Страсть, страх и перфекционизм

Владимир Каев
Территория за высоким узорчатым металлическим забором не меньше гектара. За воротами площадь, выложенная брусчаткой, посредине фонтан. На площадь смотрит мраморный фасад трёхэтажного дворца, широкая лестница, огромные окна. Справа вдоль площади тянется длинное двухэтажное строение, там гараж на несколько машин и помещение для охраны, наверху роскошные гостевые комнаты. За дворцом цветник, строение поменьше, там бассейн и бани. Дальше большой курятник, похожий на сказочный домик; рядом за оградой гуси и ещё какая-то живность. У технических ворот одноэтажный дом обслуживающего персонала. Повсюду кусты роз и прочей зелени.

За угол большого дома заворачивает женщина по виду возраста неопределённого, с короткой стрижкой и юношеской фигурой. В руках у неё пластиковая бутылочка с детским питание, пробует на ходу – можно ли дать ребёнку…

Женщину зовут Таша, ей доходит пятый десяток. Сыну пять лет. Дворцу и того меньше.

Родители Таши из Белоруссии. Мать в незапамятные времена отучилась в театральном училище, поработала актрисой, некоторое время провела на местном радио. В компаниях любит об этом вспоминать. Когда встретила будущего мужа, он проходил по военному ведомству. Театральная карьера завершилась с замужеством.

Отец хотел мальчика и был расстроен, когда Таша появилась на свет. Через пять лет родился брат. В детстве у детей были сложные отношения. Мальчик правильный, отличник, а Таша так себе, и даже хуже, мать активно выражала недовольство её способностями.

Ясли, детсад, спортивные и пионерские лагеря своим чередом. Лет в пять отдали в спортшколу. Спортивной гимнастикой занималась года три без особых успехов, потом бросила, вопреки явному неудовольствию родителей. Прыгать на бревне было очень страшно. Таша ужасная трусиха. Родителей боялась. Иной раз попадало, били. Росла в атмосфере страха. Повсюду преступники. Боялась выходить из квартиры, заходить в подъезд.

Брат тоже занимался спортивной гимнастикой, в спортшколе был чемпионом. Всегда и во всём хорош, в отличии от сестры. А сестре повторяли раз за разом, – отдадим в школу дураков, будешь уборщицей. В учёбе себя не проявила. Подружки без сердечности. Никаких мальчиков. Хотела учиться играть на гитаре, на пианино, но родители экономили, не тратились на репетиторов. Отец ворчал, – ты за свою жизнь прочитала полторы книги. Помнит свои мучения, когда её, совсем маленькую, заставляли прочесть "Приключения Буратино". В школе почти не читала; рыдала, не хотела.

Поступила в институт. Родители познакомили с сыном друзей. Через месяц с небольшим Миша сделал предложение. Замуж не тянуло, но было желание избавиться от родительского пресса, предложение приняла. В части отношений меж полами у Таши не было ни опыта, ни представлений. До мужа не видела голого мужчину, но ребёнка хотелось. Девочка как девочка.

Через год родилась дочь Лена. Кормила довольно долго, но в институт вернулась сразу.

Дочери исполняется годик. Поехала в Дом игрушки на Октябрьском. В кармане стипендия, 46 рублей. Добралась, выбирает – качели или большая кукла. Качели. Огромная коробка. Втаскивала в троллейбус… метро… автобус. Никаких проблем. Если чего-то хотела, добивалась безоглядно. Времена дефицита, конец восьмидесятых, надо всё доставать; могла пешком до луны добежать, всё успевала. Сумасшедшие сумки.

Михаил был примерным мужем, но Таша поняла – не её тип. Стала интересоваться другими мужчинами. Когда Лене пошёл второй годик, Таша уже работала, первый роман и случился на работе. Второй – лет через восемь, там же. Интимные отношения с мужем блеклые, трудно назвать обыденную физическую близость сексом. Любовники внимательны, умны, понятливы. Было ощущение, что живёт не своей жизнью.

В 2001-м перешла на новую, хорошо оплачиваемую работу. Купила квартиру на Мичуринском проспекте в Олимпийской деревне. Кредит ещё выплачивает. Сейчас там живёт семья дочери.

