Выпрямление имен. Книга 4. Глава 19

Александр Чакиров
Четвертая версия


Персидские и иные корни



Однажды прочитал, что в период персидской династии Сасанидов в Согде, чакиры (кит. чи-киа) - дружинники местных правителей сопровождали среднеазиатские караваны до назначенного места. По словам китайского путешественника Сюань Цзана, чакиры были в Самарканде и отличались невероятной храбростью. Дружину Чакиров содержали дехкане и купцы. Судя по рассказу писателя Наршахи, чакиры жили вместе с другими подчиненными людьми при замках, в особых домах, предназначенных для них. Одними из их обязанностей было сопровождение своих дехкан "в путях". Также сопровождали они и так называемые посольства, торговые караваны. В 759 году в 12-м месяце при дворе китайского императора Су Цзун (756-762) в трех залах был устроен пир для чакиров. После пира каждый из них получил по 30 кусков шелка, что равнялось плате воину за 30 месяцев его службы у тюрков.

        О чакирах в Согде имеются заметки Мандельштама, и В.В. Бартольда. Последний предположил, что "под чакирами надо понимать военную силу, которой располагали князья и вельможи: из чакиров состояло в до мусульманскую эпоху войско самого могущественного ихшида. Источники не позволяли уточнить классовый состав чакиров. однако можно было предположить, что наряду с наемными воинами в число чакиров входили и рабы, положение которых, как и позднейших гулямов, фактически было лучше, чем некоторых групп свободных людей...".

В подтверждение тому, в книге «Аньси» ("Спокойный Запад") рассказывается об устройстве государства персов Эран. Упоминаются шахин-шах царь-царей», его наследник — шахзаде «сын царя», затем просто шахи, за ними семь высших княжеских родов — министры и наместники областей. За ними шли 175 родов азатов (средних и мелких землевладельцев (дехкан) с  собственными "замками" - кешками, традиционно составлявших тяжеловооруженную кавалерию (катафрактов) - основу военной мощи государства. Каждый мелкий властитель имел небольшую дружину в 40 человек азатов — чакиров из сословия воинов. Из чакиров, в домусульманскую эпоху, состояло войско самого могущественного  Самаркандского ишхида.

Чакиры имелись в египетских войсках. О них вспоминает Анбасой ибн Исхак ад-Дабби, управлявший военным ведомством Египта, и предписал предоставить Мухаммеду ибн 'Абдаллаху ал-Кумми все, что "тому потребуется из войск и чакиров, которые находятся в Египте". При этом, я вспомнил как читал о неизвестных (откуда взялись) жителях Карасубазара, у которых в речи употреблялись египетские слова. В разъяснениях указывалось, что чакирами были как согдийцы, так и тюрки.
К удивлению узнал, что в греческом языке нет буквы «Ч». Там «Цакир» - голубоглазый, «Цакирис» - подвыпивший. У турок «Cakir” - искра, а у персов «Чакир» - наемный воин. Получается, к персам мы ближе.

В Истории Ирана упоминаются события предшествующие выше указанным: «При сыне Махмуда, Масуди ( 1030 - 1041), постоянно нападали, а через Оксус нагрянули на Иран орды турков-сельджуков под начальством Тогрул-бека и Чакир-бека. Сельджуки жили на Сыр-Дарье (Яксарте); под защитой хорезмского наместника Харуна ( 1034), они поселились в Хорезме, а потом переправились через Аму-Дарью в Хорасан ( 1035).  Иранские войска были разбиты Чакир-беком при Мерве (в 1036 и еще раз в 1040 году). Брат Чакир-бека, Тогрул-бек, в 1042 году вторгся в царство Буидов и покорил иранский Азербайджан и взял в плен главного из Буидов Малик-Рахима. Далее был поход на Багдад.

Обратил внимание, что с государством сасанидов, в которое тогда входили Грузия, Армения, Иберия, Албания, граничил Туран ("Белые гунны"), которые теснили сасанидов и "топтали Хоросан". Были в то время и желтые гунны - ("савиры"). Они приходили в Персию через Кавказ, через Алланские ворота. Персы тщательно охраняли кавказские перевалы, за что получали деньги от Византии. Попытки прорваться у гуннов были и довольно успешные. Случалось это  при Эраншахре и при кес-саре (царе) Зеноне, у которого имелась пышнотелая жена Ариадна.
До сасанидов в Эране процветали ахемениды: Киры, Дарии и Ксерсы. При них для персов мир был един, но потом он разделился на три части: Рим, Эран и Туран. Именно в Туране погиб Кир.

