Один день в Гомеле

Валентина Строгова
   Наплывают размышления. Родилась я на Украине в Харьковской области. С трёх лет живу в России на родине матери в Рязани. Отец родом из Белоруссии. Так где же находится моя родина? Я не могу разделить три славянских народа, которые некогда составляли единое целое – русское государство. Всегда с интересом посещаю Киев – исторический центр Древней Руси – с его Свято-Киево-Печерской лаврой, «Софией» Ярослава Мудрого, Аскольдовой могилой, Золотыми Воротами. В Киеве и сейчас живут мои родственники.

С отцом мы проехали всю Белоруссию до Бреста. Я тогда была ещё подростком, но помню всё, как сейчас. Мы побывали на крутом берегу древнего Могилёва – «Могиле Льва» (умели же наши предки выбирать себе красивые места для постройки города!), посетили родственников в родной отцовской деревне Русаки под Оршей. Запомнились отличные шоссейные дороги и заяц, который неизвестно откуда выскочил на дорогу и бежал долгое время впереди автобуса, пойманный светом его ночных фар.

Прошлись по широким проспектам Минска, который был заново построен после Великой Отечественной войны. Прикоснулись к обожжённым камням легендарной Брестской Крепости, которую, как оказалось позже, защищал целый батальон рязанцев (им в Рязани поставлен памятник). Позднее с девятью учениками я побывала в Витебске, где проходил фестиваль авторской песни «Небо славян». Участник клуба авторской песни «Ваганты», которым я руковожу, Сергей Корнев выступал со своей песней в финальном концерте на «ракушке» – знаменитой сцене «Славянского базара». В городе мы сфотографировались на фоне храма, где венчался Александр Невский, а в Полоцке приложились к мощам русской святой Евфросинии Полоцкой, побывав в построенном ею и возрождённом недавно монастыре, которому почти 900 лет. Такая у нас древняя история…

О Рязани можно говорить бесконечно. Скажу только, что, являясь членом Рязанского географического общества, ещё в школьные годы была экскурсоводом Музея молодёжного движения Рязани и вот уже 30 лет организую для своих учеников пешеходные экскурсии по улицам города с известным рязанским краеведом Игорем Николаевичем Канаевым. Экскурсии проходят на «ура», и каждый раз мы открываем для себя что-то новое в истории своего города.

Своё отношение к городу, ставшим для меня родным, я выразила в песне, которую так и назвала: «Родная Рязань». Она быстро стала популярной, ею я заканчиваю все свои концерты, причём припев песни поёт весь зал, что создаёт атмосферу единения, дружбы, взаимопонимания между слушателями разных городов – будь то Саратов, Брянск, или Москва.
Так разве можно разделить исторически сложившееся единство трёх братских народов – русского, украинского и белорусского, если частичка каждого из них живёт во мне? Думаю, что нет. И мой случай – не единственный… Хочу рассказать только про один день, проведённый на родине моего отца – а значит, и на моей.

В марте 2013 года я выступала с концертами в Брянской области по приглашению моего друга Владимира Виноградского – поэта из Новозыбкова. Этот город граничит с Белоруссией, поэтому я не могла не заехать к своей новой знакомой из Гомеля Галине Радионовой – поэту, автору и исполнителю своих песен.
С Галиной мы познакомились летом в Гомеле на литературном семинаре Союза белорусских писателей. Здесь я была впервые, но сразу же выяснилось, что у меня много земляков: кто-то жил в своё время в Рязани, кто-то учился там или служил, у кого-то в Рязани остались дети. А сама Галина оказалась родом из Михайловского района Рязанской области, что всего в часе езды от Рязани! Она-то и стала для меня гидом и вызвалась проводить меня, когда я уезжала домой. Большое ей за это спасибо! Потому что, честно говоря, я замучилась тогда с покупкой билетов, с пересчётом белорусских денег на русские рубли: шутка ли – делить или умножать постоянно на 250! На мой вопрос, как они справляются с этой задачей, Галина ответила:

– Да у меня же техническое образование! С математикой всё в порядке!..

И вот в этом году – снова встреча. Времени было мало, а хотелось посмотреть как можно больше достопримечательностей. В этот день нас ожидало много сюрпризов.
Первый сюрприз «подстерегал» нам в микрорайоне, где проживала моя подруга: проходя мимо дома, нас остановила …пальма из пластиковых бутылок. Пройти мимо было просто невозможно – так искусно она была сделана. Видимо, жители этого дома обладают хорошим эстетическим вкусом: и себе, и прохожим – приятно!..

Сначала мы отправились в исторический центр города – городской парк, где размещается прекрасный дворец. Мы купили билеты, нам выдали тапочки и снабдили электронным гидом – мини-магнитофоном с записью экскурсии, – поинтересовавшись, на каком языке нам удобнее её слушать (я уже давно не была в музеях, поэтому такое новшество было для меня в диковинку!) Но воспользоваться этим достижением техники нам не пришлось, потому что мы присоединились к экскурсии с «живым» экскурсоводом, что было несравненно интереснее.

