Необыкновенные люди

Мила Фокс
        Как много разных людей мы встречаем каждый день. Кто-то проходит мимо, кто-то задерживается в нашей жизни, кто-то уходит, и, лишь спустя время, мы понимаем, что это было к лучшему. А кто-то даже остается в ней навсегда. Но есть такие люди, которые меняют нашу жизнь, и встреча с ними делит ее на «до» и «после». Возможно, они и сами не знают и даже не догадываются об этом. Может быть, и мы тоже в свою очередь повлияли на их жизнь. Кто знает?

        Это истории о таких людях – моих педагогах, ибо после встречи с ними моя жизнь уже не могла остаться прежней. Это мои субъективные откровения – то, что невозможно увидеть, можно лишь почувствовать.

        Несколько строк о «до».

        С самого детства я мечтала заниматься музыкой. Я видела себя на сцене за роялем, такую красивую, счастливую, с огромными букетами цветов, а зал мне аплодирует и кричит «Браво!» Но в музыкальную школу меня так и не отдали, что, впрочем, не помешало мне в подростковом возрасте научиться играть на гитаре и петь песни под нее. Но мечта о фортепиано все еще звала к себе. Ну, а если чего-то искренне хочешь, то вся Вселенная будет способствовать воплощению такой мечты.

                История 1. Тимур

        Фортепиано. Эти черно-белые клавиши и музыка, которая пробирает меня до глубины души, и я слушаю ее и реву. Не знаю, почему, но реву. Очень хочу и сама научиться так играть.

        О, реклама школы музыки, бесплатный пробный урок. Записалась. Сходила. Понравилось. Оплатила. Жду начала курса. Но в мою жизнь врываются события, финалом которых стало состояние «Остановите Землю, я сойду».
        Через неделю начало занятий. Ничего не хочу. Какое фортепиано? Зачем? Ну и что, что мечта? Мечты – иллюзии, они разбиваются вдрызг, и их осколки очень больно ранят. А потом наступает непроглядная серость и пустота… Хотя ладно, пойду, надо идти – я же так долго этого ждала. Тем более, у меня будет аж 2 преподавателя.

        И вот, меня встречает Тимур – мой первый педагог по музыке. Он очень внимательный и тактичный, мягкий и скромный, искренний и настоящий. Он очень деликатно подходит к процессу обучения. С ним комфортно. С ним не страшно делать ошибки (а они неизбежно случаются), и он помогает их с легкостью исправить.

        Под пальцами начинают оживать клавиши, и это волшебно! Со вторым педагогом, Александром, у меня, к сожалению, так не получается. Но со мной что-то не то. Во мне живет боль, много боли. Я вижу фальшь в других людях, я вижу ее в себе: мне приходится каждый день надевать маску и притворяться, что со мной все хорошо, – когда я провожу уроки и консультации, когда еду в метро, когда улыбаюсь прохожим (чтобы не заплакать), когда иду на свидание. Я вру сама себе. И лишь садясь за инструмент дома и перебирая клавиши, я ощущаю, как сковывающие всю мою сущность чувства выходят наружу нескончаемым потоком очищающих слез. «Я прощаю тебе все»,  – это о том, кто вонзил мне нож в самое сердце. «Господи, прости меня и дай мне силы жить дальше». И я знаю, что меня слышат и словно ведут за руку.

        Каждый урок с Тимуром становится для меня шагом вперед. Я начинаю любить понедельники – дни наших занятий. Потому что для меня это – лестница к себе самой, к своим желаниям, к своей мечте. А мой потрясающий педагог, очень мягко и аккуратно направляя меня, помогает подниматься мне по этой лестнице и шаг за шагом двигаться вперед.

        Через месяц произошло событие, которое очень трудно описать словами. Внешне в нем не было ничего необычного, но вот внутренняя суть стала той отправной точкой «после», с которой перевернулась вся моя жизнь.

        Был серый октябрьский день. За окном ветер играл опадающими листьями, подхватывая их и кружа вместе с ними в медленном танце. Не помню, почему Тимур начал играть какую-то очень красивую мелодию. Мы сидели друг напротив друга, каждый за своим инструментом. Я слушала музыку, видела осень за окном и вдруг почувствовала, что Тимур на меня смотрит. Он смотрел мне в глаза, и его взгляд был пронзительным, очень искренним, теплым (наверное, музыканты ТАК чувствуют музыку, которую играют), и мелодия словно звала меня из этой комнаты куда-то в иной мир, как портал в другое измерение. Я чувствовала, что сейчас раздвигаются границы моей вселенной, мне становится легко дышать, мне больше не было больно. Я живая, я готова снова идти дальше. В этот момент я понимала, что сейчас происходит общение душ и что этот чудесный парень послан мне в качестве духовного наставника и Учителя. И пусть нас разделяет почти десяток лет, разные вероисповедания, и жизнь каждого течет в своем направлении, это все неважно. Важно то, что я так долго брела в темноте, но сейчас увидела свет!

