Метро. Часть 2

Григорий Аванесов
Станция «Автово», Станция «Кировский завод», Станция «Нарвская», Станция «Пушкинская», Станция «Владимирская», Станция «Площадь Восстания», Станция «Технологический институт 1», Станция «Адмиралтейская», Станция «Чернышевская», Станция «Площадь Ленина».

Материал взят из инета и сильно сокращен. Писать про станции можно много и нудно.

                Станция «Автово»

Раньше часто бывал и каждый раз восторгался. Рядом погибли дивизии народного ополчения, бригады морской пехоты.

Станция оформлена в тематике обороны Ленинграда: стены и шикарные люстры станции украшены мечами и лавровыми ветвями, хрусталем. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены дубовыми листьями, позолоченными копьями, мечами и щитами — традиционными символами воинской доблести.

В вестибюле торцевую стену центрального зала украшает мозаичное панно «Победа» с изображением женщины с младенцем.

Потолок станции поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы стеклом, а остальные – мрамором. Первоначально свет, преломляясь в облицовке колонн, создавал эффект свечения изнутри. А после замены ламп накаливания, дававших резкий чёткий свет, на матовые энергосберегающие лампы с рассеянным светом эффект свечения пропал.

На станции «Автово» под потолком кассового зала надпись «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках».

                Станция «Кировский завод»

Обычно проезжал мимо выходил очень редко, но "советский реализм" запомнился.

Происхождение названия: рядом со станцией находится Кировский (Путиловский) завод, бывший одним из крупнейших заводов военной и машиностроительной промышленности в СССР.

Оформление станции «Кировский завод» посвящено развитию индустрии в стране. Горельефы над колоннами отражают каменноугольную, металлургическую и нефтяную промышленность, а также электрификацию.

На станции «Кировский завод» над колоннами индустриальные горельефы. Потолок, подземного зала поддерживают 62 колонны. В торце центрального зала установлен бюст В. И. Ленина, вождя мирового пролетариата.

Путевые стены и колонны станции облицованы серым мрамором. Пол центрального выложен красным гранитом различных оттенков в шахматном порядке и обрамлён чёрными и белыми полосами. Пол боковых залов выложены серым гранитом.

Огромное здание наземного вестибюля станции с массивными колоннами и широкой лестницей напоминает древнегреческий храм.

                Станция «Нарвская»

Эта станция напоминает станцию «Кировский завод» та же тема, но только в лицах.

Происхождение названия: в честь Нарвских триумфальных ворот, расположенных на площади рядом со станцией.

Оформление станции «Нарвская» отражает тему упорного труда советского народа. На колоннах располагаются 48 горельефов с изображением людей разных профессий – врачей, строителей, колхозников, текстильщиц, моряков, метростроевцев и других.

Перронный зал украшают 48 рельефных изображений (12 сюжетов по 4 раза каждый) людей разных профессий. Горельефы выполнены в мраморной крошке. «Нарвская» изначально должна была называться «Сталинской».

Путевые стены и пилоны облицованы белым мрамором. Пол центрального зала выложен красным гранитом и обрамлён сложным геометрическим орнаментом из чёрного и белого камня. Посадочные платформы покрыты серым гранитом.

В наземном вестибюле станции, над входом на эскалаторы, находится скульптурная композиция «Слава Труду!».

                Станция «Пушкинская»

Часто бывал на этой станции из-за близости к красивому Витебскому вокзалу.

Происхождение названия: Витебский вокзал, располагающийся рядом со станцией метро — начало железной дороги в Царское село (ныне — г. Пушкин), где находился лицей, в котором учился А. С. Пушкин.

Станция полностью посвящена Александру Сергеевичу Пушкину – над эскалатором размещен барельеф поэта. Прекрасен наземный павильон станции. В подземном вестибюле установлен памятник поэту.

За памятником находится панно, изображающее Царскосельский парк. Оно светлое, красивое, яркое.

Пол центрального зала станции выложен красным токовским гранитом и был украшен сложным геометрическим орнаментом из белого и чёрного мрамора с обрамлением метлахской плиткой. Пол по краям облицован волнообразным узором из белого и черного камня.

В ходе ремонта в 2010-е годы все напольные материалы были заменены на гранит различных оттенков, близких к исходным. На гранит красного цвета было заменено асфальтовое покрытие в боковых залах.


Пилоны станции облицованы белым мрамором. В нишах пилонов установлены напольные светильники-торшеры с хрустальными чашами и многочисленными золотистыми металлическими украшениями.

Торшеры в виде бронзовых щитов и копий с хрустальными чащами сверху, а стены украшают причудливые вентиляционные решетки. Стены станции светло-коричневые мраморные.

На потолке и на стене перрона много лепнины. Люстры над перроном - большая чаша посредине в окружении 6 более маленьких.

                Станция «Владимирская»

Станция находится в центре города на перекрёстке Большой Московской улицы и Кузнечного переулка рядом с Владимирской площадью.

Пилоны и стены станции облицованы уральским мрамором «коелга». Пол центрального зала выложен чёрными и серыми гранитными плитами в шахматном порядке с обрамлением более светлыми полосами.

Полы боковых залов выложены красновато-серым гранитом. Центральный зал станции освещён массивными люстрами, боковые залы — настенными светильниками.

Наземный вестибюль станции встроен в здание, в котором размещается проектный институт метрополитена «Ленметрогипротранс».

                Станция «Площадь Восстания»

Около этой станции работал мой отец. Рядом Московский вокзал и Невский проспект. Поэтому все часто ей пользовались.

Станция находится в центре Санкт-Петербурга у пересечения Лиговского и Невского проспектов и улицы Восстания на площади Восстания.

