1. Дели- Агра- Джайпур

Татьяна Назарова 5
Эта страна напоминает мне большое разноцветное лоскутное одеяло, под которым одним всегда тепло, уютно и то, что называется " как дома", а другим - то слишком жарко и душно, то все время что-то мешает, жмет, колется, сползает , и кто-то сразу же кусает только что высунувшуюся из- под одеяла пятку. Короче, на любителя.

Мои лоскутки собирались постепенно. Как после возвращения из очередной поездки, ты складываешь куда-нибудь все привезенные тобою открытки, рекламные проспекты и даже использованные билеты и забываешь про них . Со временем к ним добавляется новая партия, потом еще одна. И вот наступает час Х, когда ты достаешь все эти "секретные материалы" и , сидя на полу , среди раскиданных по ковру трофеев , ты снова повторяешь свои маршруты, перебирая открытки и перелистывая странички своей памяти.

1. Дели- Агра- Джайпур

Мое первое посещение Индии было спонтанным и абсолютно не планируемым. Мое сердце было разбито из-за сорвавшейся долгожданной и предвкушаемой поездки в Тибет и в таком отчаявшемся положении я просто ткнула пальцем в офисе турагентства, не пропадать же отпуску. Но поскольку я упрямо продолжала носить траур по Тибету, особо готовиться не стала, покидала какие-то вещи в чемодан, наверное , все-таки почитала что-нибудь об Индии и поехала. Осознание - куда собственно я лечу, меня посетило уже в самолете. Тур составлялся таким образом, что документы , билеты и все необходимые инструкции выдавались мне сотрудником турагентства в аэропорту Москвы прямо перед вылетом , с наставлением влиться в группу из 7 человек по прилету в Дели. Я должна была их опознать по табличке, встречающей нас там стороны. То есть , сидя в самолете, я могла только предполагать, оглядываясь по сторонам, как спецагент, кто из пассажиров окажется моим попутчиком на целую неделю. Из Москвы я вылетала в октябре, поэтому одета я была соответственно и, если в самолете с его кондиционерами я чувствовала себя вполне комфортно в сапогах и теплой кофте, то вступить на индийскую землю в таком обмундировании можно было только с одной мыслью- только бы до отеля продержаться.
В группе помимо меня оказались молодая семейная пара , мама с дочкой , врач скорой помощи из Москвы и дама из Новокузнецка. Единственный мужчина в группе был программистом и с самого начала путешествия он не переставая разговаривал по телефону, ему звонили каждые полчаса, там у них постоянно что-то не клеилось и , видимо, не кому было все это разрулить. Его жена относилась к этому спокойно, наверное его вообще согласились отпустить на целую неделю только на таких условиях.

Каждый, впервые прибывший в Индию, получает свое первое посвящение в местные порядки в полном хаосе , творящимся на дорогах. И если в этом хаосе, как в любой живой системе, и есть свои законы, то они спрятаны от посторонних глаз. Тем не менее весь этот непрерывный поток из машин, байков, велорикш, тук-туков и коров, стадами и поодиночке, успешно движется в обоих направлениях, не особо реагируя на светофоры, и все это подкрепляется мощным звуковым сопровождением.

Нашего гида зовут Кумар, он- высокий индиец с отличным русским. Мы будем перемещаться по маршруту Дели- Агра- Джайпур, останавливаясь на пару дней в каждом из городов. Он просит не покидать отель без его ведома, особенно вечером, что мы и делаем, отправляясь на следующий же день по улицам Дели  одни, бродя в поисках интересных впечатлений. Мы гуляем до темноты, идем вдоль улиц, осматривая все подряд, учимся перебегать дорогу , глядя, как это делают местные, попадаем в торговые ряды, торгуемся, меряем, что-то покупаем. Это настоящее Индии, ее реальная жизнь и ее невозможно будет поймать из окна туравтобуса, осматривая дворцы махараджей, посещая специально организованные для туристов культурные мероприятия. Поэтому, будем совмещать!

Агра.
Узнав, что одним из пунктов моей программы по Индии будет Тадж Махал, еще дома моя подруга Светлана привезла мне написанные ею и ее сыновьями желания, упакованные в пакетик и перевязанные ленточкой, с просьбой оставить их в этом достаточно сакральном месте. Идея понравилась другим моим знакомым тоже и ,в результате, я имела мешочек, набитый чаяниями нескольких человек. Но, если в Иерусалимской стене плача, есть специальные места между камнями, куда все и запихивают бумажечки с сокровенным, то здесь такого явно не предполагалось и мой осмотр Тадж Махала был очень скрупулезным еще и по этой причине тоже, мне нужно было найти для выполнения своей миссии походящее место! В Индии и так везде много народа, а в Тадж Махале и подавно, индийцы очень легки на подъем и путешествуют по стране и группами и семьями и классами. И всем им , от природы смуглым, по какой-то причине не безразличны белые иностранцы и есть какое-то непреодолимое желание обязательно сфотографироваться с ними . Переведя на наш язык, как нам непременно хочется сфотографироваться с обезьянкой, где бы ты ее не встретил- на пляже в Сочи у фотографа на плече или разгуливающей по Дели в самом боевом настроении в поисках еды, так и с нами хочется кому-то иметь свой собственный совместный портрет. И, когда я нашла, с одной из сторон мавзолея, углубления в резьбе по камню, то было решено для совершения миссии инсценировать фотосессию и незаметно , отведя руки за спину, постараться запихнуть туда желания. Но индивидуальная фотосессия сразу переросла в интернациональную , с очередью желающих, остаться одним не светило, и тогда я рассталась с записками на глазах у целой толпы наблюдающих не тайно, а торжественно.

