Маршруты Игоря Гордина

Валентина Строгова
                памяти соратника и друга
                Игоря Васильевича Гордина

Мне как композитору-песеннику очень близка песня туристическая. С неё начинался мой путь в авторскую песню. Жизнь свела меня со многими интересными авторами, которые стали моими друзьями. Один из них – Игорь Васильевич Гордин (1936-2013), о котором я и хочу рассказать.

Игорь Васильевич родился в 1936 году в Москве. Военное детство, о котором он расскажет позже в воспоминаниях, было тяжёлым и безрадостным. Учился, работал в Восточной Сибири и затем в Москве в различных отраслях отечественной промышленности. Без отрыва от производства окончил Московский авиационный институт, Высшую экономическую школу при Академии внешней торговли и Курсы при Экспортной Академии Земли Баден-Вюртемберг (ФРГ).

Увлекался горнолыжным спортом, был инструктором-спасателем. Несколько раз сплавлялся с друзьями на байдарке по северным рекам. В середине шестидесятых много выступал с песнями под гитару, для которых стихи и музыку писал собственноручно. Его песни звучали на радио и телевидении, некоторые из них вошли в сборники авторской песни. С 1969 года Игорь Васильевич обратился к прозе. Из-под его пера вышло множество рассказов, сказок, эссе, которые печатались в разных изданиях, в частности, в канадском русскоязычном журнале «Bonus».

Заочно я была знакома с творчеством Игоря Гордина по сборнику туристических песен «Среди нехоженых дорог одна – моя» (М, ПРОФИЗДАТ, 1989), где целый раздел был озаглавлен «Мы сами себе выбираем маршруты», что являлось цитатой из его песни «Маршруты». Написанная 50 лет (!) назад, это песня популярна в среде туристов до сих пор.

МАРШРУТЫ

Сл. И. Гордина и Н. Дорожкина, муз. И. Гордина

Мы сами себе выбирает маршруты,
Находим надёжных друзей:
Зелёный огонь, на прощанье минуты
И горе – верёвочкой вей.

Дороги-пески, чернозёмы и глина,
Где вязнет рука и нога.
Мы с песнями Кима и сказками Грина
Готовы к чертям на рога.

Пусть кто-нибудь ходит в «Берлины» и «Праги»,
Тоскуя от денежных ран,
Нам больше по сердцу дорог передряги
И тайны непройденных стран.

Неважно, что горы невежливо круты,
Лишь сердце надёжней и злей.
Мы сами себе выбираем маршруты,
Находим хороших друзей.

1964 г.

Наверное, неслучайно мы познакомились с ним на 30-летии фестиваля туристической авторской песни им.Ю.Визбора в подмосковной Яхроме в июне 2009 года, где выступали на одной сцене. Здесь же мне удалось поиграть на гитаре Визбора, которую бережно хранит один из его друзей. А Игорь Васильевич подарил мне тогда свою книгу рассказов «Простые деревенские истории» (Кимры, 2007) с дарственной надписью: «Валентине Прохоровне Строговой – автору песен от автора книжки. И.Гордин». В этой книге, которую я прочитала с большим интересом, автор с присущим ему юмором, а иногда и сарказмом, и, в тоже время, с глубоким пониманием и сочувствием повествует о жизни современной деревни простым разговорным языком (знать, не зря он выбрал своим пристанищем тверскую деревеньку с таким поэтическим названием – Вереинка).

Что же касается последующих двух книг Игоря Васильевича, то мне довелось стать их редактором. Повесть «Лавина» («Ваганты», Рязань, 2009, 68 стр.) – это увлекательный рассказ о горах, в которых автор более двух десятков лет проводил очередные отпуска, работая спасателем и инструктором горнолыжного спорта. Написанная ярко, с лёгким юмором, эта повесть – крепкий напиток из многих судеб, характеров, чувств и устремлений. «Лавина» прочитывалась на одном дыхании, оставляя сожаление, что повествование так быстро закончилось. Автор психологически тонко описывает характеры героев, рисуя реальные, подчас трагические события.

Посвящена повесть Александру Михайловичу Шилову – Заслуженному деятелю науки РФ, академику РАТМН, академику Петровской Академии наук и искусства, доктору медицинских наук, профессору. Когда-то в горах Саша Шилов спас автора этой книги от смерти… Игорь Васильевич и в последние годы жизни использовал любую возможность покататься на горных лыжах – будь то Подмосковье, Кавказ или Альпы. В молодости был дружен с Юрием Визбором, который так же был горнолыжником и бардом, что сближало их. Сохранилась старая фотография, где друзья собрались у горящей свечи.

БАРД

Сл и муз. И. Гордина

Ты не мучь меня вопросом старым,
Рыжая девица с Красной Пресни:
Отчего в руках моих гитара,
Отчего свои слагаю песни.

Припев:   
      Я пою, когда рыдает горе,
      Я пою, когда смеётся радость,
      Я пою, когда друзья уходят
      И не возвращаются обратно.

Как сказал когда-то забулдыга
Из глухой рязанской деревушки:
«Миру нужно песенное слово –
Петь по-свойски, даже, как лягушка…»

Припев.

Оттого внемлю советам старым,
Чтобы не закралась в сердце плесень.
Оттого в руках моих гитара,
Оттого свои слагаю песни.

Припев.

1976 г.

В книге «Евсеичевы горизонты» («Ваганты», Рязань, 2012, 56 стр.) автор живо, с юмором ведёт свой рассказ о жизни современной деревни, начатый в первой книге «Простые деревенские истории». Перед нами проходят яркие образы современников, в которых автор подмечает характерные черты эпохи. Многие рассказы носят автобиографический характер. В рассказах, очерках, байках Игоря Гордина чувствуется любовь ко всему, о чём он пишет. И это, несомненно, передаётся читателям и заставляет их, в свою очередь, любить окружающий их мир. А это – признак настоящей литературы. Я рада была поддержать И.В.Гордина в его тяготении к большой литературе и дала ему рекомендацию в Российский союз профессиональных литераторов: в том же 2009 году он стал членом этого союза.

В 2013 году Игорь Васильевич ушёл из жизни после продолжительной болезни. Незадолго до этого он написал небольшое стихотворение, которое озаглавил «Эпитафия самому себе».

В приснопамятном году
Я, наверное, уйду.
Хлопать дверью я не стану,
Просто встану и пойду.

За порогом утром ранним
Тихо растворюсь в тумане,
А дожди размоют след.

Кто-то спросит, очевидно:
– Что-то Гордина не видно?
Ветер прошумит в ответ:
– Он ушёл, его уж нет…

Он жил скромно и незаметно и так же скромно и тихо ушёл из жизни. Но остались его произведения, которые – хочется верить – не канут в Лету…