В ноябре 2004-го поехала с мамой в Железноводск, в санаторий. Какие-то проблемы с кишечником, с желудком, врачи ничего не находили. В санатории плохо спала. Пришла к терапевту. Та посоветовал группу релаксации: чай, травы, но сначала надо получить направление психолога; формальное действие, минут на 20. Психолог говорит, – задам вопрос, можете даже не говорить вслух – что вам мешает жить? – У Таши первое в голове – муж… Сказала вслух, сама себе удивляясь (да нормально всё, муж как муж). Дама-специалист начинает копать. В итоге, – вам надо завести любовника. – Как же так? Это же сложно! – Ну да, – кивает дама, – в Москве трудно найти подходящего человека, мужчин всего-то пара миллионов.

Вернулась из санатория. Посоветовали гомеопата. Первая встреча гомеопатическая, а на вторую приехала уже как к астрологу. Хотела знать, может ли что-то в жизни измениться. Казалось, ничего нового не будет.

– Да вы шутите? С вас картины писать! Посмотрим. Да, вижу – и месяца не пройдёт, начнётся роман.

– Да вы что, у меня нет круга общения, всё регламентировано…

В ноябре вернулась, в начале декабря визит к астрологу, в конце декабря начинаются отношения. Служебный роман. Кабинеты на одном этаже. Взаимодействовали, но прямого подчинения не было. Личный помощник руководителя крупной сырьевой организации. Остальные мужчины перестали для Таши существовать, стали абсолютно неинтересны. Безумно тянуло к нему. Прежние любовники были тонко чувствующие люди, Таше казалось, читали её мысли. Сейчас было больше страсти, чем мыслей. Накопившийся дефицит эмоций, десятилетие чувственного голодания…

Андрей, ставший для Таши всем, к тому времени имел 20 лет супружеского стажа. Младший его сын ровесник Лены, Ташиной дочери. Рождён Андрей Владимирович 9-го января. Козерог!

Так прошло года полтора. Встречались раз в две-три недели с 10 утра до трёх, а то и четырёх дня, всё это время в постели, почти не разговаривали, слишком много приходилось говорить по телефону на работе, часами. После встреч было плохо, дня два-три приходила в себя. Не физически, морально: надо врать, вести двойную жизнь. Каждый раз говорила себе, – больше не буду, это меня разрушает. Уже тогда сказала мужу, что не любит его, но Михаил не принимал всерьёз. Ей говорили, что у неё муж ангел, но она не могла, и не хотела жить с ангелом. Ходила к психологу. Заинтересовалась астрологией. Начиталась, наговорилась, удовлетворила любопытство. Астролог смотрел карту Таши, но изменить ничего не мог. Зачем тогда?

Андрею с первой женой не повезло. Нервная женщина. Грозилась выброситься из окна, если муж уедет в командировку. Временами сама куда-то уезжала, пропадала. Ко времени разрыва диагноз – шизофрения.

До Таши у Андрея не было любовниц, предпочитал проституток. Говорил, что любит жену и ничего не хочет менять. Таша страдала, просила перемен.

– Не знаю, у меня дети.

В ту пору по выходным часто бывала с мужем на Ленинских горах. Суббота, 17-го июня. Дочь на дне рождения у подружки. На прогулке встретили родителей и брата Таши. Поговорили. Решили поехать в ресторан пообедать; брат на своей машине, Таша с мужем на своей. По дороге Таша неожиданно для самой себя сказала мужу, что больше не может с ним жить. Вспылил, – выходи из машины! Пересела к брату, уехала к нему. Приехала дочь, в ту пору студентка. Поговорили. Вечером позвонила Андрею, сказала, что рассталась с мужем. Андрей сказал, что если бы знал раньше, не полетел бы в командировку… тоже говорил с женой, сказал ей, что не любит… сегодня был около дома Таши… со всем справимся…

Через пару дней встретились, провели вместе ночь. Проснулась рано. Летнее солнечное утро, часов шесть. Открыла окно. Красная Пресня, дворик. Почувствовала потрясающее счастье, было ощущение, что родилась заново, что началась новая жизнь, в беспечности и радости. Словно оказалась на залитой солнцем земляничной поляне. Потрясающе. Счастливейший момент жизни.

