Воспоминания во время утренних пробежек

Михаил Бортников
Продолжаю я свои утренние пробежки. Третья неделя пошла. С каждым днём всё больше втягиваюсь в процесс, начинаю получать удовольствие от бега. Перестаю считать шаги, думать, добегу ли сегодня до огромного пня без остановки. Вместо этого в голове появляются ещё коротенькие, как у Буратино, но уже мысли.

Люди старшего поколения помнят знаменитую фразу о том, что "Кролики - это не только ценный мех, но и 3-4 килограмма диетического, легко усваиваемого мяса".
Вот так же и оздоровительный бег по утрам - это не только бег, это и мышечная радость, и восстановление былых навыков, восстановление спортивной формы, возвращение в молодость, обретение былой уверенности в себе.
 
Первые дни я на свои пробежки выходил довольно робко, больше ходил, чем бегал. И  не только потому,  что дыхание подводило, а и потому ещё, что стеснялся, неизвестно кого. Ну что это за спортсмен такой, который после сорока метров бега задыхается? Я и одевался соответствующим образом, в спортивные брюки с футболкой, несмотря на жару.

Через две недели пробежек я уже перешел к бегу в спортивных трусах и перестал искать тропинки, свободные от собак и собаководов. Теперь уже они мне дорогу уступают, а что им остается, когда на них стокилограммовый шкаф надвигается?

Свои возможности я уже знаю и беговые отрезки потихоньку увеличиваю. Но без фанатизма. Дыхалка не даёт перегружать колени, а больные колени предохраняют от перегруза сердца. Но всё равно, хожу пока больше, чем бегаю. Начинаю замечать место, где нахожусь, распознавать деревья, уже и здороваться кое с кем начал.

Расскажу немного о парке, в котором бегаю. Называется он Молодёжным сквером, но и по размерам, и по количеству деревьев - самый настоящий парк. Дохожу я до него по Крымскому бульвару - самой лучшей и зелёной улице нашего Суворовского района.  По большей части бульвара машины не ходят, бульвар широкий и удобный для мамочек с детьми в колясках, для дошкольников и пенсионеров, много скамеек, но все дорожки выложены тротуарной плиткой, а по ней бегать не рекомендуется, суставы угробить раз плюнуть, и вреда будет больше, чем пользы.

Поэтому до парка иду быстрым шагом, всё равно без разминки бежать не рекомендуется. При входе, на аллее, на невысоком пьедестале установлен огромный жёлтый камень, на который прикреплена табличка с надписью "Я найду тебя, камень-Сабур, принимающий горе в себя". Это аллея памяти воинам, погибших в Афганистане.
 
От камня этого я и перехожу на бег. Пробежав первые метров двести, да-да, уже двести, а то и триста, перехожу снова на ходьбу. И откуда что берётся, тело действительно вспоминает широкий шаг с пятки на носок, ходьбу на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. И руки вспоминают былые движения, и тело, и голова даже начинает что-то вспоминать.
 
А ведь шестьдесят лет прошло с тех пор, как я занимался лёгкой атлетикой, страшно сказать. Было это ещё в пятом классе, в Ростове. Юношеская спортивная школа номер два находилась всего в трёх кварталах от нашего дома на Будённовском проспекте. Мальчишек, таких, как я, принимали в секции гимнастики и лёгкой атлетики. Я выбрал лёгкую.

Тренировал нас Тимофей Васильевич Прохоров, и зимой тренировки происходили в зале. Сразу же он объяснил, как одеваться на занятия. Форма была самая простая: спортивные тапочки, майка и трусы. На стадионе - спортивный костюм за шесть рублей. Нет, за шестьдесят старыми, это ведь ещё до шестидесятого года было. Объяснил, что форму нужно регулярно стирать, а после занятий принимать душ.

Занятия начинались с построения, ходьбы по кругу, сопровождаемой лёгкими разминочными упражнениями для всех групп мышц. Больше всего внимания как раз уделялось бегу. Мы бегали отрезки "семенящим" бегом, "захлёстывающим" бегом, "многоскоками".

Разогревшись, занимались всеми легкоатлетическими дисциплинами все вместе, на группы нас не делили. Все мы бегали, в том числе и преодолевая барьеры, все прыгали в длину и в высоту, учились тройному прыжку. Позже, когда вышли на стадион, приступили к метаниям диска и копья, к толканию ядра.
 
Никаких особенных способностей у меня ни к одному из видов лёгкой атлетики не обнаружилось. Тем не менее, для общего развития занятия были полезны, и вспоминаю  я их с теплом и благодарностью. Были у нас и соревнования. Всё по-настоящему. Каждый перед соревнованиями разминался сам, как учили. И забеги были отборочные перед финалами, и по три попытки на каждой высоте, всё, как у взрослых на спартакиаде. Здорово было.

Года полтора я лёгкой прозанимался, пока не перебежал в баскетбол. Может быть и напрасно, но командная игра в мяч была намного интересней, а я по натуре человек команды. В баскетбол я играл лет восемь, до годичной практики на пятом курсе, дальше уже было некогда. В море в мяч не играют. А утренние пробежки я буду продолжать, я от них только начинаю получать удовольствие.