Пляжные зарисовки

Юрий Жданов 2
ПЛЯЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ               


                Очень жаль мне
                тех,
                которые
                не бывали
                в Евпатории.
                Владимир Маяковский. «Евпатория»



Как и прежде, Алексей свой отпуск и в 1975 году проводил в Евпатории. Лето выдалось жаркое. Во время отдыха лучшее место в городе до наступления солнечной жары- пляж. Места здесь занимают с раннего утра, причем не только для себя, но и для родных и друзей, чтобы оказаться поближе к морскому берегу, или на топчане («деревянная койка из досок на козлах с изголовьем») под навесом. На занимаемых местах эти «жаворонки» расстилают одеяла, простыни, полотенца, или просто раскладывают свою одежду. Постепенно плотность «пляжников» нарастала, и, наконец, достигала такого состояния, что надо было осторожно пробираться между телами к морю. Сплошная человеческая «масса» покрывала чудесный пляжный золотистый песок, оставляя лишь узкие полоски для прохода. Очень занимательно было наблюдать за этим «лежбищем котиков».



Невероятно изобретательные и комичные позы не могли не заинтересовать наблюдательных посетителей пляжа. А какое разнообразие занятий у загорающих! Кто-то режется в карты, другие играют в шахматы или шашки, кто-то пытается читать книжку, изнывая от расслабляющей жары, а иной, стараясь выжать всё из законного отдыха, часами лежит без движения под солнцем, как неживой. Художнику здесь раздолье для творчества. Алексей три года назад увлекся рисованием. Наблюдая изо дня в день на пляже забавные живые картинки, он подумал: а что, если зарисовать здесь наиболее интересное? Будет хороший альбом на память об этом лете. И следующий раз он принес на пляж листы бумаги для рисования, а шариковая ручка всегда была с ним. Чтобы никто не видел его тайного творчества, он накрыл голову и плечи широким полотенцем так, чтобы, лёжа на песке, можно было незаметно наблюдать за происходящим вокруг и делать зарисовки шариковой ручкой. Любимым у Алексея был пляж, находящийся напротив санатория «Ударник». Каждый час метеостанция сообщала по радио сводку погоды и рекомендации для поведения отдыхающих на пляже: температуру воздуха, воды в море, песка, волнение моря (в баллах), активность солнечной радиации, предупреждала об опасности солнечных ударов и «обгорания», советы для разных категорий «пляжущихся», принимающих «солнечные ванны» и купающихся в море… Параметры погоды Алексей заносил на листы со своими рисунками. Количество зарисовок с каждым днем стремительно нарастало, из них уже составился целый альбом.  Один рисунок выглядел забавнее другого…    


                Вот, например, дама «крупных форм», сидящая на топчане. Она укутала себя с ног до головы огромным пестрым покрывалом, да так плотно, будто подготовилась к бальзамированию, и сидит совершенно неподвижно. Через щель в покрывале видны лишь ее нос и большие черные очки. А вот «сладкая парочка»: он старательно и с усилием втирает мази и кремы в тело своей спутницы. Она сначала легла на спину, затем на живот. Рядом с обгоревшей «до мяса», черной от загара женщиной лежит «белоснежка»- совершенно белая лицом и телом девушка, видимо недавно приехавшая отдыхать. Послужит ли ей уроком и нежелательным примером ее «обгоревшая» соседка? А вот малыш забрался на спину к маме, стоящей на четвереньках на горячем песке:  он в это время воображает, что мама- его лошадка. И мама, погоняемая сыночком, изнемогая от жары, доставляет радость своему отпрыску… Что так заинтересовало на отдаленном женском пляже прилипшего к своему военно-полевому биноклю бородатого мужчину? Поведение и позы отдыхающих во многом определялись погодой. Во время жары большинство поз было расслабленно-изнемогающими, движения- замедленными… Но вот, например, 10 сентября температура воздуха понизилась до пятнадцати градусов, стало пасмурно, затем облачно, а скорость ветра достигла десяти метров в секунду, порывистый ветер разогнал отдыхающих, и пляж почти опустел. Оставшиеся на пляже укутывали себя простынями или одеялами. Ба! А вон там лежит отважный мужчина, который не стал укутываться, лёжа на песке, он защитил себя от ветра положенным перед собой набок топчаном.   


                Во время одной из своих зарисовок Алексей услышал сзади мужской голос: «Мужчина, а вы не боитесь, что вас побьют те, кого вы рисуете?» Ах, наглец, ему, оказывается, удалось подглядеть за тайным творчеством Алексея. «Не боюсь,- ответил Алексей. -А зачем вы подглядываете?» И мужчина, сконфузившись, ушел. Алексей еще надежнее замаскировал свои листы с рисунками. К концу отпуска рисунков накопилось очень много. На них оказались запечатленными лишь некоторые мгновения и общая атмосфера пляжной жизни. В отличие от фотографий, рисунки с натуры лучше отразили личное восприятие-творчество Алексея. С годами все интереснее рассматривать эти рисунки- живые свидетели того лета. Алексея тогда не побили, а рисунки напоминают ему о проведенном здесь времени. Для своего альбома, который Алексей назвал «Пляжные зарисовки (документально-натурные)", он сделал обложку с рисунками пляжных сценок. Эпиграфом к альбому взял строки из стихотворения «Евпатория» Владимира Маяковского: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории». На обложке, кроме заглавия альбома и эпиграфа, он также написал: "Во избежание расправы со стороны натурщиков автор предпочёл остаться неизвестным. Дозволено цензурою. Евпатория. 1975". Замечательный датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп (1912-1988) своими динамичными рисунками разворачивал во времени изображаемые события, а у Алексея на рисунках были схвачены лишь отдельные мгновения событий. Но, подключив свое воображение, эти мгновения тоже можно развернуть во времени, и события оживут в движении… Эти «законсервированные» мгновения сохранили «аромат» того пляжного досуга.


Юрий Жданов    10.08.2018