Тройка, семёрка, туз для господина человека

Алла Чурлина
Фестивальные всплески сезона 2018

Сегодня в Зальцбурге прошла премьера оперы П.И.Чайковского "Пиковая дама" с Марисом Янсонсом за дирижёрским пультом, в постановке мэтра немецкой режиссуры Ханса Нойенфельса, с оркестром-юбиляром этого сезона (175 лет) - Венским филармоническим и двумя хорами: Зальцбургским фестивально-театральным детским хором и хором Венской Госоперы.

Фраза как фраза, ничего за ней не видно ... А теперь по-другому, визуальный ряд:

В Зальцбурге поставили русскую оперную классику Чайковского по повести Пушкина, где детки сидят в клетках (воспитанники или отпрыски для вкладывания капитала - отверстия на груди в их костюмах символизируют бездушие, заводной механизм ради денег и замочные скважины от сейфов); мамки-нянки напоминают смотрительниц концлагерей; зомбированные дети, лишённые ласки, штампуются на конвейерной ленте под Единый образец России, припадая к молочным берегам - грудям - кормилиц в виде кукол "баба на чайник"; Герман (-нн) (немецкий военный инженер) без нижнего белья в красном гусарском мундире нараспашку напоминает ёлочное украшение из Щелкунчика; правда, без подтяжек по волосатой груди ему вряд ли удалось бы соблазнить Лизу и "встряхнуть" старушку-Графиню; вкушение ночной жизни в стриптиз-клубе Полины с Лизой (а ля венецианские послушницы под масками карнавала) явно украшают и "Вечер" и "Подруги милые"; бал аристократов в купальных костюмах (вероятно, как аллюзия на финальный заплыв Лизы) ну уж очень отсылает к петровским реформам (только в полной противоположности мотива: там Руси навязывался европейский вкус, а тут - сама Русь не знает удержу, что бы ещё скопировать с мира для неотставания от шаблона "оригинальности"); гости траурной процессии с распорядителем суть клонированные лисы-Алисы с котом по правилу "ничего не вижу, ничего не слышу ..." или "а, гори всё синим огнём!"; в картёжном финале патлатые русские офицеры (извините: русские олигархи - повесы, шулеры, бретёры) в неизменных шубах и бобровых воротниках с голубо-фиолетовыми атласными шарфами "оплакивают" сдохшего бобика (застрелившегося Германа) на биллиардном столе; и маски, маски, маски фальши игры в "чужую жизнь", и парящий рыжий парик с подмигивающим глазом продавшейся дьяволу (то бишь Сен-Жермену) Графини Анны Федотовны с сигарой в зубах (? ах, нет - тростью в руках). И толпа (стадное, простите: коллективное государство с оскорблёнными чувствами и пеной на губах) в фанатичном поклонении надгробию (=скелету в кокошнике) на постаменте (=броненосце) с марионеточным управлением. Уф!

Ну, вот, как-то так ... под чудесную музыку и вечное страдание невзаимности интересов. Что наша жизнь!!! Пасторальная интермедия, пожалуй, сама невинность на общем фоне.

Ай, да Ханс! Ай, да Нойенфельс! Недаром г-жа Нетребко с супругом категорически отказались ... Весёленький получился шарж, всё и все мы в нём узнаваемы. Спасибо замечательной команде сценического воплощения идей режиссёра (не уверена, что он сам "ведает, что натворил"):
Christian Schmidt, сценография
Reinhard von der Thannen, костюмы
Stefan Bolliger, свет
Nicolas Humbert, Martin Otter, видеоэффекты
Teresa Rotemberg, хореография.

В главных партиях: Брэндон Йованович (Герман), Владислав Сулимский (Томский/Плутос), Игорь Головатенко (Елецкий), Александр Кравец (Чекалинский), Евгения Муравьёва (Лиза), Оксана Волкова (Полина/Дафнис), Ханна Шварц (Графиня), Станислав Трофимов (Сурин), Глеб Перязев (Нарумов), Павел Петров (Чаплицкий), Олег Залыцкий (Распорядитель), Маргарита Некрасова (Гувернантка), Василиса Бержанская (Маша) и Юлия Сулейманова (Хлоя/Прилепа).

Впрочем, дождёмся профессиональных рецензий, отзывов и критических публикаций.

А пока напомню фрагмент интервью Ярослава Тимофеева с интендантом Зальцбургского фестиваля Маркусом Хинтерхойзером в журнале "Музыкальная жизнь":

"ЯТ Поставить «Пиковую даму» было вашим решением?

