1. Учительство и познание

Сергей Михальчук 5
Догматическая система мышления
Глава 4.«Эго» и «дух» (Иллюзии эго)

4.1. «Учительство» и «познание»

1. Истинный учитель приводит ученику своё «созерцание» в качестве примера. Он не увлекает его только «познанием» идей и не утверждает его в том, что уже «познано» другими, обучая его прошлому знанию. Он учит его «видеть», «удивляться» и «спрашивать». Прививая ему навыки «общения». В процессе обучения учитель и ученик «подобны» друг другу, ибо ни тот, ни другой, не имеют Истины. Их различия лишь в том, что один из них «знает» – кто есть Истина, и кому можно задать последний вопрос, чтобы узнать конечную истину или истинную истину. Они находятся в одних и тех же условиях «познания» Истины. И весь процесс обучения является не «передачей» или трансляцией «знания» от одного к другому, а процессом поиска истины в «общении». Если они не разделят на двоих свой совместный поиск истины, то они не обретут «веры» в своё «знание» и убежденности в нём. Кроме того, истинный учитель должен «верить» в своего ученика, а ученик - в своего учителя. Причём эта «вера» должна иметь в первую очередь духовно-нравственное - онтологическое измерение, и лишь затем психологическое измерение - интеллектуальное и морально-этическое.
2. Многие считают истинным своё мнение, включая сами себя в понятие об Истине. Они не замечают того, что духовно и нравственно их жизнь недостойна того, чтобы они считались причастными Истине. Но они неколебимо и без сомнений стоят на страже своих «идей», ибо желают сохранить свою «систему мышления» в неизменности. Они не способны, ибо не хотят, изменить онтологический конструкт своего «сознания». А истинное обучение всегда означает перемену. В первую очередь своего собственного «сознания». Так как истинное обучение это всегда воспитание примером «любви» к своему воспитаннику. Следовательно, это всегда приближение к Богу. Перемена всегда пугает «разделенное сознание» из-за его «эгоистической» неспособности увидеть в себе хоть какое-то недостоинство и принять в себя идею о необходимости спасаться, отрицая свою разделённость, и принуждая себя к исцелению Любовью. «Эго» всегда воспринимают своё
«совершенствование» как путь к дальнейшему разделению, поскольку «разделение» было тем из чего и родилось само «эго». Его механизм самореализации всегда осуществлялся как возрастание своей обособленности от других, своей инаковости, которая, конечно же, выделяла «эго» всё больше и больше среди других. И возносило его всё выше и выше. «Разделённое сознание» убеждено, что сохраняя свое «эго» как величайшую ценность, найдёт совершенство и счастье. Подобная глупость возможна лишь в том случае, если мы станем утверждать, что «разум» может существовать одновременно в «жизни» и в «смерти». И счастье возможно только как бесконечное чередование «рождений» и «умираний». Но даже пленники Колеса Сансары посмеялись бы над подобным утверждением. Ничто «эгоистичное» не достигнет «духа». Ничто «духовное» не способно вернуться в «эго». «Дух» не подобен «эго», ибо он чужд «разделений». Ведь «любовь» гасит все конфликты «разделений» упраздняя самоё «эго». «Эго» - это противоречия. Главное из них это противоречие человеческого «Я» и божественного «Я». Но это же – абсурд! Как могут вступить в конфликт тварь и её творец? «Образ» и его Первообраз? Только в одном случае. Если истинное «Я» человека отказывается от ипостасности своего «Я». От своего образа и подобия Творцу. И скрывает своё «лицо», надев на него «маску», - маску эгоизма. Диаметрально противоположны начала «лица» и «маски», путь их жизни, и их исход. Они несопоставимы в своей основе. Ведь «дух» воспринимает «вечность» и «ведает» её. А «эго» никогда не сможет «познать» никакую «вечность». Ибо «вечность» всегда бесконечна, а «эго» всегда ограничено. И, следовательно, между ними нет, и не может быть «общения». Но, тем не менее, «эго» не отменяет «лица», а лишь скрывает его. «Маска» может быть сброшена! И истинный учитель может способствовать этому своим обучением. Хотя для этого учителю, как человеку, которому присуще заблуждаться, необходимо самому отдать себя – в научение Иисусу Христу. Однако ему не удастся стать учеником христовым, оставаясь нравственно пассивным и бездуховным. То есть таким, каким он есть по своей природной данности. Не предпринимая попыток изменить себя ради Любви.
