Не у себя. Часть 1. Начало

Светлана Локтионофф
Часть 1. Начало.
Я очень хорошо помню свою бабушку, мамину маму, Анну Матвеевну, царство ей небесное. Вспоминаю с нежностью и теплотой. Она прожила долгую и непростую жизнь. Оптимист, тихая, спокойная и добрая. Сама ростом около ста пятидесяти сантиметров, чуть меньше. Хрупкая, с мягкими, тёплыми руками. Мужем у неё был трудяга, гигант, под два метра ростом и моложе её на много. Томас. Жаль, что я его не знала. Да и моя мама видела его только в детстве, до войны и по этому помнит его только отчасти.
Рукастый, всё умел. Как не уметь, когда был восьмым и младшим сыном. Приходилось батрачить, чтобы в семью свою лепту приносить. Да и бабушка родилась в семье не маленькой, но зажиточной. У неё было пять братьев и три сестры.  Все работяги. Ленивых не было. Образованные. Учились в церковно-приходской школе. У Анны, например, четыре класса образования. Умела читать, писать, играть на пианино. Шить, вышивать, прясть шерстяную нитку, вязать на спицах и крючком. Для того времяни - хорошее образование.
Отец бабушкиного семейства Матвей, держал большое хозяйство. Коровы, лошади, поля. Техника водилась. Сенокосилка, молотилка свои были. Он считал, что дешевле свою иметь, чем в аренду брать. И мужиков полон дом. Без дела некогда сидеть. Нанимали работников только на сбор урожая. И то, если сами не справлялись. А по хозяйству мать. Масло, сыр, творог, заготовки овощные, мясные. Молоко отвозили на молокозавод в город. И даже князю Всеволожскому поставляли продукцию. Да и в Петербург, большим людям на своей повозке. Каждый день дел хватало. Про это бабушка мне рассказывала:
- Хорошие дни, хорошие времена были тогда, - говорила она с глубоким вздохом. - Талья, хорошая фамилия, надёжные люди, уважаемые. Папу даже на праздники подарками одаривали! Сам князь Всеволожский с ним за руку здоровался.
У меня, конечно, от таких рассказов разыгрывалось воображение, но бабушка меня успокаивала быстро. Просто переходила на другую тему и всё. Больше ничего в этот день она не хотела говорить.
- Было и прошло. Некогда мне. Давай, и ты делом займись.
Я не понимала, почему нельзя рассказать. Только когда стала взрослой, оценила её мудрость. Она родилась в царские времена. Прожила долгую жизнь. Революции, первая и вторая. Воины. Первая немецкая, потом финская, затем вторая мировая. Переезды, сибирь, голод, смены правителей. Много всего. А она и сама выжила, и детей сохранила. Великая маленькая женьщина.