Жёны сами виноваты

Любовь Матвеева-Поротикова
       
        "Путному началу  благой конец",
        "Пьяное дело шатовато, а похмельное  тошновато"(русск. пог.)

        На перекрёстке я издали вижу свою подругу, с которой встречаемся не часто, и не спешу перейти улицу, которую пересекает она – надо же иногда  поговорить и не по телефону. Нина идёт с базара со своим сорокалетним сыном, оба нагружены покупками. Она плохо видит, и узнаёт меня, вставшую у них на дороге, только приблизившись:
        - О, привет! – говорит она, - ты как здесь?
        - А ты опять устраиваешь праздник своим красавцам (сама-то она называет мужа и сына уродами)? – отвечаю я вопросом на вопрос. Как в воду глядела!
       - Ну, я пойду! – говорит матери сын, услышав мои слова, и поспешно уходит.
       - Да я не им устраиваю праздник! У свекрови день рождения – девяносто лет! Надо же такую дату отметить! Она не хотела, но я настояла! Получает такую хорошую пенсию – и скупится. Я ей говорю: «Куда деньги девать будете? На тот свет не заберёте? Вот – дала денег. Как же такую дату не отметить - девяносто лет?..»
      - Охота тебе… Мне пятьдесят было, шестьдесят, семьдесят – я не отмечала. Да и когда тридцать было – тоже не припомню. Если в доме пьющие люди, зачем их провоцировать?
      - Так мы же без спиртного… Дочь придёт, зять, внук…
      - Неужели ты думаешь, что "твои уроды" обойдутся постными речами и хорошей едой? Они же всю еду воспринимают, как закуску! А деньги у них всегда в руках! ОНИ и без праздника повод найдут, а тут им и полное оправдание! Ох, сами же вы, жёны, и спаиваете своих мужей!..
       - Так что же – так и жить без праздников?..
       Нина знакома с моей точкой зрения и не согласна с ней, как все мы не согласны друг с другом. Я вспоминаю,  как мы познакомились. Моя лучшая подруга Люда Донских уезжала тогда, в девяностые, жить из Казахстана в Омск, поменяла петропавловскую квартиру. Мы случайно встретились на улице, она познакомила меня с Ниной, с которой училась в строительном техникуме в своё время:
     - Вот тебе моя замена! – сказала она мне.
     - Неполноценная замена, - ответила я, которая очень дорожила дружбой с Людой ещё с детства. И Нина, добродушный человек, никогда мне потом этого замечания не припомнила. А я поняла, что с ней, такой неконфликтной, действительно можно дружить. В тот день она, помнится, тоже готовила семейный праздник – у мужа был день рождения, и пригласила нас с Людой. Я сразу отказалась – мой муж был взят из пьющей семьи, имел склонность к выпивкам, потому мы семейных праздников не отмечали и в гости не ходили.
       В тот день я всё же побывала у новой подруги, одна, подарила Виктору, имениннику,  хорошую рубашку – в то время челночила, возила красивые вещи из Пакистана, Эмиратов, а муж торговал в Польше. Мне было интересно посмотреть на семью новой подруги, которую мне передавали по наследству. У Нины оказались дочь и сын – примерно ровесники моей дочери-подростка. Меня удивило, когда я увидела, что Нина САМА НАЛИВАЕТ СЫНУ СПИРТНОЕ - как и всем гостям…   
       - Ты что делаешь?! - зашипела я.
       - Так я ему - лёгкое вино... - объяснила она.
       Помню, что к концу торжества Виктор, её муж, который весь вечер держался кичливо и вызывающе, лежал… лицом в винегрете…
        Прошла жизнь… Нам по семьдесят… Люда часто приезжает из Омска повидаться с нами, побывать на родине, навестить знакомых. Она осталась моей лучшей подругой и образцом для подражания. Она единственная среди нас имеет высшее образование, сумела сохранить семью, поставить сына и дочь на хорошую  дорогу, у них также образовались прекрасные семьи, работа, квартиры, она стала бабушкой четырёх внуков…
        Я потеряла одну из дочерей (рассказ «Красный мотоцикл») и мужа, который в конце концов, после 36 лет совместной трезвой жизни, ушёл к весёлой молодой женщине, которая любит праздники. У меня осталась одна дочь (два высших образования) и две внучки, они живут в Австралии.
        Нина по доброте душевной и покладистости долго и добросовестно ухаживала за одинокой тётушкой – бывшей директрисой одной из школ города Петропавловска, и та оставила ей свою двухкомнатную квартиру неподалёку от её собственной – четырёхкомнатной. Муж с сыном стали завзятыми алкоголиками, Нина много раз спасала их, пробовала лечить, наконец махнула рукой и переселилась в тёткину квартиру. Всё же продолжает курировать мужа и сына, а теперь и свекровь.
         Свекровь забирал на жительство другой, любимый сын, в Челябинск. Когда он и его семья переварила все деньги, квартиры, гаражи и машины, которые отписывала им старая мать, они перестали "переваривать" её, и вернули  за ненужностью покладистой и неконфликтной невестке - Нине. Свекровь продолжает любить второго сына, которому отдала всё, и продолжает отдавать (получает хорошую пенсию), и не любить Нину с Виктором, а заодно и с внуком, но вынуждена жить здесь – там она не нужна.
         Дочь Нины закончила университет и делает хорошую карьеру, вместе с мужем – тоже классным парнем. У них двое детей и прекрасная семья. Сын Нины продолжает карьеру алкоголика, ни разу не женат,  и висит грушей на шее бабушки, матери и отца… Так что КПД нашей с Ниной жизни - 50%, а у Люды - все 100%, потому она для нас образец!
          - Зачем твоей свекрови праздник – день рождения? В девяносто лет это уже и не праздник! – продолжаю я доказывать подруге на улице, но она со мной не согласна, и рассказывает, каких деликатесов накупила. Но главное – её фирменный винегрет, делающийся по особой рецептуре! Я вспоминаю тот, далёкий уже винегрет, в котором так удобно лежать лицом её мужу...
          - Сами вы и виноваты, что ваши мужья спиваются... - говорю я незлобивой Нине, машу на прощанье рукой, и мы с подругой расстаёмся…
         
         Теперь мы только перезваниваемся, а устраиваем «девичники» когда из Омска приезжает наша общая подруга Люда – раза три в год. За все годы дружбы с Ниной я могу по пальцам пересчитать, сколько раз была на её семейных праздниках – раза четыре, а они  устраиваются регулярно.  И эти несколько раз обращала внимание: зачастую Нина сама наливает спиртное не только мужу – сыну! Сама я праздников почти не устраивала, чтоб у мужа не было соблазна выпить – слаб человек! Вот и сохранила его... для другой женщины здоровым.
         Есть у меня и другие подруги, которые не хотели из-за мужей и себя лишать праздников… Некоторые из них уже остались одни… Так что многие жёны сами виноваты в пьянстве мужей…

          На фото клетка  с попугаем, который живёт у моей соседки. Хоть дверка клетки всегда открыта, он редко её покидает... Так и человек живёт в клетке своих представлений об этом мире, и редко её покидает...