Станция «Автово», Станция «Кировский завод», Станция «Нарвская», Станция «Пушкинская», Станция «Владимирская», Станция «Площадь Восстания», Станция «Технологический институт 1», Станция «Адмиралтейская», Станция «Чернышевская», Станция «Площадь Ленина».
Материал взят из инета и сильно сокращен. Писать про станции можно много и нудно.
Станция «Автово»
Раньше часто бывал и каждый раз восторгался. Рядом погибли дивизии народного ополчения, бригады морской пехоты.
Станция оформлена в тематике обороны Ленинграда: стены и шикарные люстры станции украшены мечами и лавровыми ветвями, хрусталем. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены дубовыми листьями, позолоченными копьями, мечами и щитами — традиционными символами воинской доблести.
В вестибюле торцевую стену центрального зала украшает мозаичное панно «Победа» с изображением женщины с младенцем.
Потолок станции поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы стеклом, а остальные – мрамором. Первоначально свет, преломляясь в облицовке колонн, создавал эффект свечения изнутри. А после замены ламп накаливания, дававших резкий чёткий свет, на матовые энергосберегающие лампы с рассеянным светом эффект свечения пропал.
На станции «Автово» под потолком кассового зала надпись «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках».
Станция «Кировский завод»
Обычно проезжал мимо выходил очень редко, но "советский реализм" запомнился.
Происхождение названия: рядом со станцией находится Кировский (Путиловский) завод, бывший одним из крупнейших заводов военной и машиностроительной промышленности в СССР.
Оформление станции «Кировский завод» посвящено развитию индустрии в стране. Горельефы над колоннами отражают каменноугольную, металлургическую и нефтяную промышленность, а также электрификацию.
На станции «Кировский завод» над колоннами индустриальные горельефы. Потолок, подземного зала поддерживают 62 колонны. В торце центрального зала установлен бюст В. И. Ленина, вождя мирового пролетариата.
Путевые стены и колонны станции облицованы серым мрамором. Пол центрального выложен красным гранитом различных оттенков в шахматном порядке и обрамлён чёрными и белыми полосами. Пол боковых залов выложены серым гранитом.
Огромное здание наземного вестибюля станции с массивными колоннами и широкой лестницей напоминает древнегреческий храм.
Станция «Нарвская»
Эта станция напоминает станцию «Кировский завод» та же тема, но только в лицах.
Происхождение названия: в честь Нарвских триумфальных ворот, расположенных на площади рядом со станцией.
Оформление станции «Нарвская» отражает тему упорного труда советского народа. На колоннах располагаются 48 горельефов с изображением людей разных профессий – врачей, строителей, колхозников, текстильщиц, моряков, метростроевцев и других.
Перронный зал украшают 48 рельефных изображений (12 сюжетов по 4 раза каждый) людей разных профессий. Горельефы выполнены в мраморной крошке. «Нарвская» изначально должна была называться «Сталинской».
Путевые стены и пилоны облицованы белым мрамором. Пол центрального зала выложен красным гранитом и обрамлён сложным геометрическим орнаментом из чёрного и белого камня. Посадочные платформы покрыты серым гранитом.
В наземном вестибюле станции, над входом на эскалаторы, находится скульптурная композиция «Слава Труду!».
Станция «Пушкинская»
Часто бывал на этой станции из-за близости к красивому Витебскому вокзалу.
Происхождение названия: Витебский вокзал, располагающийся рядом со станцией метро — начало железной дороги в Царское село (ныне — г. Пушкин), где находился лицей, в котором учился А. С. Пушкин.
Станция полностью посвящена Александру Сергеевичу Пушкину – над эскалатором размещен барельеф поэта. Прекрасен наземный павильон станции. В подземном вестибюле установлен памятник поэту.
За памятником находится панно, изображающее Царскосельский парк. Оно светлое, красивое, яркое.
Пол центрального зала станции выложен красным токовским гранитом и был украшен сложным геометрическим орнаментом из белого и чёрного мрамора с обрамлением метлахской плиткой. Пол по краям облицован волнообразным узором из белого и черного камня.
В ходе ремонта в 2010-е годы все напольные материалы были заменены на гранит различных оттенков, близких к исходным. На гранит красного цвета было заменено асфальтовое покрытие в боковых залах.
Пилоны станции облицованы белым мрамором. В нишах пилонов установлены напольные светильники-торшеры с хрустальными чашами и многочисленными золотистыми металлическими украшениями.
Торшеры в виде бронзовых щитов и копий с хрустальными чащами сверху, а стены украшают причудливые вентиляционные решетки. Стены станции светло-коричневые мраморные.
На потолке и на стене перрона много лепнины. Люстры над перроном - большая чаша посредине в окружении 6 более маленьких.
Станция «Владимирская»
Станция находится в центре города на перекрёстке Большой Московской улицы и Кузнечного переулка рядом с Владимирской площадью.
Пилоны и стены станции облицованы уральским мрамором «коелга». Пол центрального зала выложен чёрными и серыми гранитными плитами в шахматном порядке с обрамлением более светлыми полосами.
Полы боковых залов выложены красновато-серым гранитом. Центральный зал станции освещён массивными люстрами, боковые залы — настенными светильниками.
Наземный вестибюль станции встроен в здание, в котором размещается проектный институт метрополитена «Ленметрогипротранс».
Станция «Площадь Восстания»
Около этой станции работал мой отец. Рядом Московский вокзал и Невский проспект. Поэтому все часто ей пользовались.
Станция находится в центре Санкт-Петербурга у пересечения Лиговского и Невского проспектов и улицы Восстания на площади Восстания.