С сентября стали жить вместе. Андрей переехал к Таше, оставив жене и сыну по квартире. Себе взял только машину. Таша развелась к началу марта. Андрей – следующей осенью: жена не давала развод, не приходила на суд. Отношения с его детьми у Таши не складывались. Со своими родителями тоже: они в штыки восприняли перемены; потом успокоились.

За несколько лет до развода Андрей с женой обвенчался. При их-то отношениях! Таша спрашивала, – зачем? Говорит, – она захотела. Таша с Андреем тоже обвенчались, в конце первого десятилетия века нынешнего, 11-го апреля. Раньше Таша была далека от церкви. Сменила систему жизненных ценностей после поездки в Израиль. Было это года за два до рождения сына, летом, в конце июля. В Иерусалиме пошла на исповедь, батюшка сказал: "Хотите, чтобы вас так же судили, как вы судите своих родителей? Или вы считаете, что всегда поступаете правильно? Надо иначе относиться к другим людям".

В психологии ты хозяин своей жизни, поставь себя на первое место, твои интересы самые важные…Таша поняла – в церкви всё иначе: христианство учит смирению, нужно считать себя за ничто, всё хорошее дал Господь,  всё всегда правильно и вовремя… если принимать со смирением, то будет близость к Богу… заповеди… правильный образ жизни… грехи отдаляют от Господа…

Отношения с Андреем постепенно менялись. Возникла идея общего ребёнка. Андрей сначала не поддерживал, потом начал буквально бредить этой темой. Когда жили вдвоём, была сумасшедшая суета: строительство домов, переговоры с архитектором, общие заботы, общая постель, страсть. Когда беременела, врачи велели постельные развлечения откладывать. До рождения сына было три выкидыша.

Ранняя весна, ещё снег лежит. Утром Андрей подарил Таше серёжки с бриллиантами. Днём консультация, УЗИ – ожидается мальчик.  Андрей был ужасно расстроен, он очень хотел девочку. Таша вдруг поняла, что выбросила серёжки, даже не помнила, где. Всё в один день…

Отец хотел мальчика, получилась дочь. Муж хотел дочь, получил мальчика…

Родила в конце лета, не доходив до срока пару недель, кесарево сечение. Через полгода у дочери родился сын. Практически одновременно у Таши в 45 появились сын и внук.

Жили в Москве, первое время без няни. Было тяжело, не до постельных сцен – ни физически, ни морально. Не спала ночами подле младенца. Никуда практически не выходила.

Няня была, но Таша всё делала сама, не доверяла. Рвалась на части. Даже не каждый день чистила зубы. Вставала – словно кто-то стрелял из стартового пистолета – каждая минута была расписана. Голова без конца работала. Из всех дел надо было выбирать самые важные. – Что ещё не сделала?!… чем накормить… это убрать… коляску помыть… надо, надо, надо… за меня никто не сделает. Отец Таши помогал, приезжал гулять с ребёнком. Мама появлялась раз в сто лет на полдня, посмотреть на внука.

Няня приходящая. Таша не представляла, как можно доверить кому-то сына. Муж говорил, – возьми двух нянь. Но она всегда, всю жизнь всё делала сама… ломовая лошадь… рассчитывала только на себя. Не было домработниц, при том, что всегда любила чистоту и не терпела малейшего неустройства. Сама готовила, считая, что только так и нужно. Понадобилось много времени, чтобы поняла – не обойтись без помощников. Но они же всё делают не так! Основным стало – контроль и смена действующих лиц.

Уезжали отдохнуть с мужем вместе раза три и то ненадолго, на несколько дней. Первый раз остались вдвоём, когда сыну был почти год; родители отпустили летом на неделю.

Пока работала, была хорошая зарплата. Конечно, муж зарабатывал значительно больше. Могли заехать в магазин, Андрей хотел ей что-то купить – не велела, приезжала сама и покупала. Понадобилось время, чтобы начала спокойно брать у него деньги. Психолог объяснял Таше, что это тоже энергия, что надо учиться принимать, но она упорно рассчитывала только на себя. Андрея её самостоятельность раздражала.

