Пароход «Baychimo», добротно построенное в 1914 году шведами судно, принадлежало сначала немцам, но после первой мировой войны по репарациям его передали Англии.
В 1921 году пароход приобрела «Компания Гудзонова залива» для перевозки мехов и торговли с инуитами, живущими на побережье северо-западной территории Канады.
Торговля шла хорошо, хотя плавание в тех широтах крайне рискованное.
Трюмы до отказа заполнили мехами, и 1 октября 1931 года «Baychimo», отправился обратно в Ванкувер. К сожалению, для капитана Джона Корнуэлла и экипажа парохода зима наступила раньше, чем обычно, да ещё с морозами, сильными ветрами и метелями. «Baychimo» оказался запертым льдами.
Убедившись, что ничего сделать нельзя, капитан приказал экипажу покинуть судно, чтобы переждать два дня в городке Барроу, пока не расчистятся льды. Расчёт капитана оказался верным, судно освободилось из ледяной ловушки.
Но 8 октября льды снова окружили «Baychimo» и на сей раз более основательно. Капитан по радио доложил в компанию обстановку. По распоряжению правления компании к запертым во льдах морякам 15 октября прилетел самолёт, который взял 22 человека.
Остальные 15 добровольцев во главе с капитаном остались. Им доставили самолётом провизию. На корабле со стальным корпусом жить было невозможно из-за холода, поэтому моряки построили поблизости деревянный домик, в котором решили дождаться таяния льдов.
Но 24 ноября началась сильная метель. Когда она окончилась, зимовщики вышли на белый свет и не поверили своим глазам: «Baychimo» исчез, как будто его никогда там и не было. Капитан решил, что корабль затонул.
Через несколько дней один инуит-охотник сказал ему, что видел судно и где именно. Капитан с людьми прошёл на лыжах свыше семидесяти километров к месту указанному инуитом и, действительно, там во льдах оказался путешественник «Baychimo».
После осмотра судна капитан решил, что льды рано или поздно его раздавят, поэтому моряки отобрали наиболее ценные меха и взяли их с собой. Корабль оставили на произвол судьбы.
«Baychimo» оказался великим путешественником. То его видели аборигены, то группа исследователей.
Несколько раз на судно высаживались аборигены, торговцы, поснимали с корабля, наверное, всё, что можно снять. Последний раз на борт «Baychimo» в 1939 году поднялась группа добровольцев во главе с капитаном Хью Полсоном, который хотел спасти судно, привести его в порт.
Но у него ничего не вышло, «Baychimo» крепко удерживали в плену льдины. Погода изменилась резко и быстро, началась пурга, Полсону и его людям еле удалось спастись и добраться до своего корабля. Арктика свою добычу держит цепко.
Как часто бывает, эта история обросла легендами и моряки стали считать «Baychimo» проклятым судном, встреча с которым сулит несчастье.
После этого никому не удалось подняться на борт транспорта. В марте 1962 года «Baychimo» заметила дрейфующим вдоль побережья моря Бофорта группа инуитов. Последний раз пароход видели окружённым льдами в 1969 году. С тех пор «Baychimo» больше никто не видел.
В 2006 году правительство Аляски приступило к работе над проектом по отысканию Арктического призрака, независимо от того, будь он на плаву или на дне океана. Нашли же исследователи корабли Джона Франклина!
Городок Барроу на Аляске - самый северный город в Соединенных Штатах. Там бывает только 24 дня «горячей» погоды, когда градусник показывает температуру чуть выше нуля. Это одно из самых холодных мест в Арктике.
Инуиты живут там более 15 веков, для них это любимая родина, прекрасное место. Автор Энтони Далтон собрал все рассказы и мифы о неуловимом страннике во льдах Арктики и опубликовал книгу «Baychimo: Arctic Ghost Ship».
Десять лет ведутся интенсивные поиски «Baychimo», но никаких следов пока обнаружить не удалось. Далтон считает, что судно давно затонуло, однако доказательств этому нет. Но, может, что-нибудь найдут?
Карта документально подтверждённых странствий «Baychimo»