Будущие летчики Александра Дейнеки

Наталья Швец
Удивительно дело, но работы Александра Дейнеки, не блиставшие чистотой стиля, всегда становились ключевыми экспонатами выставок, в том числе и зарубежных. Их высоко отметили на Веницианских биенале. Его изобразительный язык настолько впечатлял, что картины художника, купленные на выставках, сразу оседали в западных собраниях.

    Картина «Будущие летчики», о которой сейчас пойдёт речь, была написана в 1938 году. В тридцатые годы Дейнека часто ездил в Крым и полотно стало итогом одной из творческих командировок. Надо сказать, что художник очень увлекался авиацией. «Будущие летчики» не единственная работа, посвящённая этой теме. Впервые картина экспонировалась на выставке, посвященной 20-ю Рабоче-Крестьянской армии и Военно-Морского флота в разделе «Авиация». Затем поступила на хранение в Центральный музей им. М.Ф, Фрунзе. В Третьяковскую галерею попала только в 1948 году.

   Сюжет картины не сложен. Три обнаженных подростка наблюдают за гидропланом, появившимся над морем. Мальчики сидят к зрителям спиной. По их позам легко догадаться, что ребята увлечённо следят за полётом. Тот, кто постарше, явно рассказывает о гидропланах, профессии летчика и жестикулирует при этом рукой. Чувствуется, что разговор друзьям интересен. Герои мечтают о будущем.

     На тёмно-синем водном просторе отчётливо выделяются белые гребни невысоких волн. Море удивительно спокойное. На горизонте еле заметен белый корабль. Он будто сливается с голубым небом, на котором плывут прозрачные облака. Справа на картине скала, похожая на нос огромного корабля.

    Вся картина пронизана спокойствием и умиротворённостью.  Вполне вероятно, именно эти подростки в 1941-м будут защищать небо страны от фашистских асов…

Работы художника можно увидеть на станциях метро

    Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, «талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов… Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Именно советское государство, остро нуждавшееся в выразителях своих идей, целей и задач, создало для Дейнеки достаточное по масштабу поле деятельности».

    За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике, монументальном искусстве, скульптуре. Его работы можно увидеть на станциях метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».

  У Дейнеки не было причин противиться переменам

   Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье.

    «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал потом Дейнека.   В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные.

     Во время учебы в Курском начальном училище он страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Одновременно  занимался рисованием в студии местных курских художников Михаила Якименко-Забуги, Василия Голикова. Педагоги разглядели в мальчике талант. Именно они посоветовали ехать в Харьковское художественное училище. Мальчик прислушался и в результате  успешно сдаёт экзамены и поступает в класс Михаила Пестрикова. Отец к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался.

Дейнеку тянуло к графике

   Художник академической выучки, Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов. Причём, не только из-за творческих предпочтений. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берёг и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Увидев это, профессор Александр Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками. В итоге на один эскиз ушел почти весь набор. Дейнека был расстроен. На новые краски пришлось снова копить целый месяц.

     После Февральской революции занятия в училище прекратились. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в Курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов… Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу. К тому же, у него не было никаких причин, чтобы противиться переменам.

Он собирался писать красоту заводов

     Под впечатлением от происходящего он даже напечатал в курской газете подобие манифеста о задачах искусства в новое время. В статье значилось: «Глубоко верю в большое искусство наших дней… Кого ни захватят наши дни? … Яркие порывы, титанические размахи пролетариата …хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс…». Дейнека объявил всем — собираюсь писать «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

      Что следует рисовать он понимал, а вот как — не очень…

Кубизм и графика в творчества художника

       Наробраз Курска привлёк художника к агитационной работе. Он поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Насмотревшись на модные «измы» во время командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».

      Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. Потребность продолжать обучение чувствовалась. Поэтому в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию в Высшие художественно-технические мастерские, сокращённо ВХУТЕМАС. Так он оказался на графическом факультете Владимира Фаворского, который считал графическое искусство самым полезным для агитационных целей. Сам же художник мечтал создать такие рисунки, чтобы их потом можно было бы издавать тысячными тиражами.

В своём творчестве художник ушёл далеко от сатиры

      С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка». Чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. За это время им были созданы сотни рисунков. Многие из них послужили основой для будущих картин.

     Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Специфика работы в периодических изданиях заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.

Спорт в творчестве художника

      Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Это были молодые художники, объединённые любовью к станковой живописи. В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленён ещё с детства. Поэтому в ОСТе он стал одним из главных участников.

    Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. На Первой дискуссионной выставке в 1924 году Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Дело в том, что он давно хотел написать картину о любимой игре. Однако многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. И тогда Дейнека решил: раз пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию. Как он потом сказал: «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

За первой работой последовали и другие картины, посвященные этому виду спорта. Для реалистичности и композиционной точности Дейнека советовался с футболистами. Он называл их «разговаривающими натурщиками». Например, когда художник создавал полотна «Футболист» и «Вратарь», то общался с футболистами братьями Старостиными.

