Ишак и грузовик

Анатолий Белаш
              Как-то ехали мы на грузовике ГАЗ-51 по горной дороге. Я стоял возле кабины в кузове и поглядывал на дорогу. Смотрю – впереди бежит ишак, а за ним тянется длинная верёвка. Наш водитель сигналит, а ишак всё бежит… Дальше произошло что-то невероятное – видимо, машина наехала на верёвку, та дёрнула ишака, и он упал на бок. Водитель затормозил, но было уже поздно… Машину тряхнуло два раза, когда она перевалила сначала передним, а потом задним колесом через тушу упавшего животного. Дело было в кишлаке недалеко от рудника Алтын-Топкан, и потому водитель дал газу и помчался вперёд от греха подальше. Я оглянулся и вижу: ишак поднялся, отряхнулся и потрусил в сторону от дороги.
 
   Крепкое животное – ишак.  И, безусловно, упрямое, но не глупое. Брат рассказывал мне, как во время производственной практики на руднике Актюз в Киргизии он не раз наблюдал любопытную картину. На ишаках там перевозили грузы со складов у подножья горы наверх к устью штольни. Рабочий день начинался по сигналу ударом колотушки о рельсу. Ишаки, меланхолично жевавшие траву возле посёлка, тут же срывались с места и прятались в окрестных зарослях. Мне нередко приходилось погонять гружёных ишаков по горным тропам, и меня выводила из себя манера ишаков идти по внешнему краю тропы, так что груз иногда нависал над пропастью. Как ни старался я направить ишака на середину тропы, он упорно семенил по её краю. Потом мне объяснили, что они действуют правильно – так меньше риска задеть вьюком скалу и слететь в пропасть.

  Ещё одна интересная особенность ишачьего племени, которую я неоднократно наблюдал в горах. При переходе вброд ручья они останавливаются и дружно начинают мочиться. Может быть, их провоцирует журчанье воды? Один хирург в больнице рекомендовал пациентам с затрудненным после операции геморроя мочеиспусканием открывать в туалете кран с водой.