интендантские и другие склады Сталинградского фронта». (26.)
Чтобы разместить всех уральцам пришлось здорово потесниться. Клубы, школы, институт, словом, все более-менее пригодные здания были отданы под военные нужды ещё в 1941 году, когда Уральск принял эвакуированные заводы и людей, а в 1942 в город было направлено ещё больше организаций непосредственно связанных с фронтом.
Задача была крайне сложной, к примеру, только на курсах командиров обучалось 3500 человек, всех их нужно было поселить и отвести места для занятий.  В зданиях пединститута размещались Ленинградское и Одесское военные училища, значительная часть инвентаря была передана им и другим воинским частям. Общежития стали госпиталями, а сам институт чуть не отправили в Джамбейту. Кстати часть военных объектов, авиаучилище, школу радиоспециалистов, разместили в ближайших районах, Зелёновском и Приуральном. О том, насколько увеличилось население города, говорит тот факт, что выпекали на 30 тонн хлеба больше обычного.
 Уральск в эти годы стал одним из центров подготовки военных специалистов. Сюда были эвакуированы Ворошиловградская военная школа пилотов, Ленинградское военное училище связи, Одесское пехотное училище им. Ворошилова, школы воздушных стрелков-радистов и авиаспециалистов, Московская школа радиоспециалистов.
В Уральске были построены два аэродрома, ещё военный аэродром в Сайхине, а позднее десять аэродромов в других районах области. В зимний период велась постоянная очистка взлётно-посадочных полос от снега. И этот труд тоже ложился на плечи уральцев.
В городе разбирались летние театры, площадки, заборы, хозяйственные постройки, а в Джаныбеке даже жилые дома, и всё это шло на нужды военного строительства.  Горожане в прибрежных лесах Урала заготавливали дерево и на строительные нужды, и на дрова. Здесь особенно отличились студенты и преподаватели пединститута: К.А.Утехина, В.В.Иванов, Н.Г.Евстратов и другие. Они рубили лес, перетаскивали деревья к берегу, где вязали плоты и спускали их вниз по Уралу. Тяжелейший труд! Н.И.Фокин в книге «Во времени и пространстве…» пишет: «…работа оказалась настолько непривычно трудной, что к вечеру студенты буквально «лежали пластом». Постоянно полуголодные, уставшие от физического напряжения, они иногда не могли доставить (дотащить, докатить) очищенные от веток стволы срубленных (или спиленных) деревьев к берегу Урала…».  (27.)
 В Уральске размещалось в разные годы от трёх до 20  госпиталей, а ходе нашего наступления под Сталинградом, число раненых в них всё увеличивалось. Однажды на станцию одновременно прибыли сразу три эшелона с ранеными, и всех надо было разместить как можно скорее. И горожане справились с задачей. Из разобранных оград скверов были срочно изготовлены кровати, и все раненые были размещены.
Медики, как и все трудящиеся в то время работали сутками, с полной отдачей, а показателем их работы были спасённые жизни, и число воинов, вернувшихся в строй. А из Уральских госпиталей на фронт возвращались более 40% раненых. Для того времени очень высокий показатель. Самоотверженно работали врачи и фармацевты О.П.Иванова, И.П.Давыдова, М.С.Загорская и другие. Имя И.П. Давыдовой в городе стало почти легендарным.
Все жители города стремились чем могли помочь раненым защитникам страны. Многие брали выздоравливающих в свои семьи, где раненые быстрее восстанавливались, а место в госпитале освобождалось для того, кому оно было нужнее. Посильную помощь раненым оказывали работницы станции Уральск Е.Д.Сафонова, В.Г.Пашнева и многие, многие другие горожане.
 Были даже моменты, когда желающих взять раненого в свою семью до его полного выздоровления оказывалось больше, чем самих выздоравливающих. Надо ли говорить, что уральцы делились с ранеными всем: едой, одеждой, обувью, хотя всего этого не хватало и самим. Город жил, отдавая все силы фронту. Люди мужественно переносили все тяготы войны, сохраняя духовное единство в своём стремлении победить врага.
В годы войны православная церковь и ислам поддерживали народ в его великой борьбе с врагом, а мусульмане даже объявили Гитлеру газават – священную войну. Значительно усилились религиозные настроения в обществе. Советская власть, прекрасно понимала значение религии в такой трудный час. Многие религиозные деятели, репрессированные ранее, были амнистированы. Война с «опиумом для народа» временно прекратилась, ещё уцелевшие религиозные здания, отобранные ранее, возвращались верующим. В Уральске вновь открыли свои двери Старый собор и мечеть, причём у мечети даже построили небольшой минарет, снесённый в тридцатые годы.
