17. Проклятие микенского трона

Юрий Козиоров
     1. ТАНТАЛ. Тантал, царствовавший в области горы Сипил во Фригии, был сыном Зевса и Океаниды Плуто, но некоторые называют родителями Тантала Омфалу и Тмола, считая, что Зевс никогда не поступал со своими детьми так, как он поступил с Танталом, впрочем, и было за что.
     Тантал женился на Эврианассе, дочери золотоносной реки Пактола и, имея такого тестя, был самым богатым человеком во всей Фригии, а, может быть, и не только в ней. О том же, как река Пактол стала золотоносной, рассказывается в следующем разделе. От брака Тантала и Эврианассы родились Пелопс и Ниоба. Ниоба вышла замуж за Амфиона, сына Зевса, и все, что про нее нужно сказать, мы уже сказали*. О Пелопсе же мы расскажем немного позже.
     Танталу, удостоенному приглашения на Олимп, очень нравилось хвастать своей осведомленностью и выбалтывать всем желающим его слушать такие подробности из жизни богов, которые им знать не полагалось, а также угощать своих сверстников амброзией, взятой с пиршественного стола. Все это пришло к своему концу, когда Танталу взбрело в голову испытать всеведение богов. Он пригласил олимпийцев на пир, заколол своего сына Пелопса, сварил и подал это блюдо явившимся к нему богам. Боги моментально это поняли и отказались от угощения, только Деметра, горюя в то время о похищенной дочери, съела по рассеянности кусок плеча. По решению богов мясо было вновь сложено в котел, и затем боги оживили Пелопса, а Гефест изготовил ему новое плечо из слоновой кости (с тех пор у потомков Пелопса на одном плече белое пятно). Вернувшись к жизни, Пелопс отличался исключительной красотой. Посейдон подарил ему крылатую колесницу: влага не касалась ее осей, когда она мчалась по поверхности моря.
     Тантал же был низвергнут в Аид. Там он был принужден постоянно находиться в воде озера, над своими плечами с обеих сторон он видел фруктовые деревья, растущие по берегам. Вода доходила ему до подбородка, но каждый раз, когда он хотел сделать глоток, вода высыхала, и каждый раз, когда он хотел отведать плодов, ветер подымал ветки с плодами до самых облаков. Над самой его головой нависла тяжелая скала, готовая каждую минуту обрушиться и раздавить его. Ужасное наказание для покойника, которому все время хочется есть и пить и который боится смерти! Вот таким Танталовым мукам подвергся Тантал в Аиде за свои преступления.
     Люди, однако, посчитали, что к 1802 году Тантал свои преступления вполне искупил и открытый в этом году редкий металл назвали танталом. А в 1844 году оказалось, что танталу сопутствует другой редкий металл, его, естественно, назвали ниобием в честь дочери Тантала.
_________________
* См. главу 13(4).


