Давай пошепчемся

Марина Николашвили
 Была в Вологде. Встретились в кафе с замечательной  вологодской поэтессой Натальей Самойленко. Получила в подарок от неё сборник стихов «Давай пошепчемся». Всё так начиналось.
Я сама стихи пишу «белые», верлибры или стихи в прозе/ прозу в стихах, - для меня это всё едино! Специалист различит, сделает замечание: что и как. Я плохо разбираюсь в стихотворном жанре, поэтому рассуждаю как дилетант!

Тема «Осень»! Что меня сразу сразило. Я себя считаю женщиной Весна, на худой конец- Лето. Осень - прекрасная пора, когда уже созрели плоды. Заметьте, не цветочки, а ягодки! У меня Осень ассоциируется со зрелостью. Любовь – Женщина – Осень. Что это? Мудрость?  Возможно! Опыт? Куда без него!

Осень- пора даров, пора плодов, то горьких, то приятных, вкусных! Все ждем её и несколько боимся. Уж не Весна с цветочками и молодой травой, не Лето- отдых, красота и долгожданная пора, а – Осень! С возрастом поэтессы, пишущие о Любви, останавливаются именно на Осени.  В ней сочетаются мудрость и чувственность, опыт и что-то упущенное в молодости. Есть  надежда на стабильность и истинную Любовь, на долгожданное выстраданное счастье.
 Все очень  выразительно и зрелищно: «октябрь, одетый не по моде» (Н.С.).

Тема «Женщина». Хотя мне это слово не очень близко (по звучанию), лучше дама! Ах, дама! Незнакомка! Романтика! Она далеко от всего земного и ежедневного.
Все сомневаюсь, в раздумьях, как обозначить тему «Женщина» или «Я». Нет в тексте слова «женщина», а есть Я.

Я! Трудно уловить этот образ: он соткан из инверсии, метафор, загадочен, слегка размыт. Возможно, Я - разная: все понимающая, всё прощающая, не свободная…
Но для  полноты характеристики образа Я - Дама – Незнакомка   приведу слова автора: «Я в этом городе чужая, Я мотылек среди зимы» (Н.С.).

Осенняя Дама шагает: не страшен ей дождь! А кругом красота – фонарь, листопад, порывистый ветер, обрывки афиш, как последние опадающие листья. На фоне желтых фонарей   - серое небо, серый асфальт…

Любовь! На первый план выходит романтика, дополняет её взрослость, а в целом – уходящая любовь. Как красивые рыжие -золотые - жёлтые осенние листочки улетает  и Любовь. А на её место идет Зима. Зима – основательность и непорочность. Именно так я воспринимаю белый цвет. Хотя он ещё не чисто белый. Ноябрь! Заметны на снегу следы. Вероятно, поэтому появляется  образ Кошка-Зима: легкой поступью она шагает по припорошенной земле и оставляет след, а может взгляд - обернись на Осень! Кошка-Зима уже наступает на пятки, ступая на первые снежинки грациозно изогнув спинку!

Любовь осенняя, как горький дым костра, в котором мы сжигаем пачки пожелтевших писем, где греем руки, смеёмся и грустим.

Вот только 3 темы я обозначила - Осень, Я - Дама- Незнакомка  и Любовь. А их больше -   лампочка под старым абажуром, клюква – осенняя  ягода, по цвету огненный рубинчик, по вкусу – северный полезный морс и т.д.

Что я почувствовала, прочитав художественный текст?  Я  сама пишу, как идёт: не загадываю заранее тему и сюжет.

Пелена из множества метафор соткала нам образ гор, ветров, дождей и вьюг. Тонкими штрихами, пятнами из сотни тонких линий соткан снежный узор: «снежный поцелуй игривый» (Н.С.). Или олицетворение: « стонала старая скамья».

 Не пытаюсь сделать анализ текста, но не удержалась и привожу строчку стихов: «я и осень, и город, и строки изящных стихов». Сама люблю  такие стилистические единицы!

Давай пошепчемся о нашем…
Женском!
Счастливом, радостном, смешном!
Чтоб посторонний не услышал,
А близкий  бы
Порадовался за нас
                от души!

06.08.2018

Источник: Самойленко Наталья. Давай пошепчемся…: Разговор с другом / Наталья Самойленко. – [б.м.]: Издательское решение, 2018.- 132с.-