Всегда я была любознательна и, приезжая в разные города, спешила познакомиться с их историей. Известную фразу Жванецкого «Париж – он тот же Гомель» я всегда воспринимала однозначно – с юмором. Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды. Дочь киевского князя Ярослава Мудрого, став королевой Франции, сетовала в письме отцу, что Париж – это большая деревня по сравнению с Киевом того времени… А Гомель, благоустроенный своими владельцами 150-200 лет назад, не уступал по роскоши столицам Европы. Да и сейчас Президент Белоруссии Лукашенко принимает почётных гостей именно в этом дворце! Это о чём-то говорит?!

Во времена революций в первую очередь старались уничтожить класс зажиточных людей. В школе нас учили, что это правильно. Если же проследить историю России, то выходило, что именно класс дворянства сделал больше всего для её процветания. По статистике самыми богатыми людьми в истории нашей страны был род Воронцовых-Дашковых, но именно представители этого рода были самыми умными, образованными, рачительными, вкладывая значительные средства в образование, культуру, благотворительность.

Получается, что, раздавая владения своим вельможам, русские цари брали под свой контроль всю территорию страны, и у нас не было запустения и разора. Хозяева стремились благоустроить свои усадьбы, как правило, заботясь о своих подданных. На сегодняшний день, уничтожив настоящих хозяев, мы не смогли им найти замену, и пустующие, заброшенные земли – это позорный этап в истории нашей страны! А ведь до революции Россия вывозила зерно на экспорт, кормила всю Европу! Знают ли об этом те, кто подвергают критике правление императора Николая II?

Но вернёмся в Гомель. Здесь есть Ирининская улица, Ирининская гимназия в честь самой богатой княгини и последней представительнице рода Воронцовых-Дашковых Ирины Паскевич в память о её благотворительной деятельности в Гомеле. На улице её имени ей поставлен памятник, где она сходит по ступенькам на тротуар к людям для оказания помощи нуждающимся. А ведь умерла она после революции 1917 года в коморке, куда её выгнали из дворца, в нищете, не имея, порой, куска хлеба. Что здесь ещё добавить?.. Но наши современники чтут память о ней, значит, ещё не всё потеряно.

Посещение дворца последних его владельцев Паскевичей вызвало гордость за энтузиастов, которые смогли воссоздать былое его величие, хотя понятно, что полностью его возродить очень трудно: слишком велики потери! Но и в этом состоянии он – великолепен!

Экскурсия проходила в канун 8 Марта. В группе были одни женщины. Как потом оказалось, все они – с одного предприятия. Мужчины – сотрудники по работе – решили сделать им подарок к Женскому Дню, заказав экскурсию во дворец и оплатив органный концерт, который состоялся в театре дворца, являющийся ещё и камерным залом филармонии благодаря своей замечательной акустике.

Мы уютно расположились в мягких креслах небольшой полукруглой залы, которая поднималась вверх террасами, и представили себя гостями именитых князей. Для этого концерта специально пригласили органистку Софийского собора в Полоцке Ксению Погорел, которая одна из немногих могла играть на… джазовом органе, установленном здесь. Этот уникальный инструмент был довольно-таки сложным в обращении, что было заметно во время исполнения, но органистка с ним успешно справлялась. Звучали как произведения классиков, так и современных авторов. Я получила большое удовлетворение. Ведь последний раз я слушала органный концерт лет 30 назад в Домском соборе Риги. Неожиданный подарок!

Прогуливаясь по парку, что окружал дворец, мы увидели белок, которые подбегали к нам: стоило только протянуть руку. К великому нашему сожалению, в карманах у нас не нашлось ни крошки! Пришлось обманывать доверчивых белок ради фотографии. Так же не боялись нас и синички, которые смело садились на ладонь. Нам улыбалось солнышко, искрился снег, настроение было отменное!

В 16 часов нас ждала фотовыставка, которая открывалась в этот день в городской библиотеке им. Герцена в центре города, и где нам предстояло выступать. Мы подошли к старинному зданию, внутри была широкая лестница, ведущая наверх – как в XIX веке! Но, как оказалось позже, вся центральная часть города была разрушена фашистами во время Великой Отечественной войны и то, что видим сейчас, это скрупулёзно восстановленные улицы и здания города по довоенным фотографиям и эскизам. Честь и хвала гомельчанам за такую любовь к своему городу!

В зале на верхнем этаже разместилась выставка работ молодого фотографа Марины Васильевой – преподавателя средней школы. Было много поздравлений, тёплых слов, цветов и подарков. Выступали учителя, ученики, родители, сотрудники библиотеки, фотографы, литераторы, редактор журнала «Мир животных», где публикуются фотоработы Марины. Ведь тема её фотографий – природа.

