7. Кочин. Океан. Сезон дождей

Татьяна Назарова 5
Кочин- это бизнес центр Кералы и портовый город. Портом он стал сравнительно недавно, в прошлом тысячелетии, после очередного цунами, когда предыдущий порт безвозвратно ушел под воду и у Кочина просто не было выбора. Порт занимает огромную территорию, не только с материковой части, но и захватывает близлежащие острова, некоторые даже специально искусственно созданные для этого. Везде кипит работа, большое количество грузовых судов круглосуточно выгружают уголь, машины и нефтепродукты и загружают для вывоза зерно, чай, кожу, каучук.

Именно из-за порта, из-за наплыва грузовых, пассажирских и круизных судов, из-за причалов, тянущихся на несколько километров, Кочинская часть Аравийского моря очень грязная и не пригодна для купания. А набережные и пляжи ,в принципе , и при чистом море, используются индийцами, как места для прогулок, но никак не для купания. Туда приходят семьями, с детьми- родителями- бабушками-дедушками, видимо, специально для этого наряжаясь в выходной день. Дети будут бегать по воде, визжать, брызгать друг друга морской водой, женщины следить за ними, мужчины общаться. То есть классическое "себя показать- других посмотреть". Большими компаниями будут фланировать молодые люди, а девушки в основном, только вместе с семьями. Найти уединенное место на пляже практически невозможно, по нему перемещается толпа людей, внутри которой одни стоят, другие бегают и прыгают, третьи гуляют туда- сюда.

Как-то пытаясь найти уединенное место на пляже форта Кочин, мы добрели до его границы с военной базой, охраняемой круглосуточно. Радостные от возможности остаться наедине с природой, океаном , песком и ветром, мы тут же услышали громкий окрик по рупору с требованием покинуть запрещенную зону. Окрик был слышен до тех пор, пока мы двигались в обратном направлении и не удалились достаточно ,по мнению следящего за этим часового. Самого часового не было видно, но слышно его было замечательно. Так как желающих уединиться предостаточно, слышать его можно в течении всего дня.

Пляжи , пригодные для купания, это также места для воскресного променада всей семьей с той лишь разницей, что некоторые на них все-таки будут купаться. Женщины купаются редко, а заходящие в море идут туда в полном обмундировании, например в сальваре, штанах и , что просто немыслимо, в длинном шарфе. Понятно, что говорить про плаванье в таком экстремальном виде не приходиться и все сводится к плесканию на волнах у берега. На этом фоне мне, в обычном европейском купальнике, комфортнее себя чувствовать или в море или в уже накинутой на себя тунике на берегу. Прадипу же будет спокойнее, когда мы вообще уйдем с пляжа и засядем в одном из прибрежных ресторанов.

Океан в сезон дождей - это нечто особенное. В это время следует специально приехать сюда на выходные, снять номер в отеле на берегу и насладиться свежестью, воздухом и стихией океана не торопясь. Мы так и поступаем и приезжаем на Черай бич в субботу, прогуливаемся по относительно пустынному из-за сезона дождей пляжу, затем , сидя на открытой террасе ресторана, тут же в отеле, наблюдаем сначала приближение грозы, потом начало ливня с ветром, громом и молнией и уже поздно вечером, укутавшись и спрятавшись от дождя поглубже под крышу ресторана, досматриваем до конца этот perfomance с участием природных сил. Утро встречает нас уже затянутым новыми тучами небом и все готово повториться вновь. Мы долго завтракаем , гуляем и вновь возвращаемся в отель, где сидим , наблюдая за океаном , за новыми раскатами по всему небу , и разговариваем с другими постояльцами.
Сезон дождей вымывает всю грязь, накопившуюся в каналах города, унося это все в море. Когда воды в городе слишком много, каналы не справляются и накопившаяся в них вода выходит из берегов, заливая все пешеходные дорожки. Поскольку никаких других способов справиться с этой ситуацией нет, индийцы используют для сезона дождей специальную обувь, каучуковую, которая не расклеится от воды, легко моется и сушится. Жизнь немного замирает каждый раз при начале сильного ливня, когда пешеходы разбегаются по укрытиям, байкеры тоже тормозят и пережидают какое-то время, тук-туки опускают тенты по бокам и осторожно продолжают путь. Как только дождь ослабевает, все оживает снова. При входе в магазины выставляют корзины для мокрых зонтиков. Горшки с цветами выносятся на улицу для естественного полива.
 Стоя на балконе можно долго разглядывать реки, бегущие по улице , огромных лягушек, прыгающих по обочине и слушать их кваканье, которое стереозвуком доносится с разных сторон .

К высокой влажности индийцы относятся философски, ибо повлиять на нее все-равно не возможно. Дом должен продуваться , окна лучше держать открытыми. В мой первый сезон дождей мне еще трудно философски смотреть на цветение кожаных вещей в моем шкафу  и я выхожу на тропу войны с плесенью. Первым делом я стираю и вычищаю все вещи, навожу идеальную чистоту в шкафу и туда отправляется какое-то специальное средство от влажности с очень противным запахом, которое я нашла в местном магазине. Но всего через неделю от всех моих стараний не остается и следа, уже появляется характерный запах и все повторяется снова. Теперь после очередной чистки на балкон для выветривания отправляются мои пальто и куртка, кожаные сумки и весь набор разноцветных поясов. Устроив выставку всех своих кожаных изделий на балконе, я с интересом ожидала прихода Винсента для очередной уборки квартиры, предвкушая его удивление. Однако , как на лице спецагента, ни один его мускул не дрогнул - так, значит так. Вторичный поиск средства от плесени по магазинам принес мне убойную штуку с еще более нереальным запахом, но обещался стопроцентный результат. От запаха резало глаза  и как пользоваться после этого вещами было не понятно. Прадип моей воинственности не разделял, каждый раз успокаивая меня тем, что скоро уже появится солнце и все пройдет. Под "скоро" подразумевалась пара-тройка месяцев. Следующими зацвели обложки обоих моих паспортов, блокноты, бижутерия и босоножки. Все это было вынуто мною из шкафов и пакетов и разложено под вентиляторами по всем комнатам, выставочный зал моих вещей и документов теперь функционировал не только на балконе, но и по всей квартире. При очередном появлении Винсент все-таки постарался осмыслить, что у меня тут происходит, но спрашивать опять ничего не стал. Поскольку борьба с плесенью стала для меня уже навязчивой идеей, при случае я выясняла у местных их народные рецепты , но все эти сухие газеты в шкафу и нафталин в вещах, выглядели уже не серьезно, как вьетнамский бальзам "Звездочка" на фоне антибиотиков.

Помня насколько влажно на Бали, в Индонезии, я даже попыталась выяснить у знакомых, живущих там , чем они спасаются в сезон дождей. Мне сказали- ничем, проветривание дома, окна нараспах, этого достаточно. Прадип в который раз подытожил - вот, видишь, никто не делает из этого проблемы! Следующей , кому я задала тот же вопрос, была Татьяна с Бермудов, единственный человек, который подтвердил кошмарность темы, усугубляемой на Бермудах еще и повышенной коррозией всего металлического от океанской соли. Я тут же осознала, что мне еще повезло и немного успокоилась. А скоро действительно стало чаще вылезать солнце, подсушивать все вокруг, прекратилось цветение моего гардероба, исчез противный запах и выставочный зал на балконе закрылся до следующего лета.