Семейные тайны

Олег Ксюк
               

    Был теплый осенний денек. Я с таранью и тремя большими бутылкой пива сидел на лавочке возле подъезда дома, в котором пять лет назад приобрел себе квартиру, и, за неимением собеседника, обсуждал сам с собой семейные проблемы соседей, с которыми успел близко познакомиться, не боясь, что меня назовут сплетником.
    На первом этаже обитает дворник. Ни жены, ни детей у него нет. Почему? На эту тему он разговаривать ни с кем не желает. Даже во время распивания водки с мужиками о своей личной жизни этот человек говорить отказывается. Необщительный тип.
    На втором – проживает, молодая семья, состоящая с двух человек. Они всегда все делают вместе: и за покупками в магазин ходят, и белье стирают, и мусор выносят вдвоем. Но это не мешает парню иметь на работе  любовницу, между прочим, семейную женщину. Мои сведения на этот счет достоверные, потому что я и он трудимся на одном предприятии.
    Напротив квартиры молодоженов находится квартира тоже бездетной, но уже пожилой пары. Глава этой семьи, иногда своим поведением (за пространством, которое может обозреть его супруга), демонстрирует истинность пословицы: «Седина в бороду – бес в ребро». Его частенько видят соседи в ближайшей роще с пожилой женщиной с соседнего дома. Нельзя без улыбки наблюдать как он, словно петушок, подпрыгивает вокруг своей дамы сердца. Но вольные и невольные свидетели «подвигов» старого ловеласа делают вид, что ничего не замечают.
    На третьем этаже живет в мире и согласии многодетная семья, но все знают историю трехлетней давности, когда мужчина хотел уйти к другой женщине. И только слезы четырех дочерей заставили блудного отца остаться с ними и их матерью.
    На той же лестничной площадке недавно поселились мужчина средних лет, миловидная жена и маленький мальчик. Мамку малыша часто подвозит какой-то мужчина своей на легковой машине. На интимный подтекст этой услуги, указывают прощания с поцелуями, когда транспорт индивидуального пользования останавливается обязательно за два квартала от дома пассажирки.
    Чуть выше доживают свой век больной старик и его, далеко не молодая, супруга. Давно увядшая красавица красит губы, одевается в яркие платья, делает в парикмахерской прическу и постоянно наведывается к дворнику с сумочкой, в которой, как я подозреваю, лежит бутылочка с самогоном. Человек знакомый (как я, например), с поговоркой: «И на старуху бывает проруха», не станет удивляться поведению пожилой женщины.
    И только за одной семейной парой – за Кутейкиным Вадимом, и за Кутейкиной Ириной, проживающих на пятом этаже, я не замечал ни малейших поползновений - нарушить супружескую верность. Казалось, что эти люди были без греха, а их общение с двумя своими дочерьми могло служить эталоном искренности и неподдельного душевного расположения к детям.
    После полторы бутылок пива меня начали одолевать сомнения в святости семейства Кутейкиных:
    - Ну, не может быть так, чтоб все люди искали дополнительных развлечений за пределами своих спален, и только два человека выпадали с обоймы нормальных живых существ. Просто, наверно, эти хитрецы научились так умело скрывать свои семейные тайны, что мне они не известные.
    После трех бутылок пива я решил наведаться в поселок проживания нечистой силы Чимчикулле, чтоб встретиться там с чертом Авдеем, большим знатоком человеческих взаимоотношений, и спросить его:
    - Что же это делается: неужели есть люди, которые свято чтят семейные ценности?
    Своего рогатого друга я увидел не в местном кафе, а сидящим на бревне возле входа в него. Я подсел к черту и, поздоровавшись, сразу же обратился к нему с вопросом:
    - Могут ли два человека любить друг друга очень-очень долго?
    Авдей посмотрел на меня со снисходительной улыбкой, и ответил вопросом на вопрос:
    - Ты сейчас интересуешься своими соседями с пятого этажа?
    - Ими, ими - ловкими конспираторами.
    - Я поражен твоей наивности.
    - Почему?
    - Ты говоришь сейчас о любви и нелюбви людей. А на самом деле спектр взаимоотношений их очень широк. Есть еще: уважение, сочувствие, терпимость, жертвенность, воспитанность, взаимопонимание, взаимоуважение, привычка, идеализация противоположного пола, самоуничижение, чувство долга. Кроме этого, различные страхи: быть бедным, быть одиноким, быть отвергнутыми обществом или близкими людьми, быть грешным перед Богом – сохраняют брак. Да и переживание за судьбы своих детей нередко цементирует союз мужчин и женщин
    - Это нормально? Меня мучает один конкретный вопрос, а ты мне общеобразовательную лекцию начал читать. – возмутился я.