Настала очередь Галины Радионовой. Она прочитала несколько стихотворений из своего сборника стихов «Кусочек солнца», изданного в Минске в 2010 году, и объявила меня, как гостя города. Я вспомнила, что с детства увлекалась фотографией, и недавно вышедшая моя книга стихов «Дыхание лета» включает в себя 40 фотоэтюдов с видами природы. Так мы с Мариной Васильевой оказались коллегами.
Я прочитала стихотворение о весне и исполнила песни «Морозным утром» и «Соловушко» на свои стихи, благо, гитара у меня была с собой. Выступление понравилось. Мы с Мариной сфотографировались на память, я оставила запись в книге отзывов.

Затем состоялось знакомство с главным редактором белорусского литературного альманаха «Метаморфозы» и журналов «Эколог и я» и «Мир животных» Натальей Евгеньевной Сляднёвой. Она пригласила участвовать в литературном конкурсе, результатом которого является бесплатная публикация своих произведений в этих изданиях. Я с благодарностью согласилась.

Но время нас поджимало: мы задумали ещё попасть на концерт Государственного камерного оркестра Республики Беларусь, который в 2012 году отметил своё 45-летие. По счастливой случайности именно столько же лет исполнилось и его художественному руководителю и главному дирижёру Евгению Бушкову. Он – Заслуженный артист России, начинал свою карьеру скрипачом в первом составе оркестра «Виртуозы Москвы» п\у Спивакова. Я давно мечтала попасть на хороший концерт классической музыки, и мои мечты сбылись!

Концерт проходил в ДК железнодорожников, что на площади у вокзала. Конечно же, мы опоздали к началу. В зале уже звучал Моцарт. Первое, что бросилось в глаза, когда мы вошли в зал – это высоченная фигура дирижёра с копной густых волос. Ассоциация пришла сразу – Паганини! Дирижёр больше походил на артиста балета – так эмоциональны были его движения.
Удивительным было для меня то, что не было ведущего, и дирижёр комментировал выступление оркестра сам, вспоминая интересные эпизоды из творческой биографии. Концерт поэтому не был академичным, как обычно (наверное, сказалась школа Спивакова, где любят неординарный подход к выступлениям).

Пару раз во время исполнения в зале звонил сотовый телефон, тогда дирижёр совершенно благодушно поворачивался к залу, одной рукой продолжая дирижировать, а другую прикладывал к уху, как бы отвечая: «Алло!..» В такие моменты нельзя было не улыбнуться. Видимо, в зале среди зрителей были новички, т.к. в паузах между частями музыкального произведения они начинали аплодировать. Тогда дирижёр жестами показывал, сколько частей ещё осталось. К концу вечера все присутствующие уже были музыкально грамотными…

И ещё одно удивительное потрясение ожидало всех нас в этот вечер: прозвучал концерт для белорусского народного инструмента цимбалы с камерным оркестром. Концерт специально был написан московским композитором Михаилом Броннером по просьбе художественного руководителя оркестра. Звучали остросовременные ритмы на фоне белорусских народных мелодий. А виртуозная игра цимбалистки Вероники Прадвед вызывала восхищение! Мы просто не успевали следить за движением её рук. И совершенно не укладывалось в голове, как можно выучить наизусть музыкальный материал такой сложности?! Артистов долго не отпускали со сцены – звучали овации: «браво», «бис»!

Домой возвращались под впечатлением пережитого, дорогой обсуждая услышанное. Культурная программа этого дня оказалась очень насыщенной. Но моё повествование будет не полным, если я не скажу, что моя подруга в этот день отмечала юбилей совместной жизни со своим мужем Валерием Александровичем – везёт же мне на юбилеи! Они прожили вместе 45 лет! Многая вам лета, дорогие друзья!

По этому случаю супруг самолично изготовил своё любимое белорусское национальное кушанье – драники, которое мы сдобрили хорошим вином. Получилось очень вкусно! С Валерием Александровичем мы быстро нашли общий язык, ведь он – так же, как и я – очень любит историю. Нам было о чём поговорить.

На память я сфотографировала хозяйку дома у её портрета в полный рост, который занимал почти всю стену в большой комнате. Там она была запечатлена белорусским живописцем в своём сценическом цыганском костюме. Об этом костюме она рассказала курьёзный эпизод из своей жизни. Недавно её пригласили участвовать в популярной телевизионной программе «Поле чудес», т.к. она выиграла конкурс на лучшее желание (попросила поздравить ветерана войны, которая жила в Москве неподалёку от телецентра). На передачу Галина захватила свой сценический костюм. Но какого же было её удивление, когда она увидела, что участница, которая должна была сниматься вместе с ней, тоже была в цыганском костюме! Можно понять её состояние, ведь для женщины нет ничего обиднее, чем повстречать другую женщину в таком же наряде. Аа тут ещё и на телевидении…

Вскоре поезд уже увозил меня в Москву из гостеприимного Гомеля с массой впечатлений. Вот так плодотворно прошёл мой кратковременный визит в Белоруссию. Спасибо, Галина!

5 марта 2013 года