Художественное оформление станции посвящено Октябрьскому вооружённому восстанию 1917 года. Пилоны станции украшены шестью литыми медальонами с барельефами с изображениями революционных событий, два из которых повторяются.

Цоколь пилонов и путевых стен облицован красным уральским мрамором, высота цоколя — около метра, это минимум среди всех станций метро в Петербурге.

Своды центрального зала богато украшены лепниной и увенчаны светильниками, образующими световые арки. Боковые залы освещены люстрами, похожими на люстры на станции Новослободской Кольцевой линии в Москве.

Пол центрального зала станции выложен красным гранитом с чёрными полосами по бокам, их разделяет зигзагообразная белая полоса в виде квадратной волны.

Полы боковых залов платформа первого пути (в сторону Чернышевской) выложена серым кранитом, а со стороны второго пути (в сторону Владимирской) были уложены совершенно другие гранитные плиты — красные, а вперемежку с ними серые в белую крапинку.

На «Площади Восстания» барельеф «Объявление Лениным Советской власти» сохранился до наших дней только потому, что он не заметен, а Сталина, стоящего за спиной у Ленина, не так просто узнать.

                Станция «Технологический институт 1»

Основная пересадочная станция. Географический центр города. Главный подземный перекресток города.

Происхождение названия: рядом со станцией находится Санкт-Петербургский государственный технологический институт (ныне — технический университет).

«Технологический институт 1» красива сама по себе. В колонном зале станции белого мрамора расположены барельефа 22 выдающихся русских и советских учёных:

И. Фёдоров; М. В. Ломоносов; Н. И. Лобачевский; И.П. Кулибин; Н. И. Пирогов; С. П. Боткин; Н. М. Пржевальский; Н. Н. Миклухо-Маклай; С. В. Ковалевская; П. Н. Яблочков; А. С. Попов; И. М. Сеченов; И. И. Мечников; Д. И. Менделеев; К. А. Тимирязев; Н. Е. Жуковский; В. М. Бехтерев; С. В. Лебедев; И. В. Мичурин; К. Э. Циолковский; А. П. Карпинский; И. П. Павлов.

Первоначально было 24 барельефа, но два А. Е. Фаворского и А. Н. Крылова сняли.

В центральном пространстве станции расположен так называемый круглый зал, стены которого были украшены медальонами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина.

При строительстве перехода на станцию «Технологический институт 1» барельефы Сталина и Энгельса убрали.

Выход из зала станции выведен в здание, в котором располагается Управление Петербургского метрополитена.

                Станция «Адмиралтейская»

Станция совсем новая. Вся жизнь нашей семьи связана с морем с Военно-Морским флотом. Дополняет чем-то станцию «Балтийская». Обе расположены далеко от залива.

На станции барельефы шести знаменитых адмиралов и флотоводцев:

Ушакова, Нахимова, Макарова, Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича.

Четыре мозаичных панно «Адмиралтейство», «Основание Адмиралтейства», «Нева», «Нептун», и красивый стеклянный витраж с часами.

Полы станции вымощены серым и красным гранитом с тремя инкрустациями роз ветров в окаймлении золотистых флотских шевронов. Путевые стены облицованы голубовато-серым - под цвет моря.

                Станция «Чернышевская»

Многие годы пользовался этой станцией по два раза в день.

Станция находится в северной части Центрального района Санкт-Петербурга в конце проспекта Чернышевского у перекрёстка с Кирочной улицей.

Строительство Чернышевской велось в хрущёвские времена борьбы с излишествами в проектировании и строительстве, поэтому художественное оформление станции минималистично.

На Чернышевской нет ни барельефов, ни лепнины, ни мозаик, ни витражей. При проектировании даже отказались от люстр и светильников, впервые в Ленинградском метрополитене на всей станции было установлено закарнизное освещение.

Пилоны станции облицованы серым мрамором, путевые стены — белой кафельной плиткой. Полы центрального зала станции были выложены чёрной и белой плиткой из искусственного камня, а платформы покрыты гранитом.

                Станция «Площадь Ленина»

Было время часто пользовался. На ней всегда многолюдно.

Станция находится к северу от центра города в Калининском районе около площади Ленина, улицы Комсомола и Боткинской улицы.

Путевые стены отделаны белой керамической плиткой со смещением рядов. Пилоны в центре станции облицованы коричневым гранитом, крайние — коричневым мрамором с белыми прожилками.

Стены боковых залов со стороны платформ облицованы белым мрамором. Пол выложен красным гранитом с белыми полосами по краям, в проходах между пилонами — серым.

При открытии станции центральный зал освещался люстрами, позднее они были демонтированы. В 2006 году на станции была проведена ещё одна замена освещения, вместо ламп условно-белого цвета были установлены оранжевые натриевые лампы.

На станции два выхода, что нетипично для большинства петербургских станций. Южный выход считается основным, он ведёт к Финляндскому вокзалу, улице Комсомола и, собственно, к площади Ленина.

Второй выход был открыт на четыре года позже, он ведёт на Боткинскую улицу и к улице академика Лебедева.

Раньше каждый день два часа проводил в метро!!!

Рецензия на «Метро. Часть 2» Артемидия от 29.06.2019

Красиво написали! Метро важная артерия города.

Рецензия на «Метро. Часть 2» Надина 06 от 25.01.2020

История метро познавательна и образна. Я бы не смогла так рассказать о московском метро,кроме того что бОльшая половина станций не приспособлена для людей с ограниченными возможностями.Добраться в музей или театр для пожилых нынче проблема в Москве. А Собянин строит и строит неудобные станции....