Замуж поздно, сдохнуть рано...

 

Люсьена Ивановна Овчинникова... Её, скорее всего, помнят люди старшего поколения. Ведь с этим именем неразрывно связана вся история отечественного кинематографа 60-70-х годов. Если говорить о кино-героинях Овчинниковой, то это, прежде всего, жизнерадостные, оптимистичные женщины, близкие по духу поколению "хрущёвской оттепели". Нюрка в "Отчем доме" (1959), Настя "На завтрашней улице" (1967), Зина Голубева "Мама вышла замуж" (1970), Зоя Дмитриевна "Пока плывут моржи" (1981) и, конечно же, незабываемые "Девчата", где Люсьена Ивановна сыграла роль Кати. Что же объединяло всех этих героинь? Наверное, прежде всего, радость жизни, несмотря ни на что, доброта и искромётный юмор. Говорят, что артисты в жизни совершенно противоположны своим кино-персонажам, в случае же с Овчинниковой - совсем наоборот: они единое целое. Впрочем, судите сами. Мне посчастливилось, и я встречался с актрисой осенью 1993 года в Центре Ролана Быкова, где записал с ней интервью.

"Я пришла в профессию обыкновенно, - рассказывала мне Овчинникова, - думаю, потому что с детства мечтала быть актрисой. Хотя выросла я не в актёрской семье. Тем не менее, у меня было огромное желание быть актрисой. Всегда! Сколько я себя помню".

Она родилась 10 сентября 1931 года в украинском городе Олевске. Отец будущей актрисы был пограничником, поэтому семье часто приходилось кочевать по стране. Они жили в Карелии, Грузии, Туркмении, в Украине. Так как в военных городках обычно фильмы показывали бесплатно, Люся часто бывала в кино. Многие картины она смотрела по нескольку раз. Её любимой актрисой была Орлова. Она и родителям всегда говорила, что когда вырастет, то будет актрисой, как Любовь Петровна. Но они относились к её словам с иронией. В дальнейшем это стало поводом для частых конфликтов в семье.

В конце 1940-х гг. семья Овчинниковых жила в Ашхабаде. Окончив школу Люсьена сбежала из дома к своей тёте в Минск без денег и документов. Там девушка пыталась поступить в театральный ВУЗ, но ей не повезло. Преподавание велось на белорусском языке, которого она не знала. Потерпев неудачу Овчинникова какое-то время работала ученицей продавщицы парфюмерного отдела универмага. Тогда она только мечтала о славе и поклонниках, которые совсем скоро у неё появятся.

В 1950 году Люсьена Овчинникова отправилась искать счастья в Москве. И ей повезло. Её приняли в ГИТИС.

"На экзамен я надела какую-то красную ленту на голову, продолжала свой рассказ актриса, - и читала: "Что ж стоишь ты один на дороге..." Потом меня кто-то из приёмной комиссии подозвал и тихо спросил: Из какой вы семьи, девочка? А я им тоже шёпотом говорю: Мы - военные. И меня взяли".

В 1955 году Овчинникова окончила институт и была приглашена в труппу Московского театра имени Маяковского, где её первой большой ролью стала Валя в спектакле "Иркутская история" по пьесе Арбузова. Затем Люсьена играла в театре литдрамы ВТО, в Ашхабадском русском драматическом театре, в Московском театре-студии киноактёра.

Дебют Овчинниковой в кино состоялся в 1959 году в фильме Льва Кулиджанова "Отчий дом". Она сыграла девушку Нюрку. "После роли Нюрки в "Отчем доме" я сыграла целый ряд ролей в кино. Я очень люблю своих милых, дорогих девчат. Простых, доверчивых. Они мне очень дороги, но жизнь гораздо интересней и разнообразней".

Когда актриса впервые увидела себя на экране, то очень расстроилась и ушла с просмотра. Но большинство критиков считали дебют молодой актрисы удачным. В одном из номеров журнала "Искусство кино" даже был помещён её портрет. Потом была картина "Девичья весна", в которой Овчинниковой досталась роль выпускницы кулинарного техникума Насти. С этим фильмом актриса объездила много стран: Швейцарию, Кипр, Сенегал, Индонезию... Её мечты о популярности уже начали сбываться. Но аллея славы у каждого разная. На её поворотах кого-то поджидает машина, шикарная квартира, множество поклонников. Зрители уверены, что их кумиры купаются в роскоши. На самом же деле "звёзды" часто быстро гаснут и все блага, которые приносит известность, так же как любовь и внимание зрителей недолговечны.