    - Терпи. Некоторые вопросы не имеют однозначных ответов.
    - Ладно. Продолжай. Все равно мне некуда торопиться.
    - Так вот, я пытался тебе перечислить те отношения между людьми, которые зафиксированы в словарях всех языков мира. Кроме тех, что я назвал, их еще там записано великое множество. Но существует и такая взаимная связь между, отдельно взятыми, индивидуумами, о которой нигде вычитать нельзя. Тебе, например, всегда приятно быть вместе с тетей Катей. Тебя не связывают с ней ни шкурные интересы, ни сердечные тайны. У вас разные цели в жизни. Ты восхищаешься деятельностью правительства своей страны, а она его терпеть не может. Ее увлечение сериалам тебя смешит. Вы можете часами спорить до хрипоты по любому вопросу, но при этом не чувствуете неприязни друг к другу.
    - Это верно. – согласился я с чертом.
    - Давай назовем это чувство «теплодушием». Ведь твоей душе всегда тепло от общения с маминой сестрой.
    - Не возражаю.
    - Так вот, между Ириной и Вадимом кроме уважения друг к другу и взаимного переживания за судьбы своих детей существует еще и теплодушие.
    - Так все просто! – удивился я.
    - Все было бы «так просто», если бы не существовали мы, черти. Я на правах умельца привнесения во взаимоотношения людей сумятицу организовал, однажды, встречу Ирины с Витей Перекатовым, человеком, достойным уважения. Ты его должен знать. Он сейчас изредка роется в контейнере с мусором в вашем дворе.
    - Не тот ли это, случайно, молчаливый, кривоногий бомж с длинной бородой?
    - Да. Но он не только кривоногий, а еще и не владеет правой рукой.
    - Ха-ха-ха, - рассмеялся я, - действительно личность, на которую молиться нужно.
    - Напрасно смеешься. Виктор не всегда ходил по свалкам в поисках пустых бутылок. В него два высших образования. Он был успешным бизнесменом, и много путешествовал. В любой компании его воспринимали как интересного собеседника.
    - Ого! И как же такой человек докатился до своего теперешнего состояния?
    - Чуть позже расскажу. Так вот, Ирина влюбилась. А любовь – это самое сильное чувство, которое только известно людям. Между прочим, его не всем дано испытать. Ты, например, не способный кого-либо полюбить.
    - Ну, извини! – возмутился я. – А четыре женщины, с которыми у меня была интимные связи – разве не в счет?
    - Не в счет. За Машей, первой своей девушкой, ты начал ухаживать только потому, что хотел прочувствовать с ней сексуальную близость. Увлеченность твоя Валентиной продолжалась всего два месяца, а полгода потом было тобой потрачено на поиски  способов «джентльменского» расставания с ней. С Евдокией тебя связывала общая страсть к выпивкам, и ты окончательно не спился  только потому, что она раньше тебя попала в сумасшедший дом. Кстати, ты ни разу ее там так и не проведал. Настоящие собутыльники подобным образом не поступают. С Екатериной, правда, ваше шумное совместное  времяпрепровождение в одной квартире продолжалось даже целых десять месяцев, но когда она вздумала уйти от тебя, ты и пальцем не пошевелил, чтоб удержать ее возле себя.
    - Все-то вы, жители Чимчикулле, знаете о нас.
    - Такая у нас работа.
    - По-твоему, я должен был насильно удерживать Катю возле себя и каждый день проведывать Дуню в больнице?
    - Нет. По-моему, нельзя назвать любовью твои сожительства со всеми, перечисленными мной, женщинами. Любовь - это когда человек полностью, весь без остатка, растворяется в предмете своего благоговения.
    - Глупость какая-то. Как это – растворяться в ком-то? Разве можно так делать?
    - Можно так делать, или нельзя так делать – этого никто не знает. Но так происходит с людьми, которым дано изведать любовь, и с этим феноменом человеческих отношений бороться бесполезно.
    - По-твоему, меня минуло счастье испытать особенные, сладостные страсти под названием  - любовь?
    - Любовь не только сладостные страсти, но и болезненные переживания и страдания. Это горько-сладкий плод, обжигающий сразу и радостью, и болью разум и сердце. Недаром в одной украинской народной песне (а народная песня – это народная душа) поется: «Кто не изведал любви – тот не знал горя».
    - Как это?
    - Тебе все равно этого не понять. Поговорим, лучше, о твоих соседях. Так вот,  Ирина оставила мужа и перебралась жить к Виктору. 