3. «Дух» стремится к совершенству «разума» и поэтому не избегает истинного обучения. Для «эго» же оно губительно. Оно воспринимает духовное возрастание со страхом, ибо это «возрастание», в конечном счете, приводит к отказу от «эго», как от бездуховной тьмы, и влечёт человека к духовному свету. Подобного духовного устремления эгоистичное «Я» боится, как подсознательно, так и осознанно. Ибо «эго» немилосердно. Земной путь Иисуса Христа был во всём подобен жизненному пути любого человека, и поскольку Он прошёл его, то ныне может научить того, кто обратится к Нему. Он никогда и ни кого не будет осуждать за ту маску «эго», которую приступающий к Нему носил или носит до сих пор, на своём «лице». Напротив, Он всегда старается помочь человеческому «Я» вернуться в сою ипостасность. Показать ему, как, каким и для чего был сотворён его «разум». Когда же Он напомнит человеку о его истинном предназначении, то  спросит его «Я», - хочет ли оно расстаться с маской «эго»? Зная об этом, человеческая страстность, не иначе, как со страхом, будет ждать положительного ответа человеческого «Я», и всеми силами противиться ему.
4. «Учась» само у Христа Иисуса человеческое «сознание» вводит себя в смирение. «Обучая» другого, оно идёт путём жертвенной любви. Приобретая, тем самым, ту духовную силу, которая позволяет ему преодолеть онтологическую иллюзию своего «бытия». Ибо оба этих «аскетических действия» наделяют человеческое «Я» способностью изменять конституит своего «сознания», избавляя себя от своего собственного «эго». И в силу этого, даёт ему возможность в том же самом помогать другим «Я». Без совершения «аскетического действия» психологию своего образа мыслей изменить невозможно. Так как невозможно реально преодолеть «разделения» в «сознании» и «самосознании». Такое аскетически ленивое «Я» можно уподобить сновидцу, который, не сомневаясь в реальности своего сна, обнаруживает по пробуждению своему, что то, что он победил во сне, почему-то никуда не делось! «Я», скрытое под маской «эго», видит сон об иллюзии благобытия разобщенного мира. И верит, что всё в мире зиждется именно на его «эго». Что к совершенству этот мир могут привести только «разделения»: противоречия и конфликты! И этот иллюзорный мир вполне реален для такого «Я». Он порождает в «общественном сознании» человечества свою философию, науку и даже религию. Не изменив аскетическим путём такое «общественное мировоззрение», маску «эго» снять невозможно. Если только человеческое «Я» добровольно не отдаст своё «сознание» во власть Иисуса Христа, - поверив Ему, введя себя в жизнь по «евангельским заповедям». Он очень бережно и с любовью (не насилуя сознания) уцелит и уврачует его, примирив с божией правдою, и вернёт обратно человека Богу, как евангельского блудного сына.
5. Истинный учитель стремится передать своему ученику не только то, что он «познал» сам, а, главным образом, свой опыт «общения» с Истиной. Для того чтобы вскоре стать ему ненужным, говоря в себе, - «настало время мне умоляться, а ему возрастать!» Это единственная подлинная цель учителя. Но «эго» всегда вне Истины, ибо оно стремится к одной из главных иллюзий «бытия» - власти над кем-то. То есть, к «небытию». Угрожая существованию того «Я», на котором оно паразитирует. – «Пилит сук, на котором сидит». «Небытие» для человека - заветная цель того, кто искони враждует с ним. Но он бессилен против того, кто отвергает своё «эго» и может сказать вслед за Спасителем, - «Вот приближается ко мне ищущий моей смерти. Но не имеет во мне ничего своего!» Естественно, что «эго», с того самого момента, когда человеческое «Я» создаёт его, одевая на себя «маску», и становясь актёром в театре страстей, будет стремиться сохранять себя, всячески превознося и преувеличивая реальность своей роли. Но желание повиноваться его «режиссерскому замыслу» неразумно, неестественно и глупо. Разве только потому, что человеческое «Я» всё ещё «верит» в реальность театральной иллюзии. «Эго» иллюзорно по своей «природе». «Истинная реальность» для него недоступна. Человеческому же «Я» она открыта, благодаря его «ипостасной природе».
