Выпрямление имен. Книга 4. Глава 20

Александр Чакиров
Ветвь Бахтиных:

Моя бабушка по маминой линии Степанида Андреевна (в девичестве Бахтина), умерла 14 ноября 1951 г. в Артемовске, Красноярского края.
Ее сестра - Прасковья Андреевна Бахтина, скончалась 29 мая 1973 года в Черногорке.
Брат Сергей Андреевич Бахтин ( 1887 г. р.), жил в Кишиневе. Его сына Семена расстреляли в 1938 году.
Почему Сергей Андреевич уехал из родных сибирских мест в Кишинев? Позднее мне стало понятно, что он, как представитель белокриницкого согласия староверов, метнулся туда, где оно процветало, по крайней мере, не преследовалось. Вот что говорится в одной и статей по этому поводу:

"С учреждением в середине XIX в. белокриницкой иерархии Бессарабия смогла значительно усилить свое влияние в старообрядческом мире, оказавшись своеобразным перевалочным пунктом и для паломников в Белую Криницу, и для представителей зарубежных старообрядческих центров. В частности, по данным, приводимым И.В. Табак, «сношения российских старообрядцев, в том числе и старообрядцев Бессарабии, с единоверцами в Австро-Венгрии проходили через местечко Новоселица Хотинского уезда. Из Новоселицы обычно добирались через границу до города Черновцы, откуда путь лежал в Белую Криницу.

Одним из центров встреч старообрядцев Бессарабии с единоверцами из запрутской Молдовы и Добруджи был г. Галац. На территории самой Бессарабии часто проходили „съезды" старообрядцев». Вскоре после принятия Белокриницкой иерархии направленный в 1848-1849 гг. с секретной миссией в старообрядческие поселения Бессарабии чиновник (а затем и писатель) И.С. Аксаков нашел здесь «крепко организованное в своих частях общество, тесно сплоченное возбужденными извне преследованиями в одно твердое целое, проникнутое ложным, но сильным убеждением и фанатизмом, ежечасно разгорающимся, дружное, не дремлющее... Огромные капиталы состоят в его распоряжении... Раскольничье народонаселение со всех стран теснится в Бессарабию».
 
 О росте старообрядческого населения Бессарабии говорят и позднейшие источники. Весьма приблизительные подсчеты православной миссии в Кишиневе в 80-хгг. XIX в. определили численность старообрядцев Бессарабии примерно в 20 тыс. человек, причем половина старообрядческого населения проживала в это время в Измаильском уезде. В 1912 г. епархиальный миссионер Феодосии Воловей располагал сведениями о 22 959 бессарабских старообрядцах.

 Правда, в 1860-х гг. белокриницкие разделились на "окружников" и "неокружников", и в 1912 г., когда в большинстве приходов России дебаты вокруг "Окружного послания" удалось прекратить, в Бессарабии все еще 9282 человека, преимущественно в Измаильском и Хотинском уездах, называли себя последователями "Окружного послания", а 10873 человека считали себя "неокружниками". Переходов липован в православие или единоверие миссионеры в Бессарабии почти не отмечали.

 После Второй мировой войны с. Белая Криница отошло к СССР, войдя в состав Черновицкой области Украины, и резиденция белокриницкой митрополии в Румынии была перенесена в г. Браилу. Приходы же Молдавии, оказавшись на территории СССР, вновь вошли в юрисдикцию Московской старообрядческой архиепископии, стали налаживать более тесные связи с Рогожским центром в Москве. На «московских» стали ориентироваться и в церковном пении, и в богослужебной практике.

Из Москвы на Молдавскую епархию был назначен уроженец нижегородских керженских мест еп. Иосиф (Моржаков), являющийся, без сомнения, одним из самых выдающихся архиереев в истории старообрядчества XX в. Прошедший школу служения еще до революции, не избежавший репрессий в советское время, еп. Иосиф во многом способствовал и тому, чтобы настороженность липован в отношении «московских» удалось смягчить. В 1961 г. еп. Иосиф вернулся в Москву, чтобы на десять лет возглавить белокриницкую старообрядческую иерархию, а его кафедру занял долго состоявший при Иосифе диаконом уроженец Бессарабии епископ Никодим (Латышев).

 Еще более укрепились связи белокриницких старообрядцев Бессарабии и Москвы, когда Никодим после смерти Иосифа с 1970 по 1986 г. занимал московский первосвятительский престол. При этом архиеп. Никодим много времени проводил по-прежнему на своей родине в с. Старая Добруджа близ г. Бельцы (с 1981 г. он вообще не приезжал в Москву), здесь же по его завещанию он и был похоронен.
Про Сергея Андреевича сказано:  родился в Брагино, кустарь-ремесленник, лишенный избирательных прав за наем рабочего, был обложен индивидуальным налогом.

 В феврале 1930 осужден на два года ссылки в Туруханский край. Дом и надворные постройки его были проданы с торгов за недоимки, удалось выжить.
Его сын Семен. По тетради двоюродной сестры Татьяны Зайцевой, он одно время проживал у Зайцевых на Чибижеке, когда там старателем трудился ее отец Григорий Андреевич.

В другом источнике: 1906 года рождения, уроженец деревни Брагино Курагинского района, работал слесарем в мехмастерской в Абакане, 5 мая. 1938 года был арестован и 15 августа 1938 тройкой УНКВД приговорен к расстрелу. Реабилитирован облсудом Хакасской автономной  области в 1958 году.
Дочь Сергея Андреевича Анна. Ее муж Иван Сергеевич Евдокимов).  Их дети: Юрий, Лида, Татьяна, Ирина. В Кишинев к своему дяде мама заезжала из Трускавца, когда лечилась там в санатории. Помню, привезла с собой посудный сервиз, модные тогда каракулевые шкурки на воротники для пальто себе и папе, много фотографий и свой портрет, что долго висел  в  родительском доме. Иван Сергеевич Евдокимов приезжал к нам в гости в начале 60-х годов.

 Мы ездили с ним на рыбалку на Черемшанскую плотину, брали лодку. Он нас ребятишек угощал виноградным вином, которое при нем находилось постоянно в маленьком бочоночке.
Последний из Голдыревых — Георгий, сын маминого брата Терентия Авдеевича, жил в Грозном, Жданове (Мариуполе), был женат на Клавдии имел детей: Валерий, Марина, Людмила. Имел хороший дом из 8 комнат, в 60-годы приезжал на Урал, занимался торговлей шкурок выдры. Что случилось с ним и его семьей, мне не известно.