    - Почему я об этом ничего не знаю?
    - Это случилось еще до твоего переселения в дом, в котором ты сейчас живешь. К тому же Кутейкины не ругались во время расставания, своих проблем на суд соседей не выносили и имущество не делили.
    - Короче, Вадим безболезненно перенес бегство супруги?
    - Внешне безболезненно. Но терять Ирину он не хотел, и развил бурную деятельность, по присвоению себе всей  собственности Перекатова. Сейчас страна, в которой ты живешь, находится на стадии дикого капитализма. В ней процветают: подкупы и устрашения, мошенничество и коварство. И случаи, когда более хитрые люди незаконно лишают, неосмотрительных в своих действиях, сограждан бизнеса, имущества и жилья, широко распространенные. 
     Как только Виктор и Ирина стали бедными людьми, Вадим пообещал своему сопернику на любовном фронте вернуть, отобранное им предприятие, если тот откажется от его бывшей супруги. Перекатов не захотел расставаться с любимой женщиной и пошел работать на стройку простым рабочим. И тут судьба преподнесла ему еще одно испытание: под ним на рабочем месте провалились леса, и он получил увечья, которые уже не поддаются лечению.
    - Наверное без участия Вадима там не обошлось?
    - У меня таких сведений нет. А черти не люди - они домыслами не занимаются. Так вот, дальше зарабатывать деньги своим трудом мужчина не мог. И сознание того, что с кормильца семьи он превратился в нахлебника, угнетало его. А тут еще Ирина родила дочь, и беспощадная нищета превратила существование влюбленной пары в сплошные проблемы выживания.
    Три человека, практически, жили за счет государственного пособия на ребенка.  И Виктор, после долгих раздумий, решился на имитацию своей смерти. В один из летних дней, приятель Перекатова принес Ирине личные вещи любимого человека, и сказал, что тот утонул в речке. Спасатели тела утопленника не нашли и он был признан без вести пропавшим. Через месяц после исчезновения Виктора к своей бывшей супруге пришел Вадим и начал упрашивать ее вернуться к нему. Новорожденную девочку он пообещал удочерить. И женщина вторично оформила свой брак с первым мужем. Через год она родила вторую девочку. Отец души не чаял в детях.
    Безвестное отсутствие Перекатова продолжалось несколько лет. А когда он снова появился в родных краях, его уже никто не узнавал, за исключением одного человека – так он внешне изменился. Живет он сейчас в пещере на берегу реки. А в городе появляется изредка, чтоб посмотреть издалека на Иру и на свою дочь.
    - А кто же тот человек, который узнал Виктора?
    - Кутейкин. Вадим оказался благородным человеком. Когда он впервые встретил всего заросшего Перекатова на улице, то сразу признал его, и пообещал вернуть ему его бизнес, если он даст слово – никогда не встречаться с Ириной.
    - И, конечно же, Виктор не устоял перед таким заманчивым предложением.
    - А вот и не угадал. Он лишь презрительно улыбнулся и, молча развернувшись, похромал к очередному контейнеру с мусором.
    - Дурак этот Перекатов.
    - Вполне с тобой согласен.
    - Ты умеешь мысли человеческие читать. Какие тараканы в голове кривоногого нищего не позволили принять ему правильное решение?
    - Виктор не хотел, чтоб любимая женщина подумал, что он променял ее на свое предприятие.
    - Дважды дурак! Надо же - поломать себе жизнь из-за какой-то бабы.
    - А, по-моему, он дурак с характером. Между прочим, Кутейкин никому не рассказывает, что бомж - это Перекатов. Он боится, что если жена узнает истинное имя бородатого скитальца, то переберется жить к нему в пещеру. И еще, Вадим поклялся перед иконой Божьей Матери, что когда Виктор умрет, он устроит ему пышные (обязательно с попом, с духовым оркестром и широкой раздачей милостыни бедным людям) похороны на городском кладбище. И поставит на его могиле величественный памятник с красного гранита, чтоб доказать таким образом покойному, что его имущество ему не нужно было.
    - Золотое сердце в человека.
    - И мы, черти, такого же мнения.
    - А мне можно рассказать Ирине о Викторе?
    - Ни в коем случае. Если сделаешь это – тебя ждут большие неприятности. Тайны, добытые в потустороннем для людей мире, нельзя им озвучивать, чтоб не разрушить их естественный способ общения.
    И я никому не рассказываю о моем разговоре с Авдеем, хоть должен сознаться, что знать чужую семейную тайну, и никого в нее не посвящать – дело не из легких.