        По задумке Высших Сил мы должны были пересечься всего в одной точке лишь на несколько мгновений, за которые душе открывается истина. Кажется, что время остановилось, что оно – иллюзия, да и все эти произошедшие со мной события – тоже иллюзия. Теперь я знала, куда мне идти, и меня вела музыка!

        Мелодия затихла. За окном была та же осень, перед глазами были те же стены класса и инструменты, мой педагог – такой же чуткий и внимательный, тот же сборник песен, которые мы изучали. Лишь я была другая, и мне очень хотелось жить!

        После урока я вышла на улицу, села на скамейку на бульваре, и на бумагу полились стихи и музыка – слова и мелодия, которые звучали во мне, появившись из ниоткуда. (Стихотворение здесь http://www.stihi.ru/2016/10/25/11879 )

        Зазвонил телефон – меня разыскивал друг, с которым мы договорились встретиться после занятий. Когда он дошел до моей скамейки, я все успела дописать, и мы, взявшись за руки, пошли шуршать листьями по вечерней Москве. И в этом было счастье!

        А дальше начались новые события в моей жизни. Я впервые выступила на квартирнике в музыкальной школе, меня пригласили на значимый для меня концерт, я увидела Тимура на сцене в одной из моих любимых опер (он пригласил меня на свой спектакль), я попала в литературно-музыкальный проект, в котором уже полтора года принимаю активное участие. А еще мне захотелось осваивать новый материал за пределами программы и играть свои песни. Даже наступил момент, когда я, разбирая новую вещь, первым делом садилась за клавишные, а не брала в руки гитару, как раньше. Я задавала своим педагогам множество вопросов. Саша их мягко игнорировал или обходил стороной, а Тимур терпеливо отвечал на них и объяснял непонятные мне вещи. И это еще больше мотивировало меня двигаться вперед.

        Не знаю, какой я была студенткой, лажала много, но Тимур меня хвалил.

        И вот отчетник. Песни на камеру. Мое посвящение педагогам – шуточная песня «День позора». Смех Тимура (камера все зафиксировала :) ). Мой первый диплом из школы музыки. На этом все закончилось? Нет, это было только начало. В моей жизни появились новые педагоги и новые музыкальные инструменты, друзья-музыканты, новые спектакли (я всегда рада видеть Тимура на сцене и горжусь, что он – мой педагог!), новые выступления и проекты, новые дипломы, новые открытия. И впереди еще так много всего удивительного, интересного и творческого.

        Было бы все это с другим педагогом? Думаю, что нет. Тимур не только учил меня и помогал идти вперед, но и сделал 3 важных вещи: он вернул меня самой себе, исполнил мечту моего детства и подарил мне Музыку.

        Первый учитель – это навсегда!

        С уважением и огромной благодарностью, твоя студентка Мила.