6. «Эго» всегда ощущает себя в среде постоянного конфликта или перманентного кризиса, «дух» же никогда не конфликтует ни с «кем» и, ни с «чем». Если человеческое «Я» имеет в себе или в учителе «эго», то в их отношениях всегда будет присутствовать тревога, а в моменты возрастания «эго» даже страх. Всё это связано с «разделениями», порождающими непрерывно «кризисы общения» учителя и ученика. А истинное учение возможно только тогда, когда «ученик» захочет добровольно «мыслить» вместе с «учителем». А «учитель» нравственно и интеллектуально завоюет внимание «ученика». Самым главным и таинственным  моментом в истинном учительстве, является постоянное и всё возрастающее присутствие в учительском «сознании» стремления приблизить конечное освобождение «ученика» от его потребности в «учителе». Подобное немыслимо для неистинного учителя, порабощённого своим «эго». Страстный наставник озабочен лишь тем эффектом, которым он впечатляет окружающих. Он, по сути дела, приносит их в жертву своему «эго», которое сильно возрастает на подобных жертвоприношениях. Подобным путём невозможно стать истинным учителем – проводником «духа». Истинный учитель всегда стремится к «смирению», и тогда, когда его превозносят, и тогда, в особенности, если его отвергают. Он не принимает ни того и ни другого, ибо всегда знает, что «дух», который в нём не его заслуга, а «дар». И всегда помнит, что этот «дух» ведёт его не к праведникам, а к грешникам, которые нуждаются в нём как в любвеобильном враче.
7. Ценность человеческого «Я» не обусловлена чем-либо содержащимся в его «сознании». Ни тем, например, что он знает или умеет или имеет какой-либо опыт и может кого-нибудь научить. Ни тем, что он имеет какие-то таланты и потенции и может очень успешно учиться. Она заключена в том, что каждое «Я» есть сообразное Богу «лицо» абсолютно непохожее на все другие сообразные Богу «лица». Каждое из ипостасных человеческих «Я» уникально тем, что оно есть неповторимый нигде и никогда «образ» Бога. Эта «уникальность» утверждена самим Всевышним. Пока человеческое «Я» не вспомнит об этом, всё, что бы оно ни совершало, к чему бы ни стремилось, всё будет сопровождаться невозможностью удовлетворения своих желаний в полноте и совершенстве, то есть приводить к «страданию». В особенности в области «веры» и «творчества». Оно всегда будет свидетелем внутреннего конфликта между ощущением своей «уникальности» и невозможностью реализовать эту «уникальность». Истинный учитель это тот, кто может помочь человеческому «Я» в разрешении именно этого «конфликта». Божественная уникальность человеческого «Я» неисчерпаема, ибо неисчерпаем сам Бог, «образом» которого оно является. Ничто в человеческом «сознании» из того, что подвластно «эго» - ни действия, ни мысли, ни желания не составляют истинного содержания человеческого «Я». Лишь только его устремленность к Богу как к своему истинному собеседнику и истинному учителю составляют то духовное и нравственное, что и формирует «Я» как подобие образа божия. «Эго» - лишь
«иллюзия», ибо Господь не творил его. А «дух» есть не что иное, как истинная реальность. И именно потому, что «дух» это и есть Бог. Любое забвение
«духовности», как устремлённости к богообщению «Я» человека, в этом смысле иллюзорно. Ибо отдаёт человеческое «самосознание» во власть «иллюзий». И всякая формальная религиозность или внешняя церковность будет бесплодна и напрасна, пока человеческое «Я» находится в плену у этой «иллюзии».