От взрослых не отставали и дети. В 1941 году школьники создавали бригады и выезжали в сёла помогать растить и собирать урожай. Ученические бригады из города работали в посёлках Январцево, Рубёжка, Бударино, Коловертное и других. Многие работали на предприятиях города: мясокомбинате, овчинно-шубном заводе, а потом и на эвакуированных предприятиях. Пионеры собирали металлолом, лекарственные растения, заготавливали дрова, дежурили в госпиталях, шефствовали над ранеными, организовывали для них концерты. Старшеклассники заканчивали курсы трактористов, а потом, уже в армии становились танкистами. Старикам и семьям погибших помогали тимуровские команды.
В зиму 1942-43 года занятия в школах прекратились, поскольку все школьные здания были отданы госпиталям или фронтовым организациям. Тогда многие учителя стали учить ребят у себя дома. Писали при коптилках на старых газетах и журналах, но продолжали учиться. А ещё школьники стремились заработать деньги, чтобы собрать средства для приобретения оружия. Так ученики СШ №6 собрали средства на гвардейский миномёт «Катюша», уже тогда, в 43-ем, ставший легендарным. Благодарственная телеграмма ученикам была подписана И.В.Сталиным. Пионервожатая этой школы А.Г.Гончарова была награждена Грамотой ЦК ВЛКСМ.
После победной Сталинградской битвы фронт стал стремительно отодвигаться на Запад. Уральск вздохнул спокойнее, угрозы вражеского нашествия больше не было, да и в городе стало свободнее: все прифронтовые организации тоже двинулись на запад, постепенно освобождая занимаемые здания, что способствовало налаживанию относительно спокойной тыловой жизни города.
Конечно, оставались эвакуированные заводы и люди, приехавшие издалека, госпитали, некоторые военные учебные заведения, но уже не было той перенаселённости и той лихорадочной круглосуточной работы. И хотя предприятия по-прежнему работали в несколько смен, а за станками так же стояли женщины и подростки, время работы стало нормированным, находиться в цехах по 24 часа уже не требовалось. Постепенно налаживался и быт горожан.

В годы войны в  Уральск, наряду с эвакуированными заводами, учебными заведениями и мирным населением из западных республик и областей, переезжает  Белорусский Государственный театр драмы, чуть позже  второй Белорусский драмтеатр. Эти театры дают спектакли параллельно с Уральским театром. Особым успехом пользовалась Карело-Финская оперетта. Лишь к 1944 году Уральский театр русской драмы возобновляет работу, а за два месяца до окончания войны открывает свой сезон.
В годы войны на сцене Уральского театра ставились пьесы, рассказывающие о героизме, патриотизме и мужестве нашего народа, звавшие на беспощадную борьбу с врагом и самоотверженный труд в тылу. Это были пьесы К.Симонова «Русские люди», Л.Леонова «Нашествие», В.Вишневского «Раскинулось море широко», которые в то время шли во всех театрах страны.
Военная тема осталась в репертуаре театра и в последующие, мирные годы, - «Молодая гвардия» по роману А.Фадеева, «Сын полка» В.Катаева, «Фронт» А.Корнейчука и другие.
Отгремел Салют Победы, и город стал возвращаться к своей обычной  мирной жизни. Городское и областное хозяйства были несколько порушены, разумеется, не так как на освобождённых территориях, где фашисты уничтожили всё, что можно было сжечь и разрушить, но восстанавливать нормальную жизнь было необходимо.
Больше других пострадали Джаныбекский и Урдинский районы, подвергавшиеся бомбардировкам. После войны благодарные сталинградцы безвозмездно строят в этих районах 50 жилых домов, возвращая долг тем, кто отдал последнее ради победы в исторической битве. А в посёлке Джаныбек они построили также уютную двухэтажную гостиницу недалеко от вокзала.
Городское хозяйство пополнилось эвакуированными заводами, которые после войны получили окончательную прописку в Уральске. Город начинает прихорашиваться после пережитого,  сажаются деревья, вновь создают ограды вокруг скверов и садиков, подновляют здания.
Промышленные предприятия переходят на выпуск мирной продукции, в основном необходимой сельскому хозяйству. Работы много, только вот сильно не хватает рабочих рук. С фронта вернулись немногие уцелевшие, да и  среди них было много калек. На улицах появились деревянные тележки с подшипниками вместо колёс, на них передвигались инвалиды, потерявшие на войне ноги, для движения они отталкивались руками от земли. Но даже эти мужественные страдающие люди стремились внести посильный вклад в восстановление мирной жизни. Дело находилось для каждой здоровой пары рук и в городе и на селе.