15.04.18


                История 2. Сева

        Саксофон пробуждает во мне романтику. В моей жизни уже был саксофон, но он уехал в прошлое с одним человеком. А я же хочу – дайте девочке любимую игрушку! И мне ее дали. Схема прежняя: реклама в соцсети – пробный урок – курс в музыкальной школе.
        Мой педагог Сева – очень интересный парень, вытворяющий на саксофоне такие штуки, что диву даешься! С первых же минут общения мы неизбежно перешли на «ты».
        Надо заметить, что обучение игре на духовых инструментах имеет некоторые отличительные особенности, например, нужно научиться правильному дыханию. А как понять, что такое дышать правильно? Просто… пощупать… педагога :)
        «Дай мне свою руку», – Сева вопросительно смотрит на меня. Я протягиваю ему руку, он кладет мою ладонь себе на живот и показывает, как правильно дышать. – «Чувствуешь?» – я утвердительно киваю и начинаю краснеть, ведь мне никогда раньше не приходилось ощупывать преподавателя. «А теперь посмотрим, что у тебя», – и он кладет свою ладонь мне на живот, а я краснею еще больше.
        Конечно же, я дышу неправильно. Т.е. жить с таким дыханием можно, и это даже прекрасно получается, причем, всю мою жизнь, но вот играть на саксе – нет. «Будем учиться», – пообещал Сева и подробно рассказал, что мне отныне предстоит делать.
        Теперь каждое мое утро начиналось с комплекса садомазохистских упражнений. Мне было велено собрать по дому тяжелые книги. Я ложилась на спину на пол, клала на живот эти книги и делала глубокий вдох. Книги медленно поднимались к небесам. Полный выдох – книги вдавливали мой живот в позвоночник. Кроме этого, обязательной стала дыхательная гимнастика и упражнения на удержание листа бумаги А4 вертикально на стене потоком выдуваемого воздуха.
        Важным было и дыхание через инструмент. Одно дело, когда ты дышишь просто так, и совсем другое, когда через саксофон. Нужно уметь правильно расходовать воздух, чтобы играть музыкальные фразы и соблюдать длительность нот. Какие жуткие звуки получались поначалу! От волшебства этой какофонии мои ушки сворачивались в трубочку, а вот Сева держался стойко. Такая уж у педагогов участь – героически выносить все «чудеса» издевательств студентов над инструментами.
        Сева ставил меня перед зеркалом, чтобы я видела правильное расположение пальцев на клапанах саксофона – инструмент висит на гайтане на груди так, что визуально это невозможно отследить, и приходится привыкать играть наощупь. Второй момент – это как правильно брать дыхание и в каком месте. Началась моя борьба с надуванием щек. Когда видишь себя такую красивую в зеркале, непроизвольно появляется мысль: "Свет мой, зеркальце, заткнись! Я больше так не буду…" :) И третье – надо куда-то девать свободные пальцы. По своей воле аристократически оттопыривающиеся мизинцы очень долго не поддавались приручению. Особенно качал свои права когда-то в детстве сломанный палец и совсем не хотел слушаться. Но постепенно подчинился и он.

        Через несколько занятий мне надоело облизывать чужие мундштук и трость, и я решилась: пора мне обзавестись собственным саксофоном. Попросила педагога проконсультировать меня по данному вопросу, и он, выслушав мои пожелания, дал конкретные рекомендации и несколько полезных ссылок. Начались поиски. Я выбирала инструмент по списку параметров, писала Севе, получала от него обратную связь. Вскоре был найден достойный саксофон – породистый японец, который искал своего хозяина.
        Мы с Севой поехали за инструментом. Как профессионал он со всех сторон внимательно осмотрел «пациента»: прощупал, продул, проиграл ноты во всех октавах. Звучало хорошо. Сева сыграл мелодию из репертуара их бэнда и вопросительно посмотрел на меня. Я улыбнулась: «Классно играешь!» Он улыбнулся в ответ: «Ну, что, берешь?»
        Перед моим мысленным взором уже мелькали картинки, как я стою на большой сцене перед огромным зрительным залом. Лучи прожекторов плавно скользят по золоту моего саксофона, и красивая романтичная мелодия течет по залу…
        «Да!» – выдохнула я. Инструмент дождался свою хозяйку.
        Около метро Сева предложил опробовать сакс на свежем воздухе. Он оставил раскрытый футляр на асфальте, надел свой мундштук на мой саксофон и стал играть балканскую музыку. Саксофон блестел на солнце, переливаясь золотом и пуская лучики и солнечные зайчики вокруг. Народ стал останавливаться, оглядываться, слушать.
        К нам подошел какой-то дяденька с объемной сумкой на колесах. «Конкуренты что ли?» – спросил он. «Это мое место, я тут играю», – он показал на сумку. – «Нет, мы на несколько минут, опробовать только что купленный инструмент», – сказала я. Мужчина подмигнул Севе: «С открытым футляром инструменты не опробывают. Он-то уж точно знает!» Это он обращался уже ко мне. Так мы познакомились с местным баянистом (в той объемной сумке был как раз баян), мило пообщались на тему музыки вообще и современной в частности, собрали инструмент и уступили рабочее место дяденьке.
        Сева взял мой совсем не легкий чемоданище с саксом, повесил на плечи чехол со своим саксом. «Теперь нам нужны трости. Поехали на Кузнецкий Мост», – предложил он, и мы прыгнули в метро.
        Закупившись, мы вышли на улицу. Пахло весной, хотя было еще прохладно. «А хочешь поиграть на улице? Как раз потренируешься на новом инструменте», – Сева смотрел на меня. – «Что, прямо здесь?» – удивилась я. – «Ну да, это же улица музыкантов», – подтвердил он. Я неоднократно слушала разных музыкантов на Кузнецком Мосту. Очень многие играли здорово, и я приходила сюда снова, чтобы их послушать. Но, прикинув, какой из меня музыкант, я не могла согласиться на заманчивое предложение своего педагога: «Нееее, на улице – да, но только не здесь. Я еще не умею играть и очень стесняюсь». – «Тогда поехали в какой-нибудь парк, где немного людей, чтобы ты не стеснялась, и он был бы рядом с метро. Есть идея?» – «Филевский», – предложила я. – «Пойдет. Если замерзнем, можно попить чаю, у меня с собой термос. А еще хорошо бы съесть чего-нибудь», – Сева мечтательно прикрыл глаза, и его живот предательски заворчал. «Не вопрос», – объявила я. «Мы идем ко мне домой пить чай с вкусняшками, а потом играть в парк». – «Ого! А так можно?!» – воскликнул Сева. – «Ага», - кивнула я.
        Пока я возилась на кухне и накрывала на стол, Сева осваивал мои клавишные. Квартира наполнилась чудесной музыкой.
        Мы пили чай и болтали о жизни. Мой педагог открывался мне с другой стороны: вечно голодный парень, влюбленный в музыку, не успевающий поесть, т.к. бегает между работами и репетициями, по пути к которым он в метро играет на саксофоне, а полученные деньги раздает тем, кто просит. Удивительный светлый человек!
        В парке было на удивление людно. Гуляли мамы с колясками, и наши два саксофона очень сильно мешали бы детям спать. Мы спустились к реке. На набережной было гораздо спокойнее. Сева собрал свой и мой инструменты – по сути, провел мастер-класс по сборке-разборке сакса – и пару часов точно занимался со мной у воды Москвы-реки. Периодически он трогал мои замерзшие пальцы, говорил надеть перчатки и отдохнуть, рассказывая разные интересности про сакс и известных саксофонистов. Урок на берегу, зимой, спонтанный, но полноценный и незабываемый, да еще и бесплатный! – это круто!!!
        Конечно же, наша парочка выглядела очень необычно. Среди снега и льда, на открытом пространстве, обдуваемые холодным ветром, стоят два чудака-садомазохиста с саксофонами, морозят себе руки (а может, и еще чего-нибудь :) ). Но при этом у обоих счастливые лица!
        Это меня сначала смущало, что на нас смотрят прохожие, некоторые останавливаются послушать, кто-то даже что-то говорит нам. «Привыкай к вниманию людей, – подбадривал меня Сева. – Ты же учишься не только для того, чтобы дома играть, значит, зрители неизбежны и нужны, и чем скорее ты к этому привыкнешь, тем лучше».
        А, действительно, к черту скромность. Играть – так играть, отдаваться музыке, слышать и чувствовать ее, выполнять рекомендации педагога, пробовать, экспериментировать. И плевать, как я при этом выгляжу и что думают окружающие. Я играла на продуваемой ветрами набережной на собственном саксофоне, и мне было хорошо!