     2. О ТОМ, КАК РЕКА ПАКТОЛ СТАЛА ЗОЛОТОНОСНОЙ. Гордий, первый царь, Фригии, в начале своей жизни был простым землепашцем. Как-то во время пахоты на оглоблю его воловьей упряжки уселся орел и не собирался улетать. Гордий знал, что орел предвещает царскую власть, но для верности запряг своих волов в повозку и погнал их в Тельмесс, где находился оракул. Однако недалеко от ворот города он увидел совсем юную и очень хорошенькую девушку, которая каждому желающему за небольшую плату предсказывала его судьбу и делала это так уверенно, что от желающих не было отбоя. Поглядев на орла, а затем на Гордия, который сам был довольно красивым парнем, предсказательница спросила, не захочет ли он взять ее в жены. Гордий согласился, так как о такой красавице любой мог только мечтать. Девушка села к нему в повозку, и они поехали к воротам города. Фригийцы в то время оказались без правителя и вопрошали оракул о том, кто из них должен править. Бог ответил, что они должны сделать своим царем первого, кто въедет в город на повозке вместе с невестой. Целая делегация отправилась к воротам и первым, кого они встретили в воротах, был, разумеется, Гордий со своей красавицей, да еще и с орлом на оглобле, так что Фригийцы немедленно провозгласили Гордия царем. Как только они это сделали, орел встрепенулся и с сознанием выполненного долга взмыл в небо. Фригийцы же посчитали, что орел послан Зевсом или даже был самим Зевсом, принявшим облик орла. Таким образом, Фригия получила в один день и царя, и царицу, а через положенное время появился и царевич по имени Мидас. Гордий выстроил себе новую столицу, которая называлась, по его имени, Гордион. Свою повозку он посвятил Зевсу и привязал в храме этого бога необычайно хитрым узлом. Было предсказано, что тот, кто сумеет распутать узел, станет владыкой всей Азии, а то и всего мира. Через полторы тысячи лет в 334 г. до н. э. это попытался сделать Александр Македонский, но распутать узел не сумел и тогда попросту разрубил его мечом. Придворные хвалили македонского царя за находчивость и даже пустили в ход поговорку «разрубить Гордиев узел» о тех, кто так лихо решает сложные проблемы. На самом же деле требуемое условие не было выполнено и царем всего мира и даже только всей Азии македонский царь так и не стал, хотя и завоевал огромную территорию.
     Мидасу, сыну Гордия, когда он был еще ребёнком, приснилось, будто бы муравьи сносили ему в рот пшеничные зерна. Мудрецы растолковали этот сон так, что Мидас станет очень богатым человеком. Унаследовав царскую власть, Мидас жил в сельской местности, не очень обременяя себя государственными заботами. В то время по земле странствовал Дионис с огромной свитой сатиров и вакханок. При нем находился также и его воспитатель Силен, сын бога Пана. Дионис к нему был очень привязан, поскольку Силен знал бесчисленное множество сказок и занимательных историй, многие из которых сам и выдумал. Когда Дионис научил людей возделывать виноградники и изготовлять вино, первым, кто по достоинству оценил этот продукт, был Силен, который после этого уже никогда, что называется, «не просыхал» и таким «непросохшим» представлен на всех скульптурах и картинах. Единственным изображением трезвого Силена является, пожалуй, скульптура Лисиппа (IV в. до н. э.), где Силен изображен с младенцем Дионисом на руках.
     Этот Силен ухитрился отстать от процессии, забрел в сад, принадлежавший царю Мидасу, и там благополучно уснул. Работники, пришедшие утром в сад, увидели Силена, связали его гирляндами цветов и привели к Мидасу, который в течение пяти дней оказывал ему самый радушный прием, а Силен в это время рассказывал Мидасу разные забавные истории. Затем Мидас доставил Силена к Дионису, который в награду пообещал исполнить любое его желание. Мидас пожелал, чтобы все, к чему он ни прикоснется, превращалось в золото. Когда Дионис выполнил это пожелание, Мидас увидел, что ему грозит смерть от голода, так как в золото превращалась и пища, как только он касался ее. Тогда он взмолился Дионису, чтобы тот снял с него чары, и бог повелел ему искупаться в реке Пактол. После того, как Мидас сделал это, он утратил полученный дар, а река Пактол с тех пор стала золотоносной.
     Про Мидаса рассказывают еще, что он учился музыке у самого Орфея, посвятившего его в свои мистерии. Поэтому Мидас считал себя весьма искушенным в музыкальном искусстве и, когда происходило музыкальное состязание между богом Аполлоном и богом Паном, оказался в числе зрителей. Судьей соревнования был Тмол, бог одноименной горы. Когда этот судья присудил победу Аполлону, Мидас громко выразил свое несогласие с таким решением и тут же стал объяснять всем желающим его слушать, почему у него другое мнение. За это Аполлон наделил его ослиными ушами, но сначала никто не узнал об этом, так как на нем была надета высокая фригийская шапка. Цирюльнику, который подстригал его и видел его уши, Мидас запретил под страхом смерти рассказывать кому либо о том, что он видел. Но цирюльник очень мучился из-за того, что не мог никому сказать об этой тайне, и тогда пошел к реке, вырыл на берегу ямку, прошептал в нее: «У царя Мидаса ослиные уши» и потом засыпал эту ямку землей. Однако на том месте вырос говорящий тростник, который, как только дул ветер, сообщал всем, кто мог слышать: «У царя Мидаса ослиные уши». Так, тайна Мидаса оказалась всем известной. Узнав об этом, Мидас приказал казнить цирюльника, а затем выпил яд и умер.