В любом путешествии обычно не менее увлекательное действие происходит внутри самой группы. Наш программист продолжал консультировать по телефону, свободным ухом слушая рассказы гида. Дама из Челябинска работала администратором театра и имела четкое задание привести несколько сари, классические индийские украшения и диски с музыкой для новой постановки. И все ее внимание было направлено на это и на нашего гида, которого она сразу взяла в оборот. Доктор скорой помощи, девушка лет тридцати, была этаким бывалым путешественником с длинным списком посещенных ею стран и одним интересным хобби- из всех новых мест она обязательно привозила семена понравившихся растений, которые потом выращивала у себя дома. Мама с дочкой держались в основном отдельно и поразили всех на одной из остановок по дороге из Агры в Джайпур, когда всю группу привели в придорожный ресторан со спецпрайсом для туристов и они, изучив цены, ушли, сказав, что найдут для себя что-нибудь подешевле на улице. Удивительно было не само их желание перекусить на улице, а неоднократные заявления до этого о необходимости соблюдения жестких правил гигиены здесь в Индии.

Я же в течении года занимаясь йогой и достигнув уже определенных успехов, приставала к гиду с просьбой организовать встречу с " живым настоящим" йогом, раз уж мы тут, на их родине ! Идею поддержали все остальные и гид пообещал это сделать по прибытии в Джайпур . На вопрос , что мы конкретно хотим от йога, я попросила показать нам какие-нибудь асаны и пранайамы и , возможно, дать рекомендации по их выполнению. Йог нам был обещан и вечером, прибыв в Джайпур, мы собрались в одном из номеров отеля. Поскольку номер был одноместный и мы все сидели на полу вокруг кровати, а больше свободного места в номере не было, пришедший йог расположился на кровати в позе полулотоса и попытался изобразить что-то , похожее на йогу. Было видно, что это дается ему нелегко, но он честно старался. Первое время мы сидели молча, наблюдая за происходящим, потом стало неловко продолжать так мучить человека и я решила выручить его- видя какую асану он пытается изобразить, я ее делала сама и объясняла всем ее значение. Он расслабился, заулыбался и на мой вопрос- занимается ли он вообще йогой- сказал, что раньше в юности увлекался, но с тех пор давно уже не практиковал, живот мешает, и согласился он только чтобы помочь другу, нашему гиду.

А путешествие продолжается. И одни картинки сменяются другими. На смену мальчишкам со змеями в коробках, которые сначала охотно дают себя сфотографировать, затем бегут за тобой следом с той же змеей в руках и требуют денег, если ты не хочешь проблем, на смену им приходят индуистские храмы с огромным количеством богов разных уровней и свастикой- символом движения, жизни и благополучия, с колокольчиками на входе и священнослужителем, ставящем нам на лоб тику из цветной пудры. Буддистский храм поражает своим покоем и умиротворением, и среди подушек, раскиданных на ковре, ламы, сидящие тут же, терпеливо и дружелюбно отвечают на все вопросы . Два вечера в Агре мы проводим в бассейне на крыше нашего отеля, что невообразимо приятно после целого дня, проведенного в духоте и влажности. Слава создателю, что кроме нас нет других желающих и я плаваю в импровизированном купальнике, так как нормальный мне и в голову не пришло взять. 
Каждую остановку при переезде из города в город мы используем для покупки сувениров и расползаемся по всяким лавкам, скупая кто что найдет- вырезанные из кости сцены из Камасутры, Ганешу во всех видах, буклеты с видами достопримечательностей, индийские украшения, слоников, ароматические палочки и масла, ковры, сумки, сари и тд. Еду подают традиционно острую и, наученные опытом первого обеда, все хором просят официанта приготовить нам ВООБЩЕ без специй, настойчиво повторяя это каждый раз, одновременно понимая, что изменить все- равно ничего не получится.

Неделя пролетает настолько быстро, что оказавшись опять в аэропорту Москвы, ты невольно думаешь- а ездил ли ты куда или просто прикрыл глаза и задремал на пять минут после обеда и снилось тебе разноцветное лоскутное одеяло и под ним было так уютно и тепло, как дома.