Смелый экспериментатор

    Александр Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста, изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей.

    Еще одной особенностью ранних картин Дейнеки была их графичность. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты, работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

     На первой выставке ОСТа в 1925 году Дейнека показал картины «Перед спуском в шахту» и «В забое», написанные после командировки на Донбасс.

     На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». К юбилейным выставкам, приуроченным к 10-летию Октябрьской революции и Рабоче-крестьянской Красной Армии Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».

Социалистический реализм

    В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение. Он создал около 20 агитационных плакатов. Многие из которых были очень популярны. Периодически Дейнека работал в книжной иллюстрации и оформил около десятка книг для детей и взрослых. Но в целом «журнально-плакатная работа» Дейнеку порядком утомила. Он всё больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

    Графика отошла на второй план. Однако полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения. Его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.

   В первой половине 1930-х впервые заговорили о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод. Ему было подобрано имя — социалистический реализм. Теоретики еще не вполне понимали, как именно будет выражаться новый стиль. Однако уже было ясно — главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в её революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. Впоследствии Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты, но тогда он был в фаворе.

Истинный спартанец

    Обнажённые на картинах Дейнеки — это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…»

    Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах. Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем. На самом деле его картины помогали создавать культ беззаботности, силы и красоты.

    Большое влияние оказала на художника командировка в Крым летом 1934 года, куда его направил ВМС РККА. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и, конечно, морем. Но Севастополь в работах Дейнеки  прежде всего смотрится как база военного флота и авиации, а не разнеженный солнцем курорт.

Наиболее одарённый и ушедший вперёд

    Талант Дейнеки постоянно подпитывался новыми впечатлениями. Большой корпус работ был написан в заграничной поездке по США, Франции и Италии в конце 1934–1935 годах. Она была устроена Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС). Творчество Дейнеки уже хорошо знали по заграничным выставкам, так что там его восприняли как старого друга. Анри Матисс, которому как-то прислали фотографии картин советских художников, назвал Дейнеку «наиболее одаренным» и «ушедшим вперёд в своем художественном развитии».

    Кроме того, Дейнека проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они — рабочие». Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал мастер. Он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам… Все его работы неизменно встречали восторженные отзывы.

Со своей задачей Дейнека справился

     По возращении в СССР Дейнека, вдохновленный работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берётся за заказы на плафоны, панно и мозаики. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске.

В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили. власти побоялись, что он там останется. Так что ему пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. С задачей он справился.

   В том же году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Размещённые в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов. «…Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, тракторы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки»,  — вспоминал он потом.

   В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».  Сейчас уже мало кто знает, её планировали назвать «Донбасской». Поэтому восьмигранные мозаики объединялись одной темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны.

Из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым, удалось сохранить только семь. Они установлены на соседней «Новокузнецкой». Где остальные мозаики — неизвестно…

«Оборона Севастополя» считается лучшим произведением, посвящённым войне

    Одной из первых работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Ноябрь 1941». Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожжённых домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. Но были и другие не менее значимые творения. Драматические  полотна «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи»…

      Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Увидев на фотографии в немецкой прессе любимый город в руинах и представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны. Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается лучшим произведением о Великой Отечественной войне.

Выставку в Академии художеств он не увидел

    В конце 1940-х — начале 1950-х Дейнеку начали критиковать за «формализм» и «схематизм». Художник пытался приспособиться, укротить свой авангардный стиль. Старался писать в духе академического реализма. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Один из немногих — эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета. Однако приёмная комиссия признала его  «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.

        Дейнеке, как человеку творческому, в тот период очень сложно. Отдушиной для него стали скульптура и камерная живопись — портреты близких, натюрморты, пейзажи.

     С наступлением «оттепели» чиновники немного поменяли свое отношение к художнику. После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава. Дейнеку начали осыпать почестями и наградами. В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было её увидеть. В день открытия он слёг с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни.

Александр Дейнека относится к числу художников признанных  публикой, критикой и арт-рынком

    В 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2009–2011». В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи. В 2010-м в Государственной Третьяковской галерее состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию.

   Но, самое главное, что в рамках проекта вышли в свет исследования по графике, живописи и монументальным работам  художника. В томе, посвященном живописи, опубликованы все известные и выявленные в ходе последних исследований живописные работы. Их получилось около 300. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.

      Самой дорогой работой Александра Дейнеки, проданной на открытых торгах, является «Девушка, завязывающая ленту на голове» (1951). В 2008 году на аукционе «Совком» (Москва) покупатель заплатил за этот почти метровый (99 х 79) эскиз сангиной и углем на бумаге к картине «Купальщица» (1951, ГТГ) 25 млн. руб.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Тираж репродукций картины «Прибыл на каникулы» Фёдора Решетникова превысил тринадцать миллионов»