     Династию продолжил Гордий 2-й, сын Мидаса. Впоследствии и многие другие цари этой династии имели имя Гордий (точнее, Го’рдиас; у нас из этого имени получилось имя Гордей). Династия прекратила свое существование в VI в. до н. э.

     3. ПЕЛОПС. Эномай, сын Ареса и плеяды Стеропы, царствовавший в Писе, имел дочь Гипподамию. Так как Эномай получил оракул, в котором ему предсказывалась смерть по вине того, кто женится на его дочери, то он устраивал для женихов конные состязания. Жених должен был посадить Гипподамию в свою колесницу и мчаться с ней до Коринфского перешейка. Эномай же преследовал его вооруженный и если настигал жениха, то убивал на месте. Тот, кого он не смог бы настигнуть, получал право взять Гипподамию в жены. Обладая оружием и конем, которые были подарены ему Аресом, Эномай убил многих женихов (некоторые указывают, что их было двенадцать). Головы убитых Эномай отрубал и прибивал гвоздями к своему дворцу, по-видимому, для отпугивания следующих возможных женихов.
     Пелопс, сын Тантала, пришедший свататься к Гипподамии, на эти головы внимания не обратил, а Гипподамия, пораженная его красотой, влюбилась в него с первого взгляда и уговорила Миртила, сына Гермеса, помочь Пелопсу, легкомысленно намекнув, что она не останется в долгу. Миртил же был возничим Эномая. Любя Гипподамию и желая ей угодить, Миртил не укрепил ступицы колес чеками, и это послужило причиной поражения Эномая. Кони потащили его, запутавшегося в вожжах, и он погиб. Умирающий Эномай, поняв предательский поступок Миртила, проклял его, пожелав ему погибнуть от руки Пелопса.
     Вот так Пелопс получил Гипподамию. Когда он проезжал с ней и Миртилом, в качестве возничего, вблизи мыса Гереста, ему пришлось отлучиться, чтобы принести воды испытывавшей жажду супруге. В этот момент Миртил попытался соблазнить Гипподамию, уговаривая ее отдать свой долг так, как он это понял. Но она отказалась, а Пелопс, узнав от Гипподамии о поступке Миртила, сбросил его у мыса в море, которое по его имени стало называться Миртойским. Падая, Миртил проклял весь род Пелопса.
     После этого Пелопс прибыл к Океану и был там очищен Гефестом от скверны убийства. Оттуда он вернулся в Пису, которая находится в Элиде, и унаследовал царский престол Эномая. Он покорил всю страну, которая раньше называлась Пеласгиотидой*, назвав ее по своему имени Пелопоннесом.
Детьми Пелопса и Гипподамии были Питфей, Гиппалким, Алкатой, Атрей и Фиест, а также дочери Астидамия, Никиппа, Лисидика и Эвридика, которые все вышли замуж за сыновей Персея.
     Алкатой стал царем Мегар, женившись на Эвехме, дочери Мегарея, который был зятем Ниса, убитого Миносом при захвате Мегар. Мегарцы пожелали, чтобы царю Нису наследовал его зять Мегарей, а ему, в свою очередь, – его зять Алкатой. Одна из дочерей Алкатоя Автомедуса вышла замуж за гераклова брата Ификла и родила Иолая, другая – Перибея стала женой Теламона и родила Аякса Большого.