8. «Эго», по сути дела, становится неким иллюзорным «Я» человеческого
«сознания». – Его неистинным «Я». Человеческое «Я», которое олицетворяет себя со своим «эго», постоянно испытывает давление на себя иллюзорности эгоистического бытия. И стремится преодолеть свои сомнения в реальности своего существования. Ибо оно подсознательно чувствует эту «иллюзорность бытия эго». Оно ощущается в утрате жизненных целей, в сложностях со смыслополаганием своего существования и постоянного присутствия ощущения иллюзорности бытия. Эти сомнения будут непреодолимы, пока человеческое «Я» будет «верить» в реальность
«эго». И в позитивную этическую энергию таких эгоистических и страстных проявлений самости как самолюбие, гордыня и т.д. и т.п. Страстное состояние человеческого «сознание» неестественно и парадоксально. Истинное «Я» человека, которое само создало себе своё «эго», ему же и не доверяет, поскольку своим онтологическим мышлением (онтологическим чутьём) осознаёт его онтологическую нереальность. Единственно реальное решение этой проблемы – аскетическое! Прекратить страстные попытки превратить иллюзию в реальность. Попытки, пугающие своей нетрезвостью мышления, открывающие дорогу экстремальному и пограничному состоянию «рассудка». Даже к демоническому состоянию «ума». А вместо этого принять божественную реальность такою, какая она есть. То есть, признать то, что Бог есть – Любовь. И «нравственность» неотрывна от онтологии «реального бытия». Человеческое «Я» - часть этой реальной онтологии любви или онтологии нравственности. Это остается неизменным и неподвластным для «эго», несмотря на всю абсолютность свободы человеческого «Я». Ибо Бог неуничтожим. И хотя он и дал человеку божественную свободу, всё же, человеческое «Я» не может отменить Бога и Его «бытие». Для «духа» же, если истинное «Я» человека изберёт его, а не «эго», очень легко разрешить все проблемы иллюзорной онтологии, если добровольно и смиренно принять Бога в себя. Измученное страхом и страданием истинное человеческое «Я», оставь суетность иллюзии и «познай», что Бог реален, а человек есть сын Его возлюбленный, и на любом из них, как и на Христе Иисусе, Его благоволение. Не позволяй своему «эго» и дальше обманывать себя, ибо оно не хочет принимать «любви», столь для него недосягаемой, в отличие от тебя!
9. Необходимо хорошо понимать, что Бог не создавал страха. Бог и страх несовместимы, как несовместимы «бытие» и «небытие». Страх родился в «сознании» человека, когда оно отринуло от себя «дух». Человеческое «Я» предпочло думать, что оно ни в чём не зависит от Бога. И Он кротко и смиренно принял его свободное волеизъявление, сделанное под влиянием лукавого обманщика, существование которого Он допустил для того чтобы осуществилась твоя «свобода». Но, дело в том, что без Бога всякий «человек» остаётся один на один с собой. Ибо, для того, чтобы один человек мог пребывать в «общении» с другим человеком им обоим необходимо присутствие. Присутствие нравственного свидетеля их «общения». А им не может быть никто, кроме Бога. Следовательно, человек сам себя оставил в одиночестве неведения, ибо «познание» без «общения» превращается в иллюзию «эго». А неведение всегда порождает страх. Вот и выходит, что сам человек создал для себя страх. Это состояние порождается неспокойствием, которое человеческое «Я» чувствует из-за невозможности реализовать свои ипостасные потенции. Высокое предназначение, данный Богом - дар сообразности, не оправдывается им. Вместо осуществления нравственной свободы в творческой любви, «эго» предлагает «сознанию» демонизм раздоров и лукавый обман разделений. Что видит вокруг себя человечество, когда оно, в лице отдельных своих представителей  пробуждается от наркотика гордыни? Они не желают поверить тому, что пред ними открывается, ибо такое положение в буквальном смысле невероятно и абсурдно. – Театр абсурда, в котором пророки и провидцы или замолкают, не желая говорить, или их побивают камнями, для того, чтобы объявить их слова бредом сумасшедшего. Вновь и вновь призывают, - Не верь этому, так как это невероятно! Но сколько можно! До каких пор это будет продолжаться? Любая попытка придать правдоподобие иллюзии «эго», только ещё чуть-чуть отсрочит неизбежное. И с каждым разом это чуть-чуть всё более и более краткое. А последствия всё драматичней! Слово «неизбежное» как камень, который раздавит, всё более и более страшно нависает над человеческим «Я». Но это не пугает
«эго»! Гораздо больше его пугает Бог-любовь, и всё то, что сладостно для «духа». Бог – «неизбежен», ибо – реален. И избежать Его, в конечном итоге, не способен никто. «Любви» нельзя избежать, так как она и есть то, что только и есть. Жизнь, Истина и Путь, которым невозможно не придти к Тому, кто тебя «любит»!
