I-8-3. Изгнание евреев из Земли Обетованной

Екатерина Истоомина 2
               
                Сознание, обогащенное просмотром кратких документальных фактов возникновения государства Израиль, вдруг выдало мысль, что историю евреев в рассеянии я знала очень поверхностно, хотя с интересом читала и воспринимала на слух много информации. Захотелось восполнить этот пробел. Чтобы не терять попусту время на просмотр бесполезных интернет-источников, как обычно, я обратилась в молитве к Духу Божьему, а потом - к "поисковику". Взгляд остановился на какой-то подходящей строке в списке, и на экране появилось: "Глава вторая. 1. Положение евреев после их рассеяния". Имя автора не нашла. Быстро написала эссе "Народ Божий в рассеянии" с добавлением  в жанре саммари цитат из подлинника.

                Адрес статьи не прошел в ПрозаРу. Вернулась к найденной в интернете статье, чтобы  сообщить его читателям, хотя бы через рецензию. И тут увидела внизу синее слово ОГЛАВЛЕНИЕ. Нажала - и все нашлось, и автор, и название книги, и все её содержание. Беглый просмотр - и я поняла, каким сокровищем я обогатилась. А пять видеодисков - это иллюстрация к содержанию книги. Но это пока предчувствие. Начинаю изучение драгоценных источников, предвкушая радость творчества в раскрытии темы сборника "От Земли Обетованной к государству Израиль".

                Мне все-таки захотелось для себя, как это всегда у меня случалось с важными для меня книгами, аудио и видеоисточниками, сделать компиляцию со своими комментариями, сейчас уже связанными с верой в Слово Божье. Понимаю, что это не всем интересно, кто-то отвергнет мое мнение, но ощущаю в духе своем побуждение именно так действовать: по своей просветительской функции. Поэтому вернусь к началу книги "Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств" Юлиана Гжесика, польского теолога и историка.

                Иосиф Флавий заканчивает  историю еврейского народа, указав дату окончания книги «Иудейские древности»: «...тринадцатый год правления императора Домициана и пятидесятишестилетний год моей жизни». Вероятно, это 93-й год.  Примерно в это же время Иоанн, последний живущий апостол,  закончил писать книгу "Откровение". А дальше начинается поле деятельности для летописцев и профессиональных историков-исследователей. Кому доверять - это выбор каждого. Мой выбор понятен: Дух Божий благословляет мои поиски истины.

                "Спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и
                поселятся там и наследуют его, ...и любящие имя Его
                будут поселяться на нем". Псалом, 68:36.

                В ветхозаветных пророчествах название горы Сион относится к восточной высоте Иерусалима, горе, на которой был построен храм Соломона. Сион, "Дщерь Сиона" - эти слова становятся поэтическим именем Израиля.
 
"Я соберу их из всех стран, в которые изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом". Иер. 32:37-38.

"Не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог". Иез. 39:29.
 
                Но это будет еще не скоро. В Библии Бог много раз предупреждал Свой "жестоковыйный народ" (Исх.33:3) о суровых наказаниях, которые предстоит им пережить и на своей земле, и в плену, и оказавшись рассеянными по разным регионам мира.
               
                Из первой главы книги Юлиана Гжесика выберу только то, что, естественно, не отражено в книге Иосифа Флавия "Иудейская война". Мне необходимо понять, как исполнялся Завет Божий в судьбе Его народа. Известно, что после войны 66-73 годов полное изгнание евреев из Иерусалима растянулось до 138 г., потому что они продолжали партизанскими методами и восстаниями сохранять свое  присутствие на Обетованной Земле.

Итак, снова компиляция книги.

"Римляне штурмовали и разрушили 50 крепостей и 985 населенных пунктов. В боях пало 580 тысяч человек, но еще больше погибло от военных невзгод. Пленных евреев вообще не считали.  Иудея превратилась почти в пустыню. Население частью вымерло, частью эмигрировало в Вавилонию.

Иерусалим перестал существовать в римских государственных ведомостях. Под страхом смерти евреям запрещалось появляться в Иерусалиме. Этот запрет действовал по IV столетие. После смерти императора Адриана (138 г.) некоторые евреи снова поселились в Галилее.

В начале III века евреи расселились уже от Антиохии до Испании. В IV в. возникло много еврейских колоний в Европе.