     Питфей пользовался славой учёнейшего и мудрейшего мужа. Он учил красноречию, Павсаний утверждал, что читал его книгу, список которой ему сделал один эпидавриец. Питфей растолковал Эгею его оракул, а его дочь Эфра родила Эгею Тезея, который, как предвидел Питфей, стал царем Афин.
     Гиппалким же был единственным из сыновей Пелопса, плававшим на Арго за золотым руном, а его сын Пенелей был одним из женихов Елены.
_______________________
* По имени Пеласга; см. гл. 9(2).


     4. АТРЕЙ И ФИЕСТ. Атрей, сын Пелопса, женился на Аэропе, дочери царя Крита Катрея, при обстоятельствах, о которых мы уже рассказывали*. Фиест, брат Атрея, был женат на какой-то наяде, в конце концов, сбежавшей от него по причине его дурного нрава и оставившей ему троих сыновей и дочь. После этого Фиест не придумал ничего лучшего, как завести любовный роман с Аэропой. Случилось так, что Атрей дал обет принести в жертву Артемиде лучшую овцу, которая родится в его стадах, и после этого в его стадах родился ягненок с золотым руном. Атрей пожадничал и выполнил свой обет не полностью: мясо ягненка он сжег на алтаре в жертву Артемиде, а золотое руно вместо того, чтобы передать его в храм богини, припрятал у себя в ларце. Артемиде это, разумеется, не понравилось, и она позаботилась, чтобы Аэропа узнала, где хранится драгоценность. Та выкрала руно у мужа, а потом подарила совратившему ее Фиесту.
     Когда после гибели Эврисфея оракул указал жителям Микен, что они должны избрать себе в цари потомка Пелопса, микенцы послали за Атреем и Фиестом. Фиест объявил народу, что царем должен быть избран тот из них, кто обладает золотым ягненком. Атрей, не знавший о поступке Аэропы, не стал возражать, и тогда Фиест, показав руно, воцарился в Микенах.
     Но Зевс послал Гермеса к Атрею и приказал договориться с Фиестом о том, что тот отдаст ему царскую власть, если Гелиос совершит свой путь в обратном направлении. Считая это невозможным, Фиест при многих свидетелях согласился на такое условие, и тогда Зевс приказал Гелиосу, закончившему свой дневной путь, не возвращаться назад морем в своем кубке, как обыкновенно он делал, а переночевать на западе. Утром Гелиос погнал свою колесницу по небесной колее обратно, превратив таким способом запад в восток, а восток – в запад. Так боги показали нечестие Фиеста. Атрей занял царский престол и изгнал Фиеста из Микен.
     Позднее Атрей узнал о прелюбодеянии и послал вестника к Фиесту, притворно объяснившись в дружбе и призвав его прийти и помириться с ним. Когда же Фиест прибыл, Атрей убил трех его сыновей от наяды, несмотря на то, что они искали защиты у алтаря Зевса. Разрубив их тела на части, Атрей сварил мясо и подал Фиесту, а когда тот насытился, показал ему головы убитых и изгнал из страны. Свою неверную жену Аэропу он умертвил.
     Фиест, перебирая все способы отомстить Атрею, вопросил об этом оракул. Тот ответил, что мщение осуществится тогда, когда он породит сына, сойдясь с собственной дочерью. Фиест отправился в Сикион, где его дочь Пелопия воспитывалась у царя Феспрота, и, когда та омывалась в пруду после ночных жертвоприношений в честь богини Афины, овладел ею. Пелопия не узнала его в темноте, но незаметно вытащила у него меч из ножен и спрятала в храме. После этого Фиест бежал в Лидию, а у Пелопии родился сын, которого она подбросила пастухам. Эти пастухи вскормили мальчика козьим молоком и дали ему имя Эгист, что означает «козья сила».