        8-го марта у бэнда, в котором играет Сева, было выступление в Парке Горького. «Приходи на наш концерт», – позвал он. – «Хорошо», – согласилась я. Сева объяснил, где их искать (они должны быть где-то в центре катка): «Как приедешь, набери меня, и я тебя встречу».
        «Ну и где Ваш педагог?» – охранник вопросительно смотрел на меня, дожидающуюся Севу у служебного входа. – «Вот он», – кивнула я. Сева быстрыми шагами шел по льду катка с саксофоном на груди. Обнимашки, и мы с преподавателем поскользили в сторону концертной площадки. Я впервые в жизни каталась на катке в сапогах на высоких каблуках :)
        Выступление было фееричным. Духовые инструменты блестели в лучах прожекторов, пальцы невольно вторили ритму барабанов, гитара напевала красивое соло, музыка пульсировала во всем теле, а тело само двигалось ей в такт. Саксофон пел, и душа пела вместе с ним.
        Я наблюдала за игрой Севы: как двигаются его пальцы, как и в какой момент он берет дыхание, как складываются музыкальные фразы, как гармонично звучит саксофон вместе с голосами других инструментов.
        Несколько залпов блестящего салюта, и ребята в потоке сверкающих звездочек были похожи на волшебников.
        Выбравшись с катка и погуляв по парку, я поехала терзать свой сакс, т.е. разучивать гаммы. Накануне на занятии Сева спросил: «А у тебя есть нотная тетрадь?» – «С собой нет, дома есть, в следующий раз привезу». – «Ничего, сделаем так, – сказал Сева и вырвал лист из своей тетради. – Пора учить ноты». И он стал объяснять мне основы основ музыкальной грамоты и делать записи на листе. Я не стала прерывать педагога и информировать его о том, что я немного в курсе :) В конце концов, повторенье – мать ученья. Но вот без нарисованных аппликатур нельзя было обойтись никак. Ведь для звучания некоторых нот необходимо зажать одновременно несколько кнопок. Запомнить это сразу очень трудно. «Сева, нарисуй мне их, пожалуйста, чтобы я могла дома все отработать к следующему уроку», – попросила я. – «Ну, ты сама напросилась, – и он принялся рисовать. – Правда, из меня плохой художник получается. Я тебе тут начеркаю». – «Не страшно, я потом корректором наведу порядок».
        В класс заглянул один из «отцов» школы: «А что это вы тут делаете? Такая тишина», – поинтересовался он. – «Ноты рисуем», - ответил Сева. – «А, ну-ну, учитесь», – улыбнулся директор и вышел.