В начале года муж всегда берёт отпуск: отмечает день рождения, отправляется кататься на лыжах. Очередной отпуск с 5-го января – он заболевает и ребёнка заражает. Лежит в больнице несколько дней – и выходит на работу. А отпусков у него в году всего ничего. То у него плохое настроение, то срочная работа. Дома вечно занят делами. В выходные куча народа. На словах, особенно когда далеко, в командировке, – как я тебя люблю, любимая моя; приезжает на следующий день, – как я тебя люблю, как я рад что дома… а сам – что он есть, что нет. Лучше бы его не было.

Таша поняла, что ошиблась! – Как я могла! А ведь первые годы совершенно точно знала, что хочет прожить с ним всю жизнь.

Лариса – жена старшего сына мужа – познакомила Ташу со своим психологом. В конце января приехала на консультацию. Два с половиной часа дама рассказывала, что у Таши происходило за минувший месяц: заболел муж, заболел ребёнок, потом с семейными парами какая-то санта-барбара, одно за другим… что Таша одна и не знает что завтра произойдёт, что ей страшно… не может найти няню… состояние ужасного дискомфорта… одна совсем,… ребёнок… не понимает, что происходит.

Таша поражена, – откуда она знает?

Дама предложила сделать расстановку. Лариса много об этом рассказывала, сама не раз принимала участие. Что-то мистическое. Берутся "заместители" из числа присутствующих: ты мой муж, вы родители и так далее. Участвующие оказываются в информационном поле, считывают информацию, словно сами становятся этими персонажами.

Таша не решилась.

В конце февраля попала в больницу. Пришла к гинекологу – киста, подтекающая, жидкость в малом тазу… я не могу ни в какую больницу. В клинике всех ставят на уши, куча анализов, пугают, – за городом, одна с ребёнком… Таша звонит мужу, – что делать!? – Езжай в Израиль.

На следующий день вызвала няню из отпуска, улетела в Израиль на четыре дня. Выясняется, что никакой операции не надо. Одна! Солнце! Таша счастлива!

Вернулась домой, говорит мужу, – давай няню подтянем, родителей, съездим дня на четыре вдвоём, побудем. И как раз в конце февраля у Андрея выходные. Правда, у работников назревает очередная санта-барбара (Таша принимает живое участие в семейных делах помощников по хозяйству), но ещё можно управиться.

Андрей заболевает. Снова заболевает…

Поездки к психологу занимали целый день. Времени не было совсем, но всё же выбиралась, боялась совсем сойти  с ума. В очередной визит речь снова зашла о расстановке. Очередная должна была состояться через час. Решилась. Позвонила Ларисе, та приехала.

Роль Таши исполняла сущая девочка: войдя в состояние она стала испытывать панический ужас, как будто бежать некуда, убьют везде; говорит, что у неё даже голова разболелась, что не знает, что делать.

Ещё какая-то фигура появляется… это сын… затем появляется муж, его бывшая жена… и маленькая девочка!

Когда Андрей уходил от первой жены, та ему сказала, что беременна. Потом всем говорила, что потеряла ребёнка, когда муж её бросил. Никто не верил. Когда в расстановке появилась девочка, Лариса сказала, что, наверное, это правда, раз так вышло.

Таша решила, что именно эта фантомная девочка создавала поле, которое держало её в напряжении и мучило.

Заместителем мужа Таши оказалась мужеподобная девица. По ходу расстановки появляется "первая жена", они оторваться друг от друга не могут; "он" говорит, – какая женщина, какая потрясающая женщина; в сторону "Таши" даже не смотрит. Крайнее презрение! Ведущая расстановку не смогла заставить "мужа" обернуться в сторону "Таши". Потрясённая Таша не могла представить себе, что должен сделать человек, чтобы вызвать к себе такую неприязнь. Даже смотреть не хотел! Какую-то гадость говорил в её адрес!

А с первой женой и девочкой сплошная нежность! – это мои девчонки… это мои девчонки, – обнимая их. На предложение ведущей родить девочку с новой женой, отвечает, – да вы что, я себе найду молодую, живую и фантастическую женщину.

Возвращалась в шоке. Фантастический сюжет обрёл убедительность реальности. Таша поняла, что происходит: душа мужа совершенно в других краях и просит другого. Не нужна ему. Размышляла о своём положении, приходила в ужас.