     Атрей, опасаясь мести Фиеста, прибыл в Сикион к Феспроту. Там он не застал Фиеста, но увидел Пелопию и влюбился в нее. Женившись на ней, он отыскал ее сына и усыновил его. Похищенный у Фиеста меч Пелопия передала Атрею, который, узнав этот меч, понял, кто совершил над ней насилие, но скрыл это от нее. Когда Эгист возмужал, Фиест тайно пришел в Микены, но был схвачен и брошен в темницу. После этого Атрей дал Эгисту меч и приказал убить заключенного в темницу Фиеста. Фиест, увидев Эгиста с обнаженным мечом, узнал свой меч и спросил у Эгиста, как зовут его мать. После этого он открыл Эгисту, что он его отец, и рассказал о преступлениях Атрея, умолчав, впрочем, о своих. Тогда Эгист вывел Фиеста из темницы и, возвратившись во дворец, убил Атрея и вернул Фиесту царство.
     Кормилица, взяв Агамемнона и Менелая, сыновей Атрея и Аэропы, бежала с ними в Спарту к Тиндарею. Когда они выросли, Тиндарей вернул их обратно на родину. Они заставили Фиеста, прибегнувшего к защите алтаря Геры, принести клятву и изгнали его вместе с сыном на Киферу, где они поселились. Сыновья же Атрея оба стали зятьями Тиндарея, женившись на его дочерях: Агамемнон женился на Клитемнестре, а Менелай получил в жены Елену. У Агамемнона, воцарившегося в Микенах, родились сын Орест и дочери Хрисофемида, Электра и Ифигения.
     После того как Фиест умер на Кифере, его сын Эгист возвратился с богатыми дарами в Микены в то самое время, когда Агамемнон воевал с Троей, и стал любовником Клитемнестры. Но об этом речь впереди.
_______________________
* См. главу 9(7).


     5. МЕНЕЛАЙ И ЕЛЕНА. Еще девочкой Елена, дочь Зевса и Леды, отличалась необыкновенной красотой. Как мы уже рассказали, ее похитил Тезей и привез в Афидны. Но Кастор и Полидевк отправились в поход в то самое время, когда Тезей находился в Аиде, разыскали и вернули сестру на родину, а мать Тезея Эфру увели с собой в плен. По прошествии немногих лет в Спарту прибыли добиваться руки Елены многие цари и члены царских домов Эллады. По сообщению Аполлодора женихи были следующие:
     Агапенор, сын Анкея, царь Аркадии;
     Амфимах, сын Ктеата, царь Элиды;
     Амфилох, сын Амфиарая, из Аргоса;
     Антилох, сын Нестора, царя Пилоса;
     Аскалаф и Иалмен, сыновья бога Ареса и Астиохи;
     Аякс, сын Оилея (Аякс Малый), царь Локриды;
     Аякс Большой и Тевкр, сыновья Теламона, царя острова Саламин;
     Диомед, сын Тидея, царь Аргоса;
     Идоменей, сын Девкалиона, царь острова Крит;
     Леит, сын Алектора;
     Леонтей, сын Корона, царь Гиртины;
     Махаон и Подалирий, сыновья бога Асклепия;
     Мегет, сын Филея, царь острова Дулихий;
     Менелай, сын Атрея, брат микенского царя Агамемнона;
     Менестей, сын Петея, царь Афин;
     Одиссей, сын Лаэрта, царь острова Итака;
     Паламед, сын Навплия, царя с острова Эвбея;
     Патрокл, сын Менетия, из Опунта;
     Пенелей, сын Гиппалкима, из Беотии;
     Полипойт, сын Пирифоя, царь лапифов;
     Протесилай, сын Ификла, царя Филаки;
     Сфенел, сын Капанея, из Аргоса;
     Схедий и Эпистроф, сыновья Ифита, из Ойхалии;
     Талпий, сын Эврита, царь Ойхалии;
     Филоктет, сын Пеанта, царь Олизонян;
     Элефенор, сын Халкодонта;
     Эвмел, сын Адмета, царь Фер;
     Эврипил, сын Эвемона, фессалийский царь.
