Экспансия экономики. Чеченский след. ч. 5 Как это

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Экспансия экономики. Чеченский след. Часть 5 "Как это было".
-----------------------------------------


Закваска, впрыснутая ненавистниками России в тело России в середине 80-х, начинала бродить.

Те, кто стоял за планами разорения империи под названием Союз Советских Социалистических Республик, имел много рук. И ещё больше - механизмов исполнения задуманного в своём арсенале.

*****

Что греха таить? Так было со времён грехопадения первочеловеков. Зависть и жадность, власть и стремление к славе всегда порождали войны. И даже привели к печальному концу братские отношения Каина с Авелем.

Задолго до начала брожения в самой Чечне в российские города потянулись целые вереницы чеченцев и дагестанцев, освобождённых из мест заключения. Ведь при Горбачёве и Ельцине прошло несколько амнистий.

Создав свои бандгруппировки, они составляли серьёзную конкуренцию местным бандитам. Пожалуй, более воинственных и беспощадных. Доходило до того, что порой на ночных улицах города слышалась только кавказская речь. Не менее часто - выстрелы и взрывы.

В начале 90-х ни один день не обходился без перестрелок. Даже, возвращаясь домой после работы, запросто можно было попасть на очередную "разборку" прямо на улице. Оно так однажды и случилось. Прямо перед нами одна машина преследовала другую и вела её обстрел. Преследуемые не справились с управлением и врезались в стену стоящего на углу дороги дома. Мой водитель с прекрасной реакцией успел затормозить и развернуться в обратную сторону, благо, барьерных ограждений тогда ещё не было.

Но всё же, как ни была криминализирована милиция, более снисходительно она относилась к местным. И кавказцам пришлось "уйти в тень".

К осени 1992 года среди банкиров пошли слухи о финансовых аферах, след которых вёл в Чечню. Но что это были за аферы, никто не знал. До тех пор, пока волна чеченских авизовок не накрыла все банки городов одновременно.

Для непосвящённых разъясню, что такое авизо в 1992 году.

Каждый коммерческий банк имел корреспондентский счёт в Центральном Банке. Все платежи шли через него. А поскольку средства коммуникаций были ещё не развиты, и компьютерных программ в единой платёжной системе не было, то все операции были видны только на бумаге в конце дня. На так называемой сальдовке. Которую утром забирал из ЦБ представитель банка.

Для банкира день начинался именно с этой самой сальдовки. Каждый банкир первым делом открывал сальдовку, и вместе с главбухом "читал" её. То есть, что было вчера, какие платежи прошли, какие кому средства зачислены и каков общий баланс.

Сальдовка заверялась подписями и печатями руководства ЦБ, и имела значение главного документа коммерческого банка.

Но вдруг клиенты стали приносить авизовки с просьбой зачислить им на счёт деньги досрочно, до получения подтверждения ЦБ. Объясняя долгим пробегом официальных документов из других регионов и в связи с необходимостью срочного проведения коммерческой операции. Если кто помнит, тогда были такие времена, что в торговле был успешным тот, кто первым оплатит товар. Товар был нарасхват! От этого и прибыль коммерсанта зависела.

Что греха таить, банкиры понимали чаяния своих клиентов, за хороших, денежных,  всегда шла борьба. И по общей договорённости между собой иногда шли на уступки своим хорошим клиентам. Правда, речь шла о небольших суммах.

Выглядело это так: клиент нашего банка приносит нам авизо (с подписями и печатями того банка, который отправил деньги нашему клиенту), мы по телеграфу связываемся с ЦБ России, где главный расчётный центр. Если наличие денег подтверждается (телеграфом, иногда на это уходила пара-тройка часов), зачисляем деньги на сёт клиента в тот же день и осуществляем платёж по его распоряжению дальше. То есть, это как встречная проводка. И назавтра подошедшие деньги гасят образовавшееся дебетовое сальдо.

Позже станет ясно, что подобные операции были запущены кем-то сверху заранее, для притупления бдительности всей банковской системы России. Как и то, что клиент имел право открывать счета сразу в нескольких банках. Что приводило к невозможности контролировать движение по его счетам.
 
Надо сказать, что прибегали мы к таким "доверительным" операциям в редких случаях, только хорошо проверенному клиенту шли навстречу.

Этим и воспользовались те, кто имел иную цель. Они понимали, что "лица кавказской национальности" не имеют доступа в банки. Потому стали привлекать "добропорядочных" клиентов банков, кто хотел заработать "всё и сразу". Известная истина, когда жадность фраеров губила...

Цель этих НЕКТО стала ясна позже: увести из сектора реальной экономики России начала 90-х огромные средства для борьбы с нами же самими. След таких афёр вёл в Чечню, где готовилась война радикалистов с Россией за отделение Чечни, Дагестана, а там и других республик Кавказа.