В перестройку жили плохо, но потом была прекрасная работа и фантастическая зарплата, плюс приятные возможности и уважение окружающих. Должность значительная; звонили, – ах, как хорошо, что вы сегодня работаете, нам повезло! А сейчас – никто и ничто! Колоссальное количество дел, которое окружению безразличны. Сидит дома, смотрит в забор месяцами. Выезжает изредка в Москву к врачу, заскакивает в несколько магазинов, чтобы купить что-то сыну. Всё рассчитано по секундам. Постоянно звонит домой, контролирует, накормлен ли ребёнок, гулял ли, не замёрзли ли ножки.

– Муж приговаривал когда-то, возясь с  сыном, едва на свет появившемся, – нам нужна жена у которой маникюр, причёска. А у меня никакого маникюра, нет ногтей даже (смотрит на пальцы). Не могу сказать, что хожу дома как лахудра; естественно, привожу себя в порядок, не хожу в заляпанном халате… не успеваю ничего.

– Парикмахера попросила, – сделайте так, чтобы мне не пришлось тратить время на укладывание и накручивание. Думала, облегчу себе жизнь. Нет, усложнила. Короткая стрижка мне не идёт, не нравится.

– Муж спрашивает, – у тебя есть няни, почему им не доверяешь? – И что же, пусть ребёнок сам идёт по лестнице, пусть упадёт? Ничего страшного… наверное, прав… но это мой ребёнок, я столько в него вложила. Я боюсь.

                * * *

Диалог с Ташей проходил в тесных разрешённых пределах. Никаких реальных перемен не предполагалось. Потом ворота дворца закрылись. Изредка прохожу мимо. За забором просматриваются перемены территории к лучшему. Нет предела совершенству.

Родители Таши в своё время привили ей комплекс неполноценности в сочетании с острой потребностью хорошо выглядеть. Характер образовался ещё тот. Всё хорошо… но что-то нехорошо. На помощь приходят астрологи, психологи, религия колыхнулась голубым небесным занавесом. Внешний мир для Таши – тень того, что в ней самой происходит, сама реальность её мало интересует. Мир интерпретируется однозначно. Стойкий иммунитет к переменам во взглядах. Только удачный спектакль может расширить границы восприятия – в сторону воображаемого.

Боится Таша напрасно. Не всё так страшно. В целом удача ей сопутствует. Даже крайняя озабоченность, и та попала в тему Андрея, у которого первая жена была истеричкой – этот сюжет освоен, как решать свои проблемы, он знает. С новой женой даже проще: нет патологической ревности, а непонимание происходящего и страх несоответствия – проблема супруги, не его.

В молодости Таша мало читала, впоследствии предпочитала театр престижной работы и любительскую сцену семьи, на которой увлечённо исполняла роль домашнего гения. Смышлёная женщина, не лишённая интуиции и вкуса, одно время видела себя в роли ведущей важные переговоры. Надо отдать должное, способности ею угаданы, но сторожевые псы комплексов расслабиться не дадут – нет лёгкости, нет изящества.

На сцене жизни Таша в декорациях, о которых мать и мечтать не могла. Пока ещё нет образцового мальчика, чемпиона и красавца. Будет. Вот только усердие, с которым воспитываются в сыне эгоист и маменькин сынок, может дать неожиданные для неё результаты.

Вертикаль существования для Таши присутствует через эмоциональную реакцию, она верит в то, что производит на неё впечатление, логика особой роли не играет, с этой всегда можно договориться. Географическая горизонталь и обширна, и ничтожна: летом улетает собственным (фирменным) самолётом на Сардинию, мается там в шикарном доме, имея крайне несимпатичных соседей. Где бы ни была, следит за каждым шагом сына, за цветами и домашними животными, за персоналом, который надо гнать в шею или участвовать в разрешении их семейных проблем. Выматывается. Бедная, бедная… богатая женщина.

Есть два варианта развития ситуации… оставим один.

На шестом десятке Таша приобретёт относительную житейскую стабильность, основанную на том, что она никому уже не способна будет докучать, и никому не будет нужна. Есть и вероятность того, что так просто она не угомонится. Карта содержит признаки склонности к резким переменам и любовная пара стоит в XII-м доме. Приключения продолжаются.

Так это выглядит со стороны.