    
     Видя столь великое множество женихов, Тиндарей стал опасаться, как бы не подняли мятеж остальные женихи после того, как выбор падет на одного из них. Но Одиссей пообещал, что в случае, если ему будет оказана помощь в его сватовстве к племяннице Тиндарея Пенелопе, он найдет средство, которое позволит избежать опасности мятежа со стороны женихов. Когда Тиндарей дал обещание оказать ему такую помощь, Одиссей предложил ему заставить женихов поклясться в том, что они дружно выступят на помощь, если избранный жених подвергнется опасности в связи с предстоящей женитьбой. Выслушав это, Тиндарей принес в жертву богам коня и заставил всех женихов принести такую клятву, стоя на туше жертвенного животного. После этого Тиндарей остановил свой выбор на Менелае, у Икария же он сосватал Пенелопу для Одиссея. Менелай женился на Елене и стал править Спартой, ибо после обожествления Диоскуров Тиндарей уступил ему царскую власть. От Елены у Менелая родилась дочь Гермиона.
     Позднее Елену похитил троянский царевич Парис, и это стало причиной Троянской войны. Некоторые говорят, что все это случилось по воле Зевса, желавшего, чтобы его дочь прославилась, вызвав войну между Азией и Европой. Другие же говорят, что это было сделано Зевсом, чтобы полюбоваться доблестью героев. По-видимому, на Олимпе к тому времени стало довольно скучно.

     6. ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ. Когда Парис явился в Спарту, Менелай там отсутствовал: он хоронил на Крите своего деда по матери Катрея. Афродита, подослав своего сынка Эрота, сделала так, что Елена влюбилась в Париса без памяти и бежала с ним в Трою, оставив девятилетнюю дочь Гермиону, которую, впрочем, воспитывал больше дедушка Тиндарей, чем мама Елена.
     Когда Менелай возвратился и узнал о похищении своей жены, то отправился в Микены к Агамемнону и стал просить его собрать войско против Трои, вербуя воинов по всей Элладе. Микены к тому времени невероятно разбогатели и были, как утверждал Гомер, «златообильными», так что Агамемнон стал самым выдающимся и, как теперь говорят, «крутым» государем среди ахейцев. Подумав о том, что за проход его торговых кораблей через пролив Геллеспонт троянцы берут огромные пошлины, он решил, что пора их поприжать, благо есть повод. Но чтобы воевать с мощным противником, силы надо собрать подавляющие, и Агамемнон отправил вестника к каждому царю, напоминая о принесенной ими клятве и говоря при этом, что оскорбление нанесено всей Элладе в целом. Готовность принять участие в походе изъявили многие: любители подраться и пограбить, сразу согласились воевать с Троей и сами стали агитировать других.
     Одиссей, у которого было налаженное хозяйство, молодая жена Пенелопа и рос первенец, не имел никакого интереса к военным авантюрам и считал, что 10 лет, прошедшие с момента клятвы женихов, есть вполне достаточный срок для прекращения ее действия. Поэтому, когда на Итаке появилось посольство в составе Менелая из Спарты и Паламеда с Эвбеи, Одиссей, смекнув в чем дело и ругнув себя в душе за глупую выдумку с клятвой женихов, решил притвориться идиотом: он запряг в один плуг вола и осла и стал сеять в землю соль. Простодушный Менелай хотел было покинуть его дом, сожалея о потерянном времени, но Паламед, гораздо более проницательный, чему способствовало его многолетнее увлечение игрой в кости, забрал у няньки младенца Телемаха, сына Одиссея и положил перед плугом, полагая, что сумасшедшему все равно: наехать на камень или на собственного сына, а нормальный непременно остановится. Раздосадованный Одиссей остановил плуг, нехорошо посмотрел на Паламеда, решив про себя, что тому это даром не пройдет, и стал собираться на войну.
     Когда, наконец, удалось мобилизовать всех бывших женихов Елены, жрец по имени Калхант, назначенный Агамемноном на должность Главного жреца и прорицателя ахейского войска, объявил, что по воле богов победы не будет, если в войне не примет участие Ахилл.
