Лягушатник

Клавдия Наумкина
   
                Рассказ.

    Я живу на окраине маленького городка в самом центре России. Рядом, метрах в двухстах от дома протекает извилистая речка. Так как почва песчаная, то русло её периодически меняется. И появляются небольшие болотца. В них начинает расти рогоз или, как говорили во времена моего детства, камыши... Я уже на протяжении десятилетия гуляю по берегам речки и болотец с собаками. И в последние годы стала понимать, что мне чего-то в окружающем мире не хватает. Что-то словно исчезло из моего мировосприятия.

    А тут внук как-то спросил: "А  лягушки у нас водятся?". И этим вопросом поставил меня в тупик. Я, откровенно говоря, даже не задумывалась над этим вопросом. Вроде бы водились. Помню, что появлялись в импровизированном мини-пруду в саду. Даже в городском пруду устраивали свои рулады по вечерам. Но это было до его очистки где-то лет десять назад. А потом? Действительно, а куда делись лягушки?
 
    И тут я поняла, чего мне не хватало во время прогулок по берегу речки. Не слышно было кваканья лягушек. А ведь оно в детстве сопровождало меня каждый вечер.

    На перекрёстке улиц Угловой и Садовой до того, как проложили асфальтовую дорогу, ежегодно по весне образовывалась огромная лужа. Можно сказать, неистребимая. Под лучами солнца она начинала зеленеть, закипать пузырчатой зелёной тиной, потом в прогретой воде появлялись крохотные запятые. Они проворно сновали по луже, с каждым днём становясь всё крупнее. Их головы увеличивались, уже отчётливо были видны глаза и рот. Интересно, чем они питались в этот период? Никогда не задавала себе этот вопрос.

    Мальчишки постарше сачками загребали их из лужи. Для чего? Даже не скажу. Мне в детстве было так интересно наблюдать за тем, как развиваются эти головастики. Потому что в луже вместе с уже крупными особями появлялись опять мелкие. А откуда они брались?

    Отец объяснил, что лягушки мечут икру в луже, а из икринок появляются мелкие головастики, которые потом растут, растут...

     Как они растут, я наблюдала не только в луже. Набирала в банку воды из лужи вместе с головастиками, ставила на солнечное окно. Однажды у крупных головастиков возле хвостиков начинали появляться ножки... Потом головастики начинали формироваться в крохотных лягушат, пока ещё с хвостиками. И однажды эти хвостики исчезали...

     лягушата пополняли коллектив певуний в так называемой трясине под мостом. Конечно, это не была настоящая трясина. Просто грязное, забросанное мусором  дно водоотводного канала, по которому вода с улиц после дождя сливалась в сады. Под мостом пролегали две бетонные трубы, по которым вода устремлялась под шлюзом к нижним садам. И там тоже была огромная, покрытая по берегам непролазными зарослями травы лужа -- место обиталища лягушачьего царства.

     По вечерам, когда начинало смеркаться, со стороны садов слышались первые робкие ещё рулады. Чем темнее становилось, тем всё откровеннее и звонче звучали их песни, сливаясь в огромный многоголосый хор... Лягушки выходили из своих мест обитания и распространялись по окрестным территориям. Их можно было видеть и слышать в наших огородах. Наиболее смелые неторопливо преодолевали порог дома и заглядывали в комнаты. И потом долго глядели выпученными глазами на свет лампы, пока их не изгоняли из комнаты с помощью веника...

    Из лужи маленькие сформировавшиеся лягушата проворно скакали в сторону  водоотводного канала и там начиналась их уже другая жизнь. А судьба оставшихся была незавидной. Если долго не было дождей, лужа начинала пересыхать... И сколько не бились в густой киселеподобной от глины воде лужицы оставшиеся головастики, их участь бывала решена. Не помогали им и наши потуги наполнить лужу водой из-под крана. С одной стороны было возмущение взрослых -- нечего сырость разводить, с другой стороны -- не настолько мы были сильны, чтобы наполнить лужу водой, которую нещадно съедало палящее солнце. И постепенно головастики зарывались в глинистое дно, и  лужа высыхала...

    Мальчишки без страха ловили лягушек, таскали их в карманах, пугали ими девчонок... То есть, лягушки постоянно присутствовали в нашей жизни. Уже взрослой я ходила в университет по берегу Сунжы, вдыхала запахи гниющей нефти, видела радужные пятна на поверхности грязной глинистой воды, и вечерами и здесь слышала рулады ошалевших от благодати природы лягушек...

    Постепенно жизнь наполнялась разного рода проблемами и вопросами, которые требовали своего разрешения. И за рутиной дел как-то забылось и пение лягушек, и их присутствие в нашей жизни...

    А действительно, куда они подевались? Речка наша чистая, родниковая, заводи в брошенном русле прогреваются... А вот ни головастиков, ли взрослых лягушек я давно не встречала.

    Разве что в памяти остался лягушатник моего детства. И наблюдения за тем, как зарождается лягушачья жизнь...

    Юхнов, август 2018г.