10. Радость - ощущение реальной полноты жизни, присущая «духу» пугает «эго». Ибо хоть однажды испытав её, человеческое «Я» осознает иллюзорность «эго». До этого же «эго» остаётся реальностью в жизни «сознания», поскольку страх и страдания, которые человеческое «Я» во множестве видит вокруг себя и в себе, свидетельствуют ему, что разобщение это единственное, что является постоянным в жизни человечества. Человеческое «эго» паразитирует на страхе перед страданием, который возрастает при каждом проявлении многообразных разделений, свидетелем которого становится человеческое «Я». Ему остаётся лишь заставить себя преодолеть страх! Сосредоточить всё своё внимай только на Предвечном, - Иисусе Христе. Том, Кто не боится! И не лжёт, в том, что Он не боится. – «Следуй за мной сатана», - говорит Он. – «Вот приближается ко Мне тот, кто желает моей смерти! И ничего не обретает во Мне». Такую же силу даёт человеку «дух», соединяющий его с Творцом. Освободи себя и покажи пример остальным, как это сделал Сын Человеческий. Захоти стать таким и подражай Ему, жизнью по Его заповедям. Не обманывай ближнего недостойной картиной жизни своего «эго», помогая ему самому обманываться этим. И не обманывайся сам, принимая за реальность собственную эгоистическую жизнь своего ближнего, - осуждая его, и множа, тем самым, «разделения» вокруг себя.
11. Человеческое «Я» предложило своему «сознанию» убогую и жалкую обитель - «эго», за стенами которого скрыло от него прекрасный мир. И «Я» должно в него вернуться. Нет иного выхода для него, ибо само «эго» ничего не строит, а лишь только разрушает. Бессмысленно укреплять сей дом, не имеющий, к тому же, фундамента. Только Господь может быть фундаментом дома, достойного Его
«образа». Человек виновен пред самим собой, а не пред своим Творцом, тем, что предпочёл оставить пустым дом своего «сознания», отобрав у Бога право жизни в нём. Однако Предвечный Свет всегда готов войти в него вновь, когда бы ты ни позвал Его войти. Ни на мгновение не сомневайся в этом. Бог в той же мере неспособен творить «зло», как «эго» - создать что-либо для «вечности».
12. Ведомый «эго», человек бессилен вернуть к реальности своё «сознание» и жизнь человечества в целом. Ведомый же «духом», он в силах сделать всё для воцарения в жизни человечества божественной правды. «Смирение» - урок воздержания от страха и страсти, который разрушителен для «эго», и является вратами для «духа». Этот же «дух» - проводник к «смирению», ибо с радостью изливает свой свет на всё человеческое «сознание», находящегося во тьме эгоизма. – «Кроткие наследуют землю», - поскольку отринули своё «эго», и приобрели вернее восприятие окружающего мира. Царство Небесное есть правда «духа», чья красота и «нравственность» вне сомнений. Ибо вечно символизируют «любовь» Единого к Своим творениям, которых, всех до одного, считает Его достойными. Ничто другое не будет достойным даром Бога своему творению.
13. Если человеческое «Я» пожелает, то Бог дарует ему «дух». Но Бог не может сам снять с человека маску «эго», ибо человеческое «Я» само добровольно надело её на себя. И лишь только сам человек, добровольно пострадав, как Иисус Христос, может сорвать её с себя. – «Дай кровь и прими «дух!» Отец для этого и послал в мир Сына, чтобы Он показал, как это сделать. И то, что это можно сделать. Теперь, каждый человек может последовав Ему, доказать, что он достоин отцовского доверия, и сможет не посрамить того царского достоинства, которое Сын принёс ему от Отца. Сын, подобно твоему, человек, старшему брату добровольно принял на Себя такую же маску «эго», какую надел на себя ты. Оставаясь, при этом, в общении с «духом», Он, аскетическим воздержанием и пролитием крови на Кресте, снял с себя эту маску. Ты можешь довериться Ему, в этом Его опыте, и победить своё «эго». Дабы Его примером и помощью освободиться от всех страхов и страданий. Сын осознаёт и понимает всю ту тяжесть, которую несёт «грех» человеку, ибо он сам однажды был искушаем в пустыне «грехом» человечества. Не ленись вместе с Ним постигать этот «урок», чтобы твоё освобождение от ветхого тела было одновременно и освобождением от «эго». К этому зовёт нас Учитель – Сын Человеческий, который, разделив с нами цепи страдания, исцелил наш «разум». И дарит нам «Дух», превосходящий всякое наше мечтание о радости и счастье. Запомни:

«В сем «мире» не бойся пострадать, как пострадал за тебя Я.
Ибо Я победил мир. Будь исполнен радости.
Ибо сквозь тень смерти, нависающей прежде над тобой,
Уже виден свет вечной жизни!»