        С занятий мы с преподавателем часто шли вместе до метро. Саксофон висел у него на груди. Сева шел и играл, люди удивленно смотрели на нас и оглядывались. Играл он не только на улице, но и в метро на эскалаторе. Один раз мы вот так же шли вместе и разминулись в метро. Сева пошел к кассам, а я этого не видела и прошла через турникеты. Не обнаружив педагога, я огляделась, подождала – никого. Шагнула на эскалатор. Решила, что, если его нет внизу, позвоню ему с платформы. И вдруг сверху слышу приближающиеся ко мне знакомые звуки любимого инструмента. Ура, нашелся! Сева встал на моей ступеньке. «А почему ты трубил?» – спросила я. – «Тебя искал», – улыбнулся он и сыграл веселый пассаж.

        Еду я как-то на занятия и переписываюсь с другом. Он спрашивает, чем я занимаюсь. Отвечаю, что еду на урок с педагогом по саксу. Через несколько секунд друг перезванивает и подозрительным голосом спрашивает: «Куда-куда ты едешь?!» – « К педагогу по саксу. А что?» – «Прочитай внимательно свой ответ», – хихикает он. «… на урок с педагогом по сексу…» – вижу я. Чертова автозамена!!! А на е! Я не это писала!!! Мы оба хохочем в трубку. Эта фраза потом еще много раз всплывала в разных контекстах нашего общения. Преподавателю я об этом рассказывать не стала, дабы не смущать парня :)

        На мой День рождения Сева позвонил с поздравлениями. Так приятно, когда тебя поздравляет педагог! «Обнимашки и подарок при личной встрече», – пообещал он. Сева подарил мне гайтан. « На твоем можно удавиться», – сказал он. И он был тысячу раз прав.

        Время курса неумолимо летело к концу. Сева, этот милый, талантливый, щедрый, такой естественный и открытый в общении парень, показал мне совсем другой мир. В этом мире всегда можно (и нужно) быть собой, не зависеть от чужого мнения, слышать себя и свой внутренний голос, не запирать спонтанность и творческие импульсы в клетке из множества ограничений, придуманных обществом, которому, в общем-то, и дела нет до тебя. А еще – обнимашки, в которых тепло души передается от сердца к сердцу. В этой школе музыки вообще принято обниматься – и с педагогами, и с ее «отцами-основателями». Ведь как приятно: приходишь на урок, а тебя встречают с улыбкой и обнимают!

        Сева, ты прекрасный педагог и потрясающий человек! Благодарю тебя за все и с теплом обнимаю :)

6.06.2018


        Продолжение следует...



                История 3. Денис. Барабаны


     Третья история созревала давно. У меня уже были кое-какие наброски, но сесть и написать про эти события всё не получалось – то одно, то другое. Мне нужен был волшебный пендель, и я его получила. А дело было так: иду я между книжными стеллажами в библиотеке, выбираю, что бы почитать. Вдруг мой взгляд падает на книгу под названием «Калевала»*, и я понимаю, что это знак свыше, тот самый пендель, которого я ждала.

* «Калевала»: 1) карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен);
2) российская фолк-метал-группа из Москвы.

     Итак, барабаны.

     Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите о барабанах и барабанщиках? Кто-то вспоминает пионерское детство с барабаном на шее, но большинство говорит о бородатых волосатых дядьках и жутком грохоте. А что вы скажете, если узнаете, что в нашей барабанной школе девочек больше, чем парней? И я одна из них : ) «Но почему барабаны?» - удивляются многие. – «А почему бы и нет?» - отвечаю я.

     Ритм каждого дня, каждого мгновения жизни. Ритм сердца. Ритм в музыке, стихах, в стуке колёс поезда. Ритм, без которого нельзя.

