Сумрачный гений. Горячее небо Испании

Евгений Хацкельсон
Отрывок из художественно-документальной повести "Сумрачный гений"

**

Первые шесть серийных Bf-109 B-1 были собраны и облетаны в Аугсбурге  в конце 1936 года. Эти самолеты получили прозвище «Берта». В дальнейшем самолеты новых серий так и получали у военных клички по буквам серии. После Берт появились Цезари, затем Доры, Эмили, Фридрихи, Густавы и, наконец, самая совершенная серия «К» - Курфюрсты.  Но это все было потом, а пока первые Берты должны были получить обкатку в  условиях реальных боевых действий и померяться силами в небе Испании с русскими истребителями И-16 конструкции Николая Поликарпова. Когда Вилли впервые услышал об этом от Тео, который был вхож к самому Герингу, он не поверил своим ушам. Послать «сырые» самолеты на фронт, да еще в другую страну! Мыслимое ли это дело? Мало ли какие дефекты могут еще всплыть, причем  не в учебных полетах, а в условиях реального воздушного боя! Кого будут обвинять в гибели боевых летчиков? Его, Мессершмитта! Скажут – недоработал, недосмотрел… да проклятый Мильх сожрет его после этого со всеми потрохами!  Но Тео был спокоен.

- Не паникуй, - сказал он, - все в порядке.   
- Какое там, в порядке! – возразил Мессершмит, обхватив руками голову. – А если что случится?

Тео сел в кресло и, не спеша, закурил сигару.      

- Все понимают, что самолет еще «сырой», - сказал он, выпуская колечки ароматного дыма, -  но зато у нас есть уникальная возможность проверить его в боевых условиях. 

В его словах был здравый смысл, и  Вилли немного успокоился.

- Сперва мы пошлем в Испанию только три машины, - продолжал Тео. - Там, на месте, их будут обслуживать наши  инженеры. На боевых вылетах наши «сто девятые» будут прикрываться больших количеством бипланов «Фиат». Отчеты о поведении самолетов в воздухе мы будем получать немедленно в Берлин. Так чем же ты недоволен?

- А если крупные поломки?

- Ну, так что ж!  Испания от нас находится не так уж далеко. Мы всегда можем организовать воздушный мост и поставлять на транспортниках в Севилью запчасти и вообще все, что понадобится.

Вилли окончательно понял, что Тео прав, и лучших условий опытной эксплуатации для его машин трудно было придумать. И вообще это очень заманчиво – сразиться в воздухе с юркими тупоносыми  И-16,  «крысами», как их прозвали немецкие летчики. Высокая скорость «сто девятого» должна была обеспечить ему преимущество в бою с русскими истребителями.

В декабре 1936 года 88-й истребительный полк добровольческого легиона «Кондор» получил три первых истребителя  Bf-109B. Лейтенант Траутлофт поднял одного из них в воздух и сразу же был покорен его послушностью в управлении. Конечно, всплыло много скрытых дефектов первых «Берт», но, все же, произошло главное – его самолет приняли в войсках, а в январе 1937 года Траутлофт сбил на нем свою первую «крысу». Прикрывая транспортники Ю-52, он увидел  тройку покрашенных в серый цвет республиканских истребителей, которые крались на малой высоте, чтобы внезапно атаковать «юнкерса» снизу в живот. Траутлофт  набрал высоту, разогнался и по большой пологой дуге зашел со стороны солнца к ним в заднюю полусферу. Атака была столь неожиданной и стремительной, что пилот И-16 ничего не успел ни осознать, ни предпринять. Вражеский самолет разлетелся на горящие куски.

Обкатку в горячем испанском небе прошло 130 истребителей Bf-109, но лишь 21 из них был потерян в воздушных боях.  Вилли осознавал, что именно благодаря его «сто девятым» произошел коренной перелом в противоборстве республиканцев и франкистов в воздухе, и был немало этому рад. Он не любил «красных», которые, получив власть, устроили в Испании хаос и террор, привели ее к экономической катастрофе. В стране происходили грабежи и массовые зверские убийства, «красные» сжигали церкви вместе со священниками и прихожанами, во имя какой-то мифической высшей справедливости они отнимали у людей их собственность, зачастую вместе с жизнями. Кто-то должен был положить конец этой кровавой вакханалии, и это сделали военные. Одержав победу, генерал Франко перестрелял и перевешал  наиболее активно зверствовавших «красных», менее виновных посадил для перевоспитания в тюрьмы, и в истерзанной стране воцарились мир и спокойствие. Вилли считал, что решение Гитлера помочь Франко было правильным. Но вот потом… Что и зачем натворил потом этот человек, который всегда был с ним так приветлив в общении, любил обсуждать  с ним перспективы развития авиации и называл его «мой дорогой Мессершмитт»?  Откуда в нем была эта неутолимая жажда захвата новых территорий,  подчинения и уничтожения целых народов? Зачем было истреблять евреев, которые верой и правдой служили Германии и считали ее своей Родиной? Зачем было захватывать Европу, начинать войну с Англией и подставлять под удар собственные  города?  Сейчас, сидя в «Дугласе», Вилли не находил ответа на эти вопросы.  Может быть, нацистское государство в принципе не может существовать без войны?  Но пример Испании доказывает обратное: Франко не ввязался в новую мировую войну, и бомбы на Мадрид больше не падали.

**

**
Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию книгу  "Сумрачный гений".

Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и представляет собой сборник произведений, объединенных тематикой военной авиации XX века: творчество выдающихся авиаконструкторов, история создания и боевого применения различных образцов авиационной техники прошедшего столетия, война в Испании, боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман», битва за Британию, история радиолокации, воздушный террор союзников и трагедия Дрездена, три звезды Александра Покрышкина, Адольф Галланд и Вернер Мельдерс, непростая судьба Вилли Мессершмитта.
 
https://ridero.ru/books/sumrachnyi_genii/