Очередь

Александр Литвак 3
- Какую страну погубили! Сволочи - бурчала одна из старушек сидящих на скамейке у дома.
- Жили не тужили. Тихо, спокойно. Стабильность была во всём. Продукты натуральные. Образование лучшее в мире. А спорт какой был?! Пенсионеры ни в чем не нуждались. Почет и уважение ! - поддакивала соседка.
Я сел в машину , завел её и пока прогревался двигатель - задумался. Воспоминание о милом сердцу "совке" выдавили слезу и закатили ком к горлу.
- А они правы - сам себе сказал.
- Ведь на самом деле , было тихо и стабильно. Тише и предсказуемее только на кладбище.
Любимые руководители в начале 20-го века создали карточную ,распределительную систему государственного устройства. Рабочий класс быстро разобрался что к чему.
- А зачем нам много работать. Больше чем положено по карточке не получим - рассуждал пролетарий и симулировал трудовую активность.
И даже когда карточки отменили, принцип не изменился. Приобрести на заработанные деньги ничего дельного нельзя было. Да и суммы то были смешными. А чтобы народ не расслаблялся , "любимые вожди" организовали жизнь, где всё надо было доставать.
Достать дефицитные продукты или вещи можно было двумя путями - по блату или в очереди. Про блат напишу как-нибудь в другой раз. Сегодня речь пойдет об очереди. О черге , украинский термин более сочный.
Советский человек не был избалован роскошью. Люди жили более чем скромно. Сегодня многие возмущаются: бензин дорогой, газ дорогой, бананы - апельсины дорожают каждую неделю. Пошлина на автомобили зверская. Связисты на мобильной связи обманывают. Туроператоры совесть потеряли - путевка в сранный Шарм-эль- Шейх 600$.
Советскому человеку все эти подорожания были до одного места. Нас не радовал бензин по 6 копеек за литр. Не сильно огорчило подорожание в конце 70-х до 10копеек. Чтобы купить машину надо было быть академиком, космонавтом , капитаном дальнего плавания или подпольным миллионером. Правда в последнем варианте, риски были несоизмеримы с удовольствием проехаться на продукте советского автопрома ( других машин в эсэсэрии не было). Можно было конечно постоять в очереди за автомобилем. Очередь эта была ,как сейчас говорят, виртуальная и двигалась со скоростью 25 лет между встал и получил. Чуть короче была очередь за мебелью. Она не всегда была виртуальной. Иногда приходилось отмечаться. Вернее ,давать знать соседям по черге, что никуда не делся. Вот он я. Бывало сервант "Хельга" , за которым гонялся 10 лет, уже не радовал по причине своего анахронизма. Хотелось румынскую стенку. Но ещё одну очередь организм бы не пережил. С бытовой техникой было полегче. Это в плане приобретения. Эксплуатация отечественных "сонек-сибирей" не радовала. А всякие там "грюндики" обычному "хомо советикусу" не доступны.
Одежда!!!!!!! Тема бесконечная. Синие китайские брюки за 6 рублей не все хотели носить. Например, мой папа был модник. Дакроновый костюм у него был раньше, чем советский кинозритель увидел в нем Миронова в "Бриллиантовой руке". Облачиться в такую роскошь могли единицы. Вначале надо было добыть отрез японской ткани у моряков. Потом убедить одного из одесских кутюрье взять заказ вне очереди. Потому что и в ателье, как же без неё, родимой. Получив долгожданный костюм , мужчина задумывался об обуви. Обувь была двух видов - неудобная и очень неудобная. Можно было конечно достать немецкую Саламандру или югославские мокасины. Но чаще приходилось таскать отечественные колодки , где в самый неподходящий момент в пятку вонзался гвоздь. Второй вариант, отстоять очередь ( это уже в порядке вещей) и получить жесткие, вечно натирающие туфли фирмы ЦЕБО , произведенные в братской Чехословакии. Женщины страдали еще больше. Японские кофточки "Чори" закупались в таких объёмах, что весь Советский Союз напоминал лагерь одинаково одетых женщин. Наши мамы и бабушки боролись. Покупали всякие кримплены - кристалоны, комбинировали, срисовывая затертые каталоги OTTO и Неккерман. Но их желание достойно выглядеть было похоже на борьбу со страшной нечистью. Детская одежда приобреталась, вообще, полукриминальным способом. Многие помнят торгсины и чековые. Мамы могли себя обделить. Могли недоесть и недопить. Но дети - святое!
Пища! Еда! Провиант! Это я гундю ностальгирующим по "совку". Действительно, у пищевиков были ограничены технологические возможности. Ни пальмового масла, ни современного консерванта, ни современных красителей. Но и у потребителей проблем не меньше. Вывезенная на тачке, расфасованная колбаса расхватывалась вмиг. Вы когда нибудь голубям крошили хлеб? Примерно так советскому человеку "крошили" сыр и колбасу в универсамах. Сцена в "Москва слезам не верит" очень реалистична. Если кто-то думает, что обделенные современными добавками колбасники, клали в колбасу больше мяса, то вы ошибаетесь. И в те далекие времена в колбасный фарш летело все подряд - шкура курицы, свиньи, другие условно-съедобные потроха.
А теперь о самом трепещущем! Жилплощадь!
Можно питаться водой и хлебом. Бесконечно зашивать дыры в одежде и починять разваленные ботинки. Но без крыши над головой жизнь теряла всякий смысл. Норма проживания , по страному стечению обстоятельств, была всего в два раза больше места на кладбище. Например моя семья из четырез человек укладывалась в норму. У нас было 16м на четверых. Аргумент матери о разнополых детях комисией не принималась. Разве что милостиво разрешили купить кооператив.
Народ не мечтал о "бельгийках" и "сталинках". Многие не надеялись и на убогие "хрущовки". Мечта начинающего специалиста -комната в коммуне. На худой конец койка в общаге. Лишь приземлившись, на определенное тебе властью место,, человек мог почувствовать себя в безопасности. Всю свою дальнейшую жизнь советский человек проводил в борьбе. И не всегда ему удавалось вырвать место под солнцем.