На эти деньги не отходя от кассы, здесь же, на заброшенных военных базах и в военных частях, закупалось вооружение. И это стало известно позже. Один такой наш клиент был застрелен на КПП при перевозке оружия в Дагестан.

А сейчас об одном таком случае с авизовкой.

*****

Индивидуальный предприниматель, назовём его Борис, был в банке на хорошем счету. Его внешний вид, как и его прошлое - сотрудника одного из научных институтов города, были располагающими.

Приходя в банк, он мило улыбался операционисткам. Но с особым почтением относился к зам главбуха, молодой и незамужней женщине приятной наружности. Потом станет известно, что между ними были и более близкие отношения.

Втеревшись в доверие к ней, однажды он принёс авизовку почти на миллиардную сумму. Для сопоставления скажу, что весь баланс банка в те инфляционные годы был около 5 миллиардов рублей.

Зам главбуха вроде бы и проверила сумму, позвонив (не дожидаясь телеграфного ответа) в ЦБ по телефону. Глядя в искренние глаза клиента, она не могла и предположить, что авизо фальшивое, а с контактёром на том конце провода проведена предварительная "беседа". Можно предположить, о какой сумме "отката" контактёру шла речь.

Зачислив "мифические "деньги на сумму в четверть баланса банка, она сделала и оплату с его счёта по его же платёжным поручениям. Распрощавшись с улыбками, зам главбуха пошла пить чай с подаренными ей конфетами.

Позже будет установлено, что она действительно не была задействована в "схеме", и клиент отделался милой улыбкой и коробкой конфет. Такие вот были мы, бывшие советские люди, доверчивые и уверенные, что кто-то о нас "наверху" подумает.
А думать надо всегда самим!

В конце рабочего дня мне позвонили из другого коммерческого банка: в конце дня мы сами, не дожидаясь завтрашних утренних сальдовок, делали "прикидку" баланса. Точнее, наши компьютерщики по своим местным программам, которые мы покупали из-под полы.

И здесь не удивляет, почему "левые" программы ходили в банках, а на самом высшем уровне, всей платёжной системы Росси, их не вводили. Это тоже было частью чьего-то замысла.

Но продолжу.

Зам управляющего того банка сказала, что к ним на счёт предпринимателя Бориса поступила от нас огромная сумма денег, а также платёжки на перевод их в другие регионы России. Но перевод они пока не сделали, поскольку их смутила сумма.

Как позже выяснится, такими сложными многоходовыми методами мошенники пытались запутать банкиров и правоохранителей. Хорошо, что мы, первые лица банков, всегда были начеку! И всё проверяли сами.

Подняв все документы дня, я пришла в негодование. По существовавшим тогда законам мы обязаны были изъять эти документы и сообщить в правоохранительные органы.

Но заинтересовались этим не милиция, а КГБ. Всех нас вызвали на допрос, а зам главбуха задержали. Сам клиент моментально исчез, больше его никто никогда не видел. Деньги, а точнее, их "пыль", на наш корсчёт вернуть удалось: иначе бы мы стали банкротами.

Почему заинтересовалась именно госбезопасность, станет ясно позже. Но гораздо позже.

Зам главбуха отпустили с миром, она и правда, была просто глуповата, но не воровата. А через полгода все действующие лица по данной авизовке (даже те, кому эти средства предназначались), скоропостижно умерли. Оно и понятно: уголовное дело такого масштаба имело большой резонанс.

Позже стало ясно, что напечатаны авизовки были в одной из местных типографий, но имели "чеченский" след (печати, отправитель и банк). И причастен к этой афере опять же оказался тогдашний мэр, из бывших афганцев. Создавший в городе бандгруппы, специалист по аферам (http://proza.ru/2017/06/20/1454). Ставленником кого он был, станет известно уже спустя несколько лет. Кстати, с Дудаевым его связывали неслабые нити ещё с Афгана.

В России замешивалось тесто, которое должно "было подойти". Так было в каждом её регионе. Чечня и Дагестан наводнялись радикалистами, которых вооружали деньгами и оружием из России. Одновременно ослабляя экономическую мощь страны. Всё было продумано заранее.

До начала первой чеченской оставалось около двух лет...

*****

Автор не считает нужным сообщать отдельные подробности, известные ему.


Главы из автобиографической повести "Жёсткое падение", 2012 год.


Начало: http://www.proza.ru/2017/06/20/1454

http://www.proza.ru/2017/06/15/749

Продолжение: "Экспансия умов. УчитЁлки как инструмент. ч.6" - http://www.proza.ru/2018/09/05/821