     Мой первый пробный урок. Очень интересные ощущения себя полной дурочкой, когда оказывается, что ты не можешь управлять своими конечностями. Правой рукой нужно делать одно, а левой другое. Только, вроде бы, приспособилась, но не тут-то было:  у нас есть еще и нога, которой тоже надо что-то играть. Независимо от рук. Позже окажется, что у нас есть и вторая нога, которой тоже нужно играть отдельно от остальных конечностей. И дело тут не столько в руках и ногах, сколько в мозгах. Вот их и надо тренировать (в т.ч. через работу конечностей), налаживать дружбу между полушариями.

     Но как это было захватывающе! Я барабанила на таком эмоциональном подъёме, что даже не заметила, что со мной что-то не то. И только дома я обнаружила, что у меня температура 40. Кровать привязала меня к себе на несколько дней, но всё это время я думала о барабанах и твёрдо решила идти учиться.

     Мой первый учебный день. Заглядываю в класс – там никого. Я первая. Захожу, осматриваюсь, скромно сажусь на табуретку. Рассматриваю плакат с надписью Rudiments. Что такое рудименты вообще, я знаю, а в плане музыки – нет.

     И тут появляется Он – тот самый парень, по которому сразу видно, что он барабанщик. Длинноволосый, харизматичный, с бородой, в балахоне с оригинальными надписями. Казалось, что при виде его барабаны начали светиться от радости : ) Это всё ощущается как-то изнутри и не поддаётся описанию словами.

     Собрались все студенты, и преподаватель начал урок. Он представился: «Денис», - скромно рассказал о себе, о предстоящих занятиях, о барабанах, показал первое упражнение. И начался грохот. Групповой. И шёл он от хаотичного к структурированному. 4 барабанные установки на малюсенькую комнатку – это мощно! Сначала не получалось никак, потом стало получаться как-то. И между этими двумя состояниями была целая пропасть. Научить работать сначала одну руку, затем другую, затем соединить их, потом добавить ногу. Базовый ритм --> простые ритмы --> простые брейки --> сложные ритмы – простые брейки --> простые ритмы – сложные брейки --> сложные ритмы – сложные брейки. И всё время надо считать. Ох уж эти длительности! Ещё момент – это темп. Метроном сводил с ума. А без него ровно не получается. Долгая и монотонная долбёжка. Медленно, быстрее, ещё быстрее. И важно играть синхронно с другими учениками: лажает один – сбиваются все. И так у каждого студента в группе. А педагог один. Объяснил группе, показал всем, нарисовал схему на доске, считает вслух, подошёл к ученику, у которого не получается, и всё то же самое, только теперь для него. И к следующему, а, возможно, потом и ещё к одному. Индивидуально начинает получаться, в группе – нет. И педагог становится для нас дирижёром.

     Это сколько же надо терпения и нервов! А мы ведь не единственная группа у Дениса. Вот почему в перерыве он шёл на улицу и много и непрерывно курил…

     Для отработки материала обязательными стали занятия дома на пэде и на репетиционной базе. Бронируешь себе комнату барабанщика и вперёд, играть. Что-то начинает получаться, а ты – получать от самого процесса огромное удовольствие.

     Тем временем ты попутно выясняешь, кто же тебя обучает, и оказывается, что твой педагог – барабанщик в известной группе «Калевала», а ещё мультиинструменталист, актёр, ведущий и т.д. Вот тебе крупно повезло! И, естественно, ты загораешься желанием попасть на его концерт, а вскоре такая возможность тебе представится. Денис пригласил всех студентов барабанной школы на концерт «Калевалы» бесплатно!

     Я была на их концерте впервые и была поражена превращением своего очень талантливого, но скромного педагога в настоящую зажигалку и бесподобного шоумена.

     Когда под определённые песни толпа мужиков начинает прыгать, скакать и устраивать кулачные бои в центре танцпола, а потом все они обнимаются, не знаешь, как реагировать. Все остальные фанаты прыгали на своих местах, а я в целях самосохранения отошла на безопасное расстояние и наблюдала за происходящим со стороны. Я оказалась рядом с каким-то парнем, который пел и танцевал под заводные ритмы. Во время следующей песни он пригласил меня на медленный танец. «Руслан», - представился он. – «Людмила», - ответила я. – «Прям по Пушкину», - улыбнулся он и всё остальное время концерта не отходил от меня. Мы общались на разные темы, и я очень многое узнала о группе и их музыке, о музыкантах и о фанатах. Оказывается, многие поклонники творчества «Калевалы» ездят на концерты своих кумиров из других городов. Руслан – не исключение. Он приехал из Брянска послушать любимую группу в Москве.

     Я наблюдала за игрой Дениса. Он бог барабанов! Может быть, когда-нибудь и я смогу так играть. Концерт был для меня не просто развлечением, но ещё и очень ценным уроком, за что я от всего сердца благодарна Денису.

