Саратовские встречи

Валентина Строгова
  Так получилось, что последние три года я регулярно приезжаю в Саратов в начале и в конце зимы. Это меня вполне устраивает, т.к. летом здесь стоит жара выше 40 градусов, а жариться совсем не хочется.
  Обычно – это творческие вечера, участие в сборных концертах, знакомство с местными литераторами. Но на этот раз, в марте 2013 года, встреча была совершенно необычная.
  Саратовский поэт Александр Ерохин, с которым мы познакомились на одном из фестивалей, пригласил меня принять участие в литературной гостиной при Саратовском Доме Искусств. Как мне сказали, это будет встреча с ветеранами, и хорошо было бы исполнить для них песню. Понятное дело, что песня будет о войне, про День Победы. У меня несколько таких песен написано совсем недавно на стихи рязанских поэтов. Их я и намеревалась исполнить. Но на деле вышло совсем не так.
  Ехали мы на встречу, честно говоря, с неохотой: из-за одной песни тащиться с инструментом через весь город не очень интересно. А Саратов – город своеобразный. Улицы расположены вдоль ущелий, что спускаются к Волге, и чтобы добраться с одного конца города на другой, надо сначала приехать в центр, сделать пересадку и только после этого уже добираться до пункта назначения. А город Энгельс и вовсе находится на другой стороне реки, куда движение транспорта идёт по длиннющему мосту через Волгу. Поэтому, когда вам местные жители Саратова на вопрос «Далеко это?..» отвечают: «Рядом…» – не верьте! Это значит, как минимум, два часа езды: час – до центра и час – от центра в другом направлении…

  Когда мы приехали в назначенное место, то оказалось, что там в одно и то же время будет несколько мероприятий в разных залах. Нас провели в гостиную, где должна проходить встреча. Это была большая со вкусом обставленная зала с диванами и сервированными для чая столами. Здесь же находилось пианино. Высокие лепные потолки говорили о том, что дом этот некогда принадлежал местной знати. Обстановка была вполне домашняя.

Видимо, сообразно традициям прошлых эпох, наши современники украсили залу скульптурами, которые замыкали пространство по углам. Всё бы ничего, но скульптуры эти были ультрасовременными, а та, что находилась напротив столика, где мы расположились, изображала вообще не понятно что: мужская и женская головы, обнажённая женская фигура, выросшая на одной голове и касающаяся её чья-то нога, задранная вверх из-за другой головы… Мне подумалось, что ни ветеранам, ни молодёжи эта скульптура не могла понравиться, она явно портила весь вид. Что хотел сказать автор этим куском металла? Затрудняюсь ответить. Меня так и подмывало спросить об этом организаторов встречи, но другие события переменили ход моих мыслей.
  Пока не было гостей, я решила спеть Александру Тимофеевичу Ерохину песни, которые приготовила к сегодняшнему дню, чтобы выбрать нужную. Военные песни как-то не звучали в этом зале. Тогда я запела свою «Соловушку», во время исполнения которой появилась ведущая. Ей песня очень понравилась, и она включила её в программу. С этого момента начались удивительные вещи.
  Выступать мне пришлось в самом конце, поэтому я могла спокойно просмотреть весь вечер, попивая чай и соображая, что же сказать перед своим выступлением. И тут оказалось, что я попала на встречу журналистов разных поколений: студенты журфака Саратовского государственного университета встречались с собкорами газет разных поколений. Меня это очень заинтересовало как члена Российского союза профессиональных литераторов, автора более 70 статей в периодической печати, а также редактора многих литературных изданий.
  Началась встреча с минуты молчания, т.к. в этот день отмечали 9 дней со дня смерти Виктора Егоровича Палькина – известного русского поэта, на чьи стихи было написано много песен композиторами Захаровым и Пономаренко (годом позже и я написала свою песню на стихи этого автора "Ой, Рязань моя, Рязань").
  Зачитали предсмертное завещание поэта в стихах, последние строки которого гласили: "...не играйте мне похоронных маршей, пусть звучат вместо них соловьи".
Участник ВОВ Александр Иванович Симонов – член Союза журналистов России, уроженец Саратовской области, выпускник филологического факультета Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского - на редакционном поприще прошёл все ступени от корреспондента до заместителя главного редактора областной газеты. Он поделился опытом своей работы в журналистике и представил свою новую книгу очерков с интригующим названием: «Сидоров против Гиммлера. Раскрытая тайна ареста».
  Автор провёл специальное расследование. Оказалось, что на тринадцатый день после окончания Великой Отечественной войны был арестован один из самых активных деятелей гитлеровской Германии, который пытался скрыться за границу. А арестован был советскими солдатами Иваном Сидоровым из Саратовской области и Василием Губаревым из Рязанской области (!), что умышленно скрывалось долгие годы. Позднее я с интересом прочитала эту книгу, которую мне подарил автор с автографом следующего содержания: «Валентине Строговой – дальнейших успехов в удивительном бардовском творчестве. А.Сидоров. 13.III.13».
  Следующим выступающим был ветеран в военной форме лётчика: как оказалось – ветеран АДД. Он рассказал молодёжи о работе военных корреспондентов, известную песню о которых мы все дружно спели под аккомпанемент фортепиано. Позже я ему подарила диск с записью моей песни на стихи члена Союза писателей поэта Владимира Ивановича Кабанова «Исповедь офицера», которая посвящена лётчикам и штурманам Авиации Дальнего Действия. Само же стихотворение написано после прочтения книги мемуаров моего отца – ветерана ВОВ, гвардии подполковника АДД Прохора Борисовича Гнеденко. Автор стихотворения –  Владимир Кабанов – участник военных действий в Афганистане, лётчик I класса, кавалер ордена Красной Звезды, в своё время проходил стажировку в лётном центре Дягилево в Рязани и лётном центре г.Энгельс  под Саратовом. Бывают же такие совпадения!..
  Когда настало время моего выступления, я обратилась к молодёжи с напутствием беречь русский язык и познакомила с литературным интернет-журналом «Живое слово» Василия Ирзабекова, в деятельности которого я принимаю участие как автор стихов и прозы, а также, как помощник редактора. Об этом журнале они ничего не знали, а должны были знать, т.к. Василий Давыдович недавно выступал с лекциями о русском языке в Энгельсе, что на противоположном берегу Волги.
  Рассказала я также о своих размышления по поводу совпадений, которые произошли за время этой встречи. И моя песня «Соловушко» пришлась кстати, как память о всех ушедших поэтах, как напутствие живущим, как связь разных поколений. И хотя встреча вместо намеченного часа затянулась почти на три, всё получилось необыкновенно здорово!
  На память студенты подарили мне сборник своих статей – победителей конкурса «Золотая середина» на лучшую журналистскую публикацию, изданным Саратовским региональным отделением Союза журналистов России. Мы обменялись визитками. Для меня было совершенно очевидным, что случайность совпадений на этой встрече была закономерной, и мой приезд в Саратов оказался очень плодотворным и полезным, как для меня, так и для тех, с кем я познакомилась.

Ещё раз убеждаюсь в том, что надо выступать в любой аудитории, куда тебя приглашают: никогда не знаешь наперёд, что тебя ожидает...

2013 год