3. Что же было

Тамара Белова
      Что же было раньше до так называемой перестройки?
Я могу рассказать о том, чему была свидетель, то–есть о городе Качканар. Позднее, будучи на пенсии, проехала через всю страну и видела всюду разруху, - результат перестройки.
В 1977 году уже построен на Урале в тайге город Качканар и Качканарский горно-обогатительный комбинат, - градообразующее предприятие, где трудятся в основном мужчины, а вот с женским трудоустройством проблема. Слава Богу, что «были люди в наше время, не то, что нынешнее племя», думали о народе. Таким патриотом своего времени, в частности, города, был Первый секретарь Горкома партии КПСС

                Дмитрий Иванович Гикалов.
   Этот Человек многое сделал для города. Посмертно он внесён в список Почётных граждан города. Его идеями были вначале построить птичник, свинарник, теплицы, чтобы город имел свою курятину, свинину, овощи, цветы к праздникам. Однако этого было недостаточно, много женщин не находили работу. В 1976 году было принято решение в Качканаре построить предприятие, на котором были бы заняты женщины и молодёжь.

И вот родился завод по производству электромузыкальных инструментов (в дальнейшем радиозавод), где работало более пяти тысяч человек. Первым директором завода был Леонид Андреевич Пономарев, а с 1978 года директором стал Дмитрий Иванович Гикалов.

Было открыто профессионально техническое училище №136 по обучению рабочих нужных профессий и специальностей. Директор этого училища Звягин Иван Васильевич.
Но не так – то просто быстро построить завод в несколько корпусов, и Дмитрий Иванович со своей командой ищут возможность, как быстрее трудоустроить женщин. Как быстрее организовать производство радиоаппаратуры и не только. Завод в самом начале производил электромузыкальные инструменты и другие товары народного потребления. Впоследствии на предприятии был налажен выпуск спец. Продукции для военных заказов.

Для начала были использованы площади, где только можно найти и начать выпуск продукции. Так нашлись площади, не задействованные пока на главной почте в центре города. На предприятиях ГОК(а) тоже нашлись свободные площади в цехах и даже в бомбоубежище. Администрация разместилась в бывшем здании управления Качканарского горно обогатительного комбината, совместно с отделами КГОК (а).
Комплектующие детали поставлялись со всех концов страны, за которыми ездили курьеры по России и другим республикам. Ездили, кроме работников отдела комплектации и желающие из других подразделений завода. Я тоже ездила несколько раз: в Иркутск, Казань, Молдавию.
 
Одновременно началась бурная работа по строительству корпусов завода. Были задействованы лучшие бригады строителей. Чтобы ускорить работу, каждый работающий на новом радиозаводе должен был ещё отработать в свободное время на подсобных работах у строителей. Бесконечные субботники и воскресники, лишь бы быстрее построить завод.

С Дмитрием Ивановичем я была знакома раньше. Я работала в отделе капитального строительства КГОК(а) инженером по договорам с проектными институтами. Как главный инженер отдела Алексей Львович Синцов меня напутствовал в начале моей работы: «В ваших руках связь со всеми проектными институтами, а на наш город и Качканарский ГОК работает 43 института. Надо так вести всю документацию, чтобы больше двух- трёх минут документацию не искать. Чётко вести все договора и переписку с институтами». Так оно у меня и было.

Однажды в отдел пришёл первый секретарь горкома Д.И.Гикалов. Прошёл к А. Л. Синцову, а затем пригласили меня.
-Тамара Фоминична, вот нужно помочь Дмитрию Ивановичу. Пойдите с ним на пятый квартал, на дорогу, что у бани. Дмитрий Иванович хочет сам посмотреть, можно ли расширить ту дорогу, так как дорога узкая и на ней часто происходят автомобильные аварии.
У Дмитрия Ивановича была в руках большая рулетка. Так мы с ним и разметили эту дорогу так, как она выглядит сейчас. Одностороннее движение и цветник между дорогами.

Второй случай был не из приятных. К первому секретарю горкома притащил меня мой новый начальник отдела Красносёлов А. Л. Дело в том, что я после выдачи плана застройки отделом архитектуры согласовывала подключение здания по всем коммуникациям у разных служб. Однажды я согласовала подключение жилого дома в 6 «а» квартале со всеми службами. Принесла на подпись письмо для отправки в проектный институт к главному инженеру. Алексей Львович, что-то долго думал и вдруг сказал?
-А давайте – ка проедем на место будущей стройки дома. Что-то я припоминаю, что архитектура ошиблась. Это в районе ГПТУ. Там стадион, а рядом частные дома.
- Алексей Львович, так мне же все службы согласовали. Вот энергоснабжение, водопровод, канализация. Они же тоже смотрели, когда согласовывали.
-Нет, всё же поедем.

Приехали на место и поразились грубой ошибке архитектурного отдела. Жилой дом «посажен» одним углом на частный дом, а другой угол «сидел» на общественном туалете ГПТУ.
Главный инженер пошёл к начальнику. Доложил, что не можем выдать исходные данные для проектирования. Что тут началось!!!! Начальник побежал оправдываться в горком. Какой там был разговор,
 не знаю, но вдруг секретарь бежит и говорит:
-Тамара Фоминична, срочно в горком. Начальник требует.

 Я пришла, меня пригласили к первому секретарю горкома Д. И. Гикалову. Первый секретарь быстро вник во всё и говорит моему начальнику:
- Зачем вы пригласили инженера? Ведь не её вина. Ошиблись в архитектуре, с них и спросим.
Но мой начальник решил по своему: воспринял как оскорбление и унижение, не разобравшись, притащил инженера - пешку к первому секретарю. Сократил меня при первом же сокращении. А Дмитрий Иванович меня запомнил.

ФОТО. НА ДЕМОНСТРАЦИИ ВО ГЛАВЕ С ДИРЕКТОРОМ. В СРЕДИНЕ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ     http://www.proza.ru/2018/08/08/784