     Об этом Калханте стоит сказать несколько слов. Павсаний утверждает, что в то время он жил в Мегаре, но нам нигде не удалось найти его родословную и неизвестно, каким образом и откуда Агамемнон его выкопал. Очень похоже на то, что это просто жулик, втершийся в доверие к Агамемнону. Пророчества, которые он делал, было невозможно проверить. Сначала он предсказал, что Трою невозможно будет взять бкз участия Ахилла, потом – без лука Геракла, но неизвестно, что было бы, если бы Геракл не участвовал, или лук Геракла не был доставлен. Он предсказал, что Троя будет взята через десять лет войны, так и случилось, но по той причине, что греки, получив такое предсказание, десять лет тянули волынку, ограничиваясь мелкими стычками и поединками, а серьезные сражения произошли только по истечении десяти лет. И уже после войны Калхант осрамился в состязании с другим прорицателем, о чем мы еще расскажем в своем месте.
Интересную версию об этом Калханте сообщает Шекспир в своей трагедии «Троил и Крессида»: якобы Калхант был жрецом Аполлона в Трое, но, предугадав, что Троя будет побеждена и разрушена, сбежал в Элладу к грекам, оставив в Трое дочь Крессиду, которая была возлюбленной царевича Троила, но, в конце концов, изменила ему с греком Диомедом. Такая вот семейка.
     Когда Калхант предсказал, что Трою нельзя будет взять без участия Ахилла, Агамемнон приехал к Пелею в Иолк и тот сказал ему, что понятия не имеет, где его сын. Потому что, как только воспитатель Ахилла кентавр Хирон умер и был вознесен богами на небо в качестве созвездия, Ахилла забрала его мать Фетида и спрятала неизвестно куда. 
     Начались поиски Ахилла, которые поначалу не дали результата, но помог случай. Во дворце Агамемнона появился продавец женских украшений и, когда жена и дочери купили всё, что хотели, Агамемнон стал расспрашивать, где он торговал и что видел. Продавец рассказал, что, когда он был на острове Скирос во дворце царя Ликомеда, одна из дочерей Ликомеда Деидамия родила сына. Это при том, что Деидамия и ее сестры жили в отдельном хорошо охраняемом помещении дворца, так что к ним не мог незаметно проникнуть ни один мужчина. Поэтому решили, что Деидамию посетил сам Зевс, который, как всем известно, может незаметно проходить сквозь любые стены, например, в виде золотого дождя. Еще продавец сказал, что из дочерей Ликомеда одна, довольно красивая, не только никогда не покупает его украшений, но даже и не смотрит на них. К тому же на руках этой девицы выпирают такие мускулы, какие дай бог каждому мужику. Сопоставив факты, Агамемнон предположил, что речь идет о переодетом парне, а Зевс во дворце Ликомеда, как буквально, так и фигурально никогда не ночевал. Агамемнон призвал Одиссея и, изложив свои соображения, предложил ему все как следует проверить. Тот взял для компании Диомеда из Аргоса и, нарядившись торговцами, оба отправились на Скирос. Каким удалось опознать и увезти Ахилла, мы уже рассказывали*. Ахиллу в то время было 15 лет, но ростом он вымахал уже со своего папу Пелея, и когда Пелей подарил ему доспехи, которые ему самому подарил Гефест на свадьбе с Фетидой, они пришлись Ахиллу как раз впору.
________________
   * Глава 15(4).


     7. В ПОРТОВОМ ГОРОДЕ АВЛИДЕ. Начальствующий состав греческой армии бы следующий:

     Главнокомандующий – Агамемнон, царь Микен.
     Начальник штаба и заместитель главкома – Нестор, царь Пилоса.