Художественное оформление станции посвящено Октябрьскому вооружённому восстанию 1917 года. Пилоны станции украшены шестью литыми медальонами с барельефами с изображениями революционных событий, два из которых повторяются.
Цоколь пилонов и путевых стен облицован красным уральским мрамором, высота цоколя — около метра, это минимум среди всех станций метро в Петербурге.
Своды центрального зала богато украшены лепниной и увенчаны светильниками, образующими световые арки. Боковые залы освещены люстрами, похожими на люстры на станции Новослободской Кольцевой линии в Москве.
Пол центрального зала станции выложен красным гранитом с чёрными полосами по бокам, их разделяет зигзагообразная белая полоса в виде квадратной волны.
Полы боковых залов платформа первого пути (в сторону Чернышевской) выложена серым кранитом, а со стороны второго пути (в сторону Владимирской) были уложены совершенно другие гранитные плиты — красные, а вперемежку с ними серые в белую крапинку.
На «Площади Восстания» барельеф «Объявление Лениным Советской власти» сохранился до наших дней только потому, что он не заметен, а Сталина, стоящего за спиной у Ленина, не так просто узнать.
Станция «Технологический институт 1»
Основная пересадочная станция. Географический центр города. Главный подземный перекресток города.
Происхождение названия: рядом со станцией находится Санкт-Петербургский государственный технологический институт (ныне — технический университет).
«Технологический институт 1» красива сама по себе. В колонном зале станции белого мрамора расположены барельефа 22 выдающихся русских и советских учёных:
И. Фёдоров; М. В. Ломоносов; Н. И. Лобачевский; И.П. Кулибин; Н. И. Пирогов; С. П. Боткин; Н. М. Пржевальский; Н. Н. Миклухо-Маклай; С. В. Ковалевская; П. Н. Яблочков; А. С. Попов; И. М. Сеченов; И. И. Мечников; Д. И. Менделеев; К. А. Тимирязев; Н. Е. Жуковский; В. М. Бехтерев; С. В. Лебедев; И. В. Мичурин; К. Э. Циолковский; А. П. Карпинский; И. П. Павлов.
Первоначально было 24 барельефа, но два А. Е. Фаворского и А. Н. Крылова сняли.
В центральном пространстве станции расположен так называемый круглый зал, стены которого были украшены медальонами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина.
При строительстве перехода на станцию «Технологический институт 1» барельефы Сталина и Энгельса убрали.
Выход из зала станции выведен в здание, в котором располагается Управление Петербургского метрополитена.
Станция «Адмиралтейская»
Станция совсем новая. Вся жизнь нашей семьи связана с морем с Военно-Морским флотом. Дополняет чем-то станцию «Балтийская». Обе расположены далеко от залива.
На станции барельефы шести знаменитых адмиралов и флотоводцев:
Ушакова, Нахимова, Макарова, Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича.
Четыре мозаичных панно «Адмиралтейство», «Основание Адмиралтейства», «Нева», «Нептун», и красивый стеклянный витраж с часами.
Полы станции вымощены серым и красным гранитом с тремя инкрустациями роз ветров в окаймлении золотистых флотских шевронов. Путевые стены облицованы голубовато-серым - под цвет моря.
Станция «Чернышевская»
Многие годы пользовался этой станцией по два раза в день.
Станция находится в северной части Центрального района Санкт-Петербурга в конце проспекта Чернышевского у перекрёстка с Кирочной улицей.
Строительство Чернышевской велось в хрущёвские времена борьбы с излишествами в проектировании и строительстве, поэтому художественное оформление станции минималистично.
На Чернышевской нет ни барельефов, ни лепнины, ни мозаик, ни витражей. При проектировании даже отказались от люстр и светильников, впервые в Ленинградском метрополитене на всей станции было установлено закарнизное освещение.
Пилоны станции облицованы серым мрамором, путевые стены — белой кафельной плиткой. Полы центрального зала станции были выложены чёрной и белой плиткой из искусственного камня, а платформы покрыты гранитом.
Станция «Площадь Ленина»
Было время часто пользовался. На ней всегда многолюдно.
Станция находится к северу от центра города в Калининском районе около площади Ленина, улицы Комсомола и Боткинской улицы.
Путевые стены отделаны белой керамической плиткой со смещением рядов. Пилоны в центре станции облицованы коричневым гранитом, крайние — коричневым мрамором с белыми прожилками.
Стены боковых залов со стороны платформ облицованы белым мрамором. Пол выложен красным гранитом с белыми полосами по краям, в проходах между пилонами — серым.
При открытии станции центральный зал освещался люстрами, позднее они были демонтированы. В 2006 году на станции была проведена ещё одна замена освещения, вместо ламп условно-белого цвета были установлены оранжевые натриевые лампы.
На станции два выхода, что нетипично для большинства петербургских станций. Южный выход считается основным, он ведёт к Финляндскому вокзалу, улице Комсомола и, собственно, к площади Ленина.
Второй выход был открыт на четыре года позже, он ведёт на Боткинскую улицу и к улице академика Лебедева.
Раньше каждый день два часа проводил в метро!!!
Рецензия на «Метро. Часть 2» Артемидия от 29.06.2019
Красиво написали! Метро важная артерия города.
Рецензия на «Метро. Часть 2» Надина 06 от 25.01.2020
История метро познавательна и образна. Я бы не смогла так рассказать о московском метро,кроме того что бОльшая половина станций не приспособлена для людей с ограниченными возможностями.Добраться в музей или театр для пожилых нынче проблема в Москве. А Собянин строит и строит неудобные станции....