     Через месяц мой отчётный концерт, а это значит, что настал месяц индивидуальных занятий. Студент сам выбирает себе педагога и даже может заниматься с разными педагогами в этом месяце. Я, без сомнения, выбрала Дениса. Он знает меня и мои способности, а мне нравится, как он преподаёт.

     На первом индиве твою выбранную песню начинают разбирать по партиям отдельных инструментов. Партию барабанов преподаватель записывает нотами, подбирая соответствующий размер, ритм, брейки. Вроде, несложно – это когда смотришь на доску и читаешь значки. А когда садишься за барабанную установку, понимаешь, что каждый квадрат придётся гонять много-много раз, постепенно присоединяя элемент за элементом, а потом и увеличивая темп. Параллельно записываю на видео все упражнения педагога и то, что у меня должно получиться в итоге. Денис всё показывает, играет с комментариями и объяснениями, сначала медленно, потом быстро.

     Я репетировала дома на пэде и подушках вместо томов. Оказывается, барабанные палочки – неплохая альтернатива пылесосу. А какими приятными на ощупь стали подушки после моих упражнений! : ) Полученные навыки надо было закрепить на инструменте. В ближайшее время в репетиционном классе была свободна только электронная установка. Может, оно и к лучшему – сидишь в наушниках, стучишь, стараясь попадать под метроном, никто твою лажу не слышит. Ошиблась – начала заново, отрывок за отрывком, регулируя и постепенно наращивая темп. Через час, вроде, что-то начало получаться. Второй час барабанила уже намного увереннее. 2 попочаса пролетели довольно быстро. Продолжим завтра.

     На втором индиве надо показать Денису домашнее задание. Руки деревянные, ноги ещё деревяннее, палки не стучат – как будто вообще не играла. Но ведь я играла! И у меня почти получилось! Педагог успокаивает, подбадривает меня, предлагает попить чаю и взять палочки снова. Начинаем играть медленно-медленно: он считает, я стучу. Боже, дай этому прекрасному человеку всего самого хорошего за его терпение и тактичность. (На месте Дениса я сама бы себя прибила этими же палочками в этом же классе. Но, с другой стороны, если прибивать каждого ученика, ну, или хотя бы через одного, кого же тогда учить? : ) )

     Квадрат за квадратом, весь куплет, припев, первый брейк. Ура, сделано! Второй куплет, припев, новый брейк, припев, третий брейк, припев, кода. Всё! Песня получилась. Теперь учить её. Дома и в репклассе играю её под минусовку. Партия барабанов моя. Получается. Девочка, которая репетирует в этом же классе, говорит, что я стучу, как заправский барабанщик и что это со стороны выглядит здорово. Спрашивает, на какой я ступени, удивляется, что на первой. Мне это приятно и даже придаёт силы и уверенности в себе. Но это будет чуть позже, а пока ещё идёт второе занятие с Денисом. Осталась самая «вкуснятина» - соединить барабаны и мой вокал. Денис пытался меня убедить взять вокалиста и спокойно барабанить свою песню. Но я сопротивлялась, как могла, и у меня на это были свои причины. На отчётниках я, к сожалению, не один раз видела, как вокалист ошибается, а то и неоднократно, и сбивает неопытного студента-барабанщика. Всё, песня испорчена. И даже если студент не сбился, всем остальным музыкантам на сцене нужно подстроиться под лажающего вокалиста и начинающего барабанщика, что не всегда бывает просто. Поэтому я решила, что даже если я залажаю, когда буду петь и играть, то лучше сделаю это сама, чем кто-то ещё испортит мне песню. Денис согласился с моими доводами, но предупредил, что для комбинирования и вокал, и барабанная партия должны быть отлично выучены и доведены до автоматизма. И мы стали снова играть мою песню.

     К моему счастливому удивлению, на этот раз всё получилось, причём, довольно-таки быстро (вот, я же говорила правду, что играла дома!). У нас ещё осталось свободное время на уроке, и Денис показал мне несколько тренировочных упражнений, о которых в школе на уроках не рассказывают. Я записала на видео его игру с подробными комментариями. Это был очень ценный для меня материал, за что я благодарна своему педагогу. Мы сделали несколько совместных фото. Денис сказал, что я могу обращаться к нему в любое время и что он будет рад видеть меня среди своих учеников и дальше. Мы обнялись на прощание, и Денис отпустил меня в свободное плаванье.

     Оставалось ещё одно индивидуальное занятие с гитаристом и генеральная репетиция со всеми музыкантами за день до отчётника.

