I-8-2. Начальная история Земли Обетованной

Екатерина Истоомина 2
               
                Совершенно неожиданно в моих творческих планах произошел переворот. Я никогда не думала, что смогу взяться за неподъемную для меня тему: постижение современной истории еврейского народа. Думала, что закончу событиями, отраженными в Библии, и книгами Иосифа Флавия. Тем более, что Слово Божие - неиссякаемый источник поводов для свидетельства о ВЕРЕ моим самодостаточным современникам.

                Но моей племяннице только на неделю дали  для просмотра комплект видеодисков "История возрождения Израиля в документальных кадрах (1896-1998 г.г.)". Она сначала принесла это мне. За четыре дня я их внимательно изучила и составила компиляцию, поняв их ценность для себя. Прежде всего меня поразила  яростная борьба между современными палестинцами и израильтянами за территорию Земли ОбетованноЙ.  Возникла потребность написать эссе "Начальная история Земли  Обетованной".

                Главный источник - Библия  и
                Библейский словарь Э. Нюстрема.
                Консультант - Дух Божий.
                Редактор - "Чистый смысл". 3 Пет.1.
               
                Интересно для себя сначала обозначить исток идеи "Земля Обетованная". Такое словосочетание встречается в Библии всего один раз:

"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования". Евр.11:8-9.
               
                ОБЕТ - евр. нЕзер, - данное обещание,  которое не должно нарушаться ни при каких обстоятельствах.  Первый обет, упоминаемый в Библии:

"Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль.
И положил Иаков ОБЕТ, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень будет домом Божиим. И из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть".Быт. 28:16-22.
 
                Начинать придется с послепотопной истории человечества. Коротко. Потому что подробно об этом говорилось в книге "Радуга Завета".                После  разрушения Богом Вавилонской башни потомки сыновей Ноя разошлись по всей земле. На центральной территории, в Месопотамии остались Ной, его старший сын Сим и внук Хама Нимрод. Потомки Ханаана, младшего сына Хама, осели на побережье Средиземного моря, гранича на юге с Египтом. Другой сын Мицраим обосновался в Африке.

                Понятие "обетованная  земля" связано с Авраамом. Он родился в богатом языческом городе Уре Халдейском на берегу Персидского залива. Его отец Фарра, потомок Сима, решил с семьей  идти в землю Ханаанскую,  но они дошли только до Харрана, находящегося  в северной части Месопотамии, где Фарра умер. Там впервые Бог явился  Авраму.

"И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и  злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу.               
Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой, и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той". Быт.12:1-4, 6-10 .

                Авраам прошел всю землю Ханаанскую, поставил три жертвенника  там, где Бог являлся ему. Из Египта Аврам вернулся "очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. 
И сказал Господь Авраму: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет.
Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.
И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу". Быт.13:14-18.

"Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом". Быт.17:1, 4-8.

"И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом.  В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев". Быт.15:13-14,18-21. Эту задачу будет решать Иисус Навин, преемник Моисея.

                Итак, вся земля Ханаанская является землей Обетованной. 
"И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Садому, Гаморре, Адме и Цевоиму до Лаши". Быт.10:19.

                Наследником Божественного обетования Аврааму стал Исаак, рожденный от Сарры. "Отдал Авраам все, что было у него, Исааку, а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его". Быт.25:5-6,11.

                У внука Исаака родилось 12 сыновей. После освобождения обетованной земли от языческих народов она была поделена Иисусом Навином между всеми коленами детей Иакова/Израиля.

                Еще за 16 лет до рождения Исаака Бог говорил Агари, служанке Сарры: "Вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих". Быт.16:11-12.

"Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской". Быт.25:12-13,20-21.

                И у Измаила родилось 12 сыновей, их потомки жили в западной и северной частях Аравийского полуострова и стали ядром арабского народа.

                А какое отношение имеют к земле обетованной современные палестинцы? Ответ ищу в Слове Божьем, сопоставляя в сознании с фактами современной истории.

                В Библии нет топонима Палестина. Есть - Филистимская земля - южная прибрежная часть Ханаана от Египта до границы колена Данова. Она была цветущей страной с пятью крупными городами: Аскалон, Азот, Газа, Геф и Екрон. Филистимляне были семитами, они пришли в Египет из Аравии, там они жили среди потомков Каслухима, сына Мицраима. Еще до Авраама филистимляне появились в южной части Ханаана. С ними вышли из Египта породнившиеся с хамитами египтяне  племени Кафторин, но они направились на остров Крит, позже  и они переправились на Филистимское побережье, к северу от Газы. Оба народа объединились и стали называться филистимлянами.

                Иисус Навин сохранил автономию филистимлян. По Библии известно, что  Авраам долгое время жил там при их царе Авимелехе (Быт.20, 21:22). Но впоследствии филистимляне стали как бы занозой в боку Израиля. Её вытаскивали и Самсон,  и Самуил, и Саул. И только Давид одержал победу, сразив Голиафа и набрав себе верных телохранителей из филистимлян. После разделения царства Соломона они снова восстали при царе Иораме  и не раз опустошали Иудею.

"Слово Господа, которое было к пророку Иеремии о Филистимлянах, прежде нежели фараон поразил Газу: вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком, и потопят землю и все, что наполняет ее, город и живущих в нем; тогда возопиют люди, и зарыдают все обитатели страны. От шумного топота копыт сильных коней его, от стука колесниц его, от звука колес его, отцы не оглянутся на детей своих, потому что руки у них опустятся от того дня, который придет истребить всех Филистимлян, отнять у Тира и Сидона всех остальных помощников, ибо Господь разорит Филистимлян, остаток острова Кафтора. Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их". Иер.47:25.
               
                Филистимляне  вместе с народами Сирии, Финикии, Иудеи и Самарии покорились  вавилонскому царю Навуходоносору, потеряв свою независимость.  Александр Великий разрушил непокорную Газу, а римляне присоединили филистимские владения к Сирийской провинции. Филистимский народ исчез, но измененное римлянами название Палестина сохранилось для всей территории между Египтом и Ливаном.
               
                В свете Божьего обетования, как бы люди ни называли землю, предназначенную Творцом для Своего избранного народа, и сколько бы народов ни посягало на эту территорию, в итоге все произойдет так, как замыслил Бог-ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. А все, "идущие против рожна" (Деян.9:5), будут судимы Самим Господом в День гнева. И это тоже Божье "обетование".

"Уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие". 4Цар.30-31.

                Истинная судьба избранного Богом народа решается Самим Творцом, а не земными властями. Не могу не напомнить слова Бога, которые относятся не только к евреям, но и ко всем, идущим по духовной пустыне последнего времени:

"Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет.
Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь.
И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.
И чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим". Второзаконие, 8:2, 7-10, 17-18.