Настоящая слава пришла к Овчинниковой в 1962 году, после выхода на экраны фильма Юрия Чулюкина "Девчата", где ей досталась роль Кати. Сначала режиссёр хотел, чтобы роль Кати сыграла Людмила Шагалова, но она отнеслась к пробам с небольшим интересом и не прошла. После неё была утверждена Овчинникова, которой очень понравился сценарий.

"Ну что о картине рассказать вам... Время, конечно, было прекрасное. Ну, во-первых, мы все были молоды. Это прежде всего. А потом, наверное, в силу каких-то обстоятельств, ну добрее, что ли, были. Неслучайно же фильм "Девчата", идёт... страшно сказать, почти 30 лет. Ой, как давно я живу! Но сколько поколений выросло на этом фильме. И мне никто не сказал, начиная от подростков и кончая совсем пожилыми, что фильм плохой, не интересный, что он устарел. А почему, собственно? Феномен этого фильма - в элементарных вещах, на которых жизнь строится: любовь, дружба, а главное - умение радоваться жизни. Всё равно жизнь прекрасна, несмотря ни на что. Но ведь есть же природа, есть в конце концов дети, есть любовь на свете. Мало ли что там творится в высших кругах политических и так далее. В конце концов есть такие вещи, которые не могут повлиять на наше существование. Мы же люди, мы же живые. Мы живём и это прекрасно. А сейчас, наверное, такой переходный период. (Напомню, что интервью с актрисой я записывал в ноябре 1993 года - Н.К.).

Снимались мы очень весело, во-первых, мы все были девчата. Мы очень подружились. Я Наде Румянцевой просто стала ближайшей подругой после этого фильма. До сих пор мы в прекрасных отношениях. Мы какие-то сплочённые были. Потом режиссёр, конечно, Юра Чулюкин... Он так погиб трагически, безвременно. Всё-таки мы были нищие, но весёлые. Вы знаете, у нас были другие проблемы, наверное, потому что были молоды. Мы как-то безоглядно жили, в полную силу. Не всё заклинивается в этих коммерческих ларьках, этих девушках с глазами-пуговицами, которые сидят в них. У них жизнь проходит, мне их жалко. Одеваться хорошо, конечно, все хотят. Но ведь есть другие ценности.

Фильм снимается долго, как всегда. И мы снимали, например, зиму страшную... летом в Ялте. Вместо снега была там соль и так далее. Летом в тулупах, валенках, просто ужас какой-то. Ну, что делать, так совпало. Основные сцены мы снимали очень далеко - в Потьме. Это какие-то дальние края, со снегом, лесоповалом... С тех пор времени прошло немало. Мы потеряли и Чулюкина, и Колю Рыбникова. Это огромная потеря для нашего кино.

Есть такая пьеса Радзинского, она называется: "Я стою у ресторана" и в скобках "Замуж поздно, сдохнуть рано". Надо пережить этот момент. А потом будет всё хорошо".

После "Девчат" роли посыпались на актрису, точно из рога изобилия. Она снялась в кинофильмах: "Девять дней одного года" (1962), "Утренние поезда" (1963), "Верность" (1965), "Звонят, откройте дверь" (1966), "Сильные духом", "Журналист" (оба в 1967). Почти во всех картинах Овчинникова играла роли либо второго плана, либо эпизоды. Но в 1970 году в фильме Виталия Мельникова "Мама вышла замуж", она сыграла главную роль. Критика отметила её прекрасный дуэт с Олегом Ефремовым. Ещё одну запомнившуюся зрителям роль актриса сыграла в 1973 году в комедии Алексея Коренева "Большая перемена". В этом фильме она была любимой женщиной бригадира Петрыкина, роль которого исполнил Ролан Быков. После выхода этой картины на экран Люсьена Овчинникова была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Но, к сожалению, даже это звание не гарантировало спокойную и обеспеченную старость.