     Члены Военного Совета:
          Менелай, царь Спарты;
          Одиссей, царь Итаки;
          Диомед, царь Аргоса;
          Калхант, Главный жрец и прорицатель армии, помощник главкома по политико-божественной части;
          Эпей, сын Панопея, начальник инженерной службы армии (Платон утверждал, что после его смерти его душа попала в тело женщины, весьма искусной в ремеслах);
          Махаон, сын бога Асклепия, начальник медицинской службы армии;
          Ахилл, адмирал и главный штурман объединенного флота.

     Армия собиралась в Авлиде, в гавань которой прибывали корабли с войсками. Наиболее впечатляющими были флоты главнокомандующего Агамемнона и начальника его штаба царя Пилоса Нестора – 100 кораблей у первого и 90 у второго. Нестору было уже 100 лет, но он был еще на удивление крепок. Прибыл он с двумя сыновьями Антилохом и Фрасимедом, первый из которых был 10 лет назад одним из женихов Елены. Менелай привел 60 кораблей. Ахилл прибыл во главе мирмидонцев, он привел 50 кораблей. Диомед привел 80 кораблей, столько же кораблей было и у царя Крита Идоменея. Два Аякса – Аякс Больщой, принц с острова Саламин, и Аякс Малый, царь Локриды, привели соответственно 50 и 40 кораблей. Эти Аяксы были большими друзьями и собутыльниками. Первого называли Большим, потому что он был высокого роста и непомерной силы, уступая в этом отношении только своему двоюродному брату Ахиллу. Локрийца же называли Малым Аяксом, он не обладал такой силой, но в бою был проворен и изворотлив, а по скорости бега уступал только тому же Ахиллу. Этот Аякс не почитал богов, за что, в конце концов, и поплатился. Были еще и другие вожди и корабли. Гомер насчитал всего 1186 кораблей, 30 отрядов и стотысячное войско. Тут он, как и положено поэту, хорошо приврал: свои корабли греки вручную вытаскивали на сушу, так что на каждом помещалось не более 50 человек и, произведя умножение, заключаем, что на всех кораблях не могло поместиться более 60 тысяч.
     Когда все было готово к отплытию и Агамемнон закрывал заседание военного совета, прибежал запыхавшийся Калхант и объявил, что богиня Артемида, разгневанная тем, что микенцы пожертвовали ей не того барашка, которого ей хотелось, требует теперь себе в жертву самую красивую дочь Агамемнона Ифигению. В противном случае ни ему, ни его войску не видать Трои, как своих ушей. Услышав это, Агамемнон хотел было проткнуть Главного прорицателя копьем, но вовремя остановился, подумав, что Артемида, патологически ненавидящая всех мужиков, только того и ждет, чтобы обвинить его в нечестивости. Обругав ее про себя столетней ведьмой, Агамемнон попросил Одиссея привезти Ифигению в Авлиду, что-нибудь наврав Клитемнестре, а то она может куда-нибудь дочь запрятать. Одиссей помчался на колеснице в Микены, предстал перед Клитемнестрой и сказал ей, что Агамемнон требует Ифигению, чтобы выдать ее замуж за Ахилла, якобы без этого Ахилл отказывается воевать. Клитемнестра разохалась и стала собирать дочь. Ифигения же, наслышанная об Ахилле, была в большом восторге и поэтому очень удивилась, когда по приезде в Авлиду ее схватили за ноги и за руки два амбала и потащили к алтарю, где Калхант держал наготове хорошо наточенный жертвенный нож. Не успела она испугаться, как вдруг была телепортирована Артемидой в Крым, где богиня объявила, что назначает ее своей главной жрицей при крымском хане. Агамемнон же, когда увидел, что Ифигения исчезла, снова обругал про себя Артемиду на этот раз такими словами, которые неудобно печатать, и приказал командирам погружать свои отряды на корабли.
     Корабли повел в Трою Ахилл. Так утверждает Аполлодор, и в правоте его слов не приходиться сомневаться, ибо кто бы еще, как не этот пятнадцатилетний адмирал, сумел благополучно проскочить мимо Трои и вместо Трои поначалу завести корабли в Мизию.