Императоры-христиане стремились исключить евреев из жизни общества и в IV–V столетиях создали для них особую правовую систему, действовавшую до конца XVIII века. С тех пор, как в 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, в обеих столицах издавались все новые антисемитские декреты. Основание для законодательства о евреях заложил в 439 г. восточно-римский император Феодосий II, а завершил формирование законодательства Юстиниан в 525–565 гг. В 45-м дополнении к закону он огласил, что «у евреев нет ни совести, ни чести», что «живут они в духовной мерзости и так же мерзко их имущество».

В Западной империи, после того как в 467 г. Одоакр с помощью герулов взял Рим, евреи были лишены всех гражданских прав и подверглись, страшным грабежам,так же как и при первом, в августе 410 года, завоевании Рима вестготами во главе с Аларихом.
 
Последнее еврейское восстание охватило Иерусалим, Дамаск, Тивериаду и Кипр, когда в 598–628 гг. персидские завоеватели,  захватив Египет и Малую Азию, шли на Грецию. Более десяти лет, пока шла персидская война, евреям удавалось удерживать свою власть в Палестине. После того, как они сдались византийскому императору Гераклию (610–642 гг.), возобновилось действие суровых законов Адриана, и евреям под страхом смерти было запрещено переступать порог Иерусалима.

По мере того как усиливались преследования евреев на родине, происходило их окончательное рассеяние. Значительная часть уходила в Вавилонию. Там были богатые и сильные еврейские общины.  У вавилонских евреев были свои синагоги, школы и суды, где дела разбирались в соответствии с еврейскими законами.

В III столетии в Вавилонии возникает центр еврейской духовной жизни, появились высшие религиозные учебные учреждения (иешивы), предназначавшиеся для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. Обучением руководили  г а о н ы (ивр., гении) - духовные лидеры еврейского народа, бывшие высшим авторитетом в толковании Пятикнижия Моисея и Талмуда. С IV в., после реформы патриарха Гиллеля II, был введен постоянный еврейский календарь.
 
После 1300 г. всякий след вавилонских гаонов теряется.  Еврейская наука перешла в Италию, Испанию и центральную Европу, а затем – на восток, в Турцию и Польшу. Эмиграция евреев из Вавилонии в Индию и Китай началась из-за преследований со стороны властителей Персии. Ко времени падения античного мира евреи жили уже по всему свету – от Испании до Китая и от северных областей Германии до границ Эфиопии.

В первой трети VII в., в связи с возникновением новой мировой религии – ислама, в Аравии образовалось мощное государство, приступившее к завоеванию окрестных стран и получившее в истории название Арабского Халифата. Уже в 637 г. в Палестине были арабские войска. Халиф Омар, заняв Иерусалим, объявил его третьим по важности (после Мекки и Медины) священным городом мусульман, так как оттуда, согласно мусульманской традиции, был вознесен на небеса пророк Магомет.

Халиф изгнал из Иерусалима  евреев и закрыл знаменитую школу в Тивериаде, просуществовавшую там нескольких столетий. Но все-таки даже после полного рассеяния евреи сумели (хотя бы частично) возродить в Палестине свою национальную жизнь. Господство халифов в Палестине, Сирии, Египте и южной Франции продолжалось лишь век. В 750 г. их государство распалось на два халифата.

Вскоре турки  присвоили власть себе и уже под водительством собственных султанов начали поход на запад. 1072 г. они захватили Иерусалим и начали сурово преследовать евреев и христиан; обе эти общины были рассеяны. Жалобы и прошения ущемленных христиан стали непосредственной причиной Крестовых походов. В 1099 г. Иерусалим захватили крестоносцы. Крестовые походы продолжались до XIII столетия.
               
В 1260 г. Иерусалим взяли дикие орды монголов, что привело к дальнейшему уменьшению и без того уже незначительной еврейской общины.

Каким же верным и ужасным оказался, в свете этих событий, смысл пророческих предостережений, прозвучавших за многие сотни лет до изгнания:
 
"…И узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя. И сделаю тебя пустынею и поруганием среди народов… И будешь посмеянием и поруганием, примером и ужасом у народов, которые вокруг тебя… И усилю голод между вами, и сокрушу хлебную опору у вас… За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам". Иез. 5:13–16;10".

Средние века длились для евреев полных 1300 лет, т. е. до конца XVIII в., когда Французская революция признала их полноценными гражданами (впервые евреям были даны гражданские права в 1791 г. во Франции)". 

                Все это в той или иной степени было мне известно.
                А вот чтение следующего подраздела меня неприятно поразило,
                даже отвратило: "2. Предшественники христианского
                антисемитизма". Я так и не смогла его дочитать до конца.

 http://proza.ru/2018/08/12/92