"Ну, конечно, обидно, - сетовала актриса, - что я начинала в нищенстве и доживаю свой век тоже в нищете. Но это не главное. Главное - не унывать. Не может быть всё время плохо. Обязательно будет всё хорошо".

Замуж Люсьена Овчинникова вышла рано, ещё когда училась в ГИТИСе, однако, этот брак не сложился. Такая же участь постигла и второй брак. И только третье замужество за актёром Валентином Козловым (широкому зрителю он знаком по роли спортсмена-пловца в комедии "Неподдающиеся"), оказалось удачным. Супруги прожили вместе более 20 лет. Только одно обстоятельство омрачало этот брак. У них не было детей.

Люсьена Ивановна жаловалась, что люди, частенько узнающие её на улице, не могут вспомнить имени актрисы. Большинству зрителей она навсегда запомнилась как Катя из "Девчат", а ведь были и "Это мы не проходили" (1976), "Двадцать дней без войны" (1977), "Пока плывут моржи" (1981), "Пробуждение" (1983), "Валентин и Валентина" (1985).

Роль в "Девчатах" не только сделала Овчинникову  известной, но и определила амплуа актрисы на всю оставшуюся жизнь. Режиссёры предлагали ей лишь роли простых рабочих девушек. За всю жизнь актриса сыграла в 60 фильмах. Её фильмография была бы длиннее, но Овчинникова очень тщательно подходила к выбору ролей. В ущерб собственной карьере, она отказывалась от предложений, которые ей были не интересны. В результате возникли долгие годы простоя и депрессий. Из театра её уволили. Злые языки говорили что из-за пристрастия к спиртному. А самым верным другом актрисы, была кошка Сима. "Что такое актёр? - спрашивала себя Люсьена Ивановна. И тут же отвечала. - Актёр это человек, который всегда хочет работать. Хочет сниматься. Я тоже очень хочу в театре работать и очень хочу сниматься. Для меня самое естественное состояние, когда я занята".

После увольнения из Театра имени Маяковского, Овчинникова поступила в Театр-студию киноактёра. Вместе с супругом она изредка выступала на сборных концертах. Однако, в самом конце августа 1998 года В. Козлов скончался (в последние годы он сильно пил). Актриса тяжело переживала смерть мужа. Снова стала пить, хотя врачи строго-настрого запретили ей это делать (она несколько раз кодировалась, у неё была аллергия на спиртное). В одном из тогдашних разговоров с подругой Люсьена Ивановна обронила: "Из-за любви женщина становится сильной, решительной и красивой. Без неё - погибает".

7 января 1999 года Овчинникова гостила у своей давней подруги Тамары Тур. До этого она почувствовала себя плохо и Тамара отговаривала её по телефону от визита, но актриса всё-равно пришла - хотела угостить внучек подруги шоколадными зайчиками. Весь вечер подруги проболтали на кухне. Овчинникова сетовала: "Какая ты всё-таки счастливая, Тамара. Живёшь внучкиными проблемами, дома у тебя уютно. А у мне после смерти мужа и жить-то не хочется..."

Переночевав у подруги, Овчинникова утром почувствовала себя плохо. "Умираю я", - сказала она Тамаре. Тут же вызвали "Скорую". Но когда врачи поднялись на 13-й этаж, актриса уже скончалась. Оторвался тромб, который закупорил вену... Говорят, в то утро, когда она умерла, кошка Симка, которая прожила у Овчинниковой 18 лет, выла под дверью на весь подъезд. Видимо, чувствовала, что её хозяйки больше нет.

Похороны Люсьены Овчинниковой состоялись 12 января на Николо-Архангельском кладбище. Труппа Театра имени Маяковского, где она работала долгие годы, находилась на гастролях в Санкт-Петербурге, поэтому проститься с актрисой почти никто из её бывших коллег не смог. Родной Союз кинематографистов выделил материальную помощь на похороны в размере... 58 долларов.

Для всех, кто любил и уважал эту замечательную актрису весть о том, что она умерла, была большой потерей. Именно тогда большинству её почитателей стало известно, что "звезда" советского кино кое-как перебивалась на мизерную пенсию и жила в маленькой однокомнатной квартире. После её смерти там нашли несколько мешков с письмами от поклонников, которые продолжали приходить до самого последнего дня...


Рецензии