МХ Да. Вообще я запланировал ее на 2020 год, но у нас возникли проблемы с фестивалем 2018 года. Я намеревался возобновить на нем «Аиду». Со временем выяснилось, что Анна Нетребко не сможет приехать. Мы хотели позвать других прекрасных певцов, но вскоре узнали, что Риккардо Мути решил больше не ставить оперы в Зальцбурге.

ЯТ Почему?

МХ Как бы ответить вежливо… Он хочет проводить эти летние недели с семьей. Итак, у нас было два отказа, и это слишком. Тогда я решил перенести «Пиковую даму» на два сезона раньше. Я позвонил Янсонсу, попросил о помощи, и он был так добр, что ради нас изменил свой график. Мне пришлось собирать всю постановочную команду меньше чем за две недели, это было очень сложно. Но я счастлив, что все сложилось именно так,– «Пиковая» идеально соответствует идее нынешнего фестиваля.

ЯТ Что это за идея?

МХ Страсти, живущие внутри человека, которые почти невозможно контролировать. В прошлом году мы исследовали силу власти, системы, теперь – противоположную силу.

ЯТ Силу хаоса?

МХ Да."

Что ж, хаос для мирового сообщества зрителей получился. Нельзя надеяться, что большинство в зале читало А.С.Пушкина, может это сопоставить с либретто Модеста Ильича и в культурном срезе "видит" соответствия в музыке П.И. Чайковского. Как здесь у них адаптирует детей богатое одиночество последние лет 400, так и сегодня мало что изменилось. Как здесь сегодня все сословия по пять-шесть раз в год выходят в свет на балы, так и 300 лет назад веселились. Но это здесь ...

Здесь в западной цивилизации не зазорно графу-князу или бывшему владельцу крупной фирмы сесть за руль и развозить международного туриста круглый год от аэропорта на горнолыжные курорты или из отелей по магазинам. Всё развлечение на старости, общение с людьми. И лишь с одной публикой у этих голубокровых и повидавших жизнь водителей лимузинов контакта не получалось. Догадываетесь? С богатыми русскими (всё бывшее пространство СССР так характеризуют), с теми лопающимися от собственного величия и значимости (кошельков-карт) чванливыми хозяивами жизни. Одни водители возмущались, что к ним относились как к прислуге (Эй, ты, как там тебя ... - хотя в каждой машине стоит имя водителя). Другие замечали, как дистанцируются такие пассажиры. А при малейшем напоминании о времени заказа машины - отмашка руками: да заплатим мы тебе, не пыхти. А ведь дело не в деньгах, а в понимании, что у водителей график заказов (даже у VIP-уровня) и подотчётность перед шефом-работодателем, да и просто в уважении ко всем.

Вот это "откупиться" за все неудобства, неуёмное распихивание денег и подкуп переплатами в два-три-четыре раза, только сделай как нам надо (кстати, всегда на "ты"), это желание изобразить из себя хозяев жизни и вызывает давно усмешку над такой публикой. Так что "бал в купальных костюмах" - это ещё цветочки по сравнению с постановкой "Евгения Онегина", где гости Лариных ели варенье ложками из банок, стоя на коленях всё в тех же неизменных шубах. Шаблоны "ушанка-водка-балалайка-Пушкин" всё ещё остаются штампами русскости. Западная масса публики особо не утруждает себя вниканием в современные реалии России, единицы, кто ездит, интересуется, понимает масштаб культуры огромной и неровной (центры-провинция) страны. Музыку, литературу 19 века любили всегда, 20 век проявлен не для многих. Поэтому замечательно, что в программах фестиваля открывают великие имена недавнего прошлого, замечательно, что перестали ограничиваться Москвой-Питером и стали приглашать со всех просторов.

А вот мода на тусовочность элиты в российских кругах - это головная боль. И очень странно в залах Фестивального комплекса с его вековой традицией скромности и демократичности смотрится "случайная публика", приехавшая выгуливать наряды и драгоценности, а не интересоваться историей исполняемых произведений и судьбой их авторов. Вот на них и ориентировано эпатажное зеркало современной режиссуры: как говорится, "неча на зеркало пенять..." Посыл этот для разных категорий гостей - и тем, кто не лишён самокритики, и тем, кто ею не обременён, и местным в том числе. А посему и обижаться/оскорбляться не стоит, а задуматься - всем полезно. 


Алла Чурлина, Зальцбург
Ваш русский гид в Австрии