     С гитаристом Александром мы поладили сразу. Помимо плюса и минусовки своей песни я принесла ему ещё и текст с аккордами. Сначала я сыграла барабанную партию под минус, потом мы вдвоём с ним на гитаре и барабанах только инструментальную версию, а потом решили сделать из песни дуэт. На всю эту работу ушло 20 минут. Саша сказал, что я первая, у кого так всё так легко и сразу получилось (ага, прям сразу : ). Знал бы он, сколько я провела попочасов на репетициях за отработкой материала…). В остальное время мы просто импровизировали, добавляя или убирая те или иные элементы, экспериментировали с вокалом и партией фортепиано (я прям в том же классе сыграла на клавишных Саше то, что звучит в оригинальной песне). Саша сказал, что у него есть кое-какие идеи, он их обдумает и сообщит мне. И ещё выучит песню – мне дуэт понравился больше. И он придумал «фишки», от которых песня получилась ещё красивее, - на генрепетиции всем музыкантам она очень понравилась.

     Оставался один момент – куда пристроить микрофон, чтобы он не мешал мне двигать руками и работать палочками. На репбазе сцена была крошечная, и микрофонную стойку поставили слева от установки. Мне приходилось то отодвигать микрофон от себя, когда я играла брейки, то снова придвигать к себе, чтобы петь дальше. Но это, в общем-то, мелочи. Директор школы и заведующий концертным отделом сказали, что песня супер и пою я хорошо, им понравилось.

     Назавтра был отчётник.

     Прихожу я в клуб, вижу сцену и понимаю, что мне страшно. Очень. Через час мне туда тоже подниматься, и это неизбежно. В концерте принимают участие выпускники разных ступеней – и новички, и продвинутые. За барабанами выпускающийся студент, все остальные на сцене – это профессиональные музыканты.

     «Ты же знаешь песню, знаешь партию, помнишь слова. Тебя похвалили 3 педагога. На сцене не впервые. Чего ты трусишь и мандражируешь?» - уговариваю я сама себя. И получаю кучу возражений от внутреннего голоса. Приказываю ему заткнуться, а себе идти распеваться.

     Слежу по списку за порядком выступающих. Заказала себе еду, но ничего в меня не лезет. Объявляют меня. Беру палочки. Иду. Слава (директор школы) желает мне удачи. Поднимаюсь на сцену. Сажусь за барабаны. Микрофон ставят впереди – ура, ничего не придётся двигать! Саша подходит ко мне и спрашивает, готова ли я. Утвердительно киваю. Первый аккорд на клавишных. Я забыла текст. Начинаю петь после вступления. Значит, не забыла. Вступает гитара, бас, барабаны. Песня звучит, все инструменты и мой голос слышно. Правая нога прилипает к педали бочки (или педаль к ноге). Что за хрень??? Приходится играть бочку сильнее. Бросаю мельком взгляд в зал. Лиц не вижу, мешает свет. Вижу кучу телефонов и камеры, направленные на сцену. Перед сценой несколько пар кружатся в медленном танце (я играю балладу). Поём с Сашей дуэтом последний припев. Кода. Всё. Уже всё??? 3 минуты позора позади? Вновь представляют меня. Аплодисменты. Выбираюсь из-за барабанов, кланяюсь, аплодисменты продолжаются. Спускаюсь со сцены. Меня обнимает Слава и говорит, что я молодец : ) Так приятно это слышать, особенно от него! Иду обниматься к своим девчонкам. И начинаются потоки добрых слов и комплиментов от друзей, одногруппников, студентов и даже педагогов школы. Да, это очень приятно и ценно для меня, но в этом огромная заслуга моего замечательного преподавателя Дениса, без которого не было бы ни новых навыков, ни новых ощущений радости от ранее недоступного, ни ещё одной ступеньки на музыкальной лестнице, ни той смелости сделать то, что я никогда не делала, но в душЕ очень хотела, ни, тем более, выйти на одну сцену и играть с профессиональными музыкантами. Благодаря Денису, я прошла этот путь от «я не знаю, как управлять всеми своими 4-мя конечностями – они меня не слушаются!» до «я это сделала! Публично!!». И, конечно же, влюбилась в барабаны.

     Денис, я уверена, что мы ещё встретимся не только на концертах твоей группы, но и на твоих уроках. Я вернусь : ) Спасибо тебе за всё.

22.12.2018

P.S. На сегодняшний день (август 2019) я уже отучилась на второй ступени и отыграла свой следующий отчётник. К сожалению, Денис уже давно не работает в этой школе, но мы общаемся в соцсети, и он пригласил меня приходить к нему учиться дальше.