Бешеная река Окс (Аму-Дарья) раздвоила пустыню, деля мир на Эран и Туран. Древним  стольным городом туранских владык был Самарканд. В этих краях Искандарий взял себе в жены Роксану, чтобы соединить Восток и Запад. Не получилось.

Мой трон  - седло
Моя на поле слава.
Венец  мой - шлем.
Весь мир - моя держава.

На границе с Тураном парфянский царь Ород расселил плененные римские легионы Марка Красса. Много было разных пророков у персов, не меньше чем у евреев. Один из них Мани при царе Шапуре призвал все веры к братству, а людей к очищению от зла. Манихейство процветало, но царь Шапур (чуть ли не Шапиро), умер и пророка посадили в тюрьму, а потом казнили. У евреев пастухов называли пастырями, у персов раисами.

В то время в Иране имел место культ Зороастры. Его паломники поклонялись доброте в образе мужского божества Ормузда, вечно борющегося со злом – Ариманом. Интересен цвет одежды божества: белый, красный и синий, как у нас флаг.
Кто такой был главный герой книги Маздак? Духовный и религиозный лидер. Огонь, вода и земля для него были "вечные" начала веры людей. Он так и говорил: "Бог их не делил, когда создавал мир, всем дал поровну". И еще, он был за Триединство: "Добрая мысль, доброе слово и доброе дело". Он хотел разжечь огонь в душах людей, обращаясь к верующим: "Зачем огонь в храмах, если тьма в душах". "Подлинная сила в сострадании и только идолы нуждаются в позолоте, Богу это не надо" В то время словом "паган"  персы называли поселение рабов - чужеземцев. Старых арийских царей называли Кеи. Они и протоптали дороги во все стороны.

 Так, в 1500 г. до н.э. они пришли в Индию. Интересно, когда они появились в районе нынешнего Киева. Интересно и то, что их  воины - "азаты" имели бритую голову с темной гривой волос посередине. Чем не древние славяне и запорожцы!? По вере славян, боги после славной смерти помогали душе побыстрее покинуть тело, вытаскивая ее за чуб.
Воинов кеев называли кейсаки (кайсаки). Кайсаки – это же казаки! Это они пили жгучее кобылье молоко из кожаных мешков — турсуков.
 Маздак был против копирования красками форм природы: "Не красота нужна людям, а хлеб". "Лишь идущий за быком в поле, правдив". "Нравственность от хлеба и женщины". Баг-Дад, это ничто иное, как "Богом данный" город персидских царей (Кеев). По мнению автора, есть определенная закономерность в знаке "Кей": Кеев, Каганы, Конунги, Кениги, Князи, Короли, Кинги, Кесари.

По мнению автора, от персидского "кова" произошли "кузнец - коваль - ковать". Гурган - страна волков, а волкоголовые тюрки, у которых на башлыках имелись волчьи хвосты, называли гургасары. Что-то похожее на наших гусаров. Гурган еще перекликается со словом "гуран". Так, если не ошибаюсь, называли переселенцев русских в забайкалье.
Не захочешь, а задумаешься о многочисленных общих корнях, и как автор добавляет: "Каждый туранский род имел свою тысячелетнюю дорогу к северу и по ней возвращался назад с табунами, когда снег начинал заметать траву». Вечное движение людей делало их невосприимчивыми к границам. Сколько бы они ни ехали они говорили на одном языке. Бродили они и по нынешним просторам Киевской Руси. Кейпчаки, а позднее кипчаки предки нынешних казахов, и название их переводилось как "царские ножи". Чак — нож. Сами кипчаки — западная ветвь кимаков (куманов), то есть половцев.

Про упомянутых азат и чакир говорилось: "... Они легко переносят неудобства, связанные со зноем, жаждой и нехваткой продовольствия. Грозные при осуществлении осад, они еще более грозны, когда сами подвергаются осаде; имеют особенность скрывать невзгоды, мужественно переносить превратности судьбы и обращать их в свою противоположность. Вооружены панцирями и кольчугами, луками и мечами; превосходят все воинственные народы в стрельбе из лука - скоростной, но не сильной. Кстати, возвращаясь к гагаузам. Есть трактовка этого слова: гаг — это отец, ог-уз — люди со стрелами. В целом некоторыми исследователями слово гагауз переводится как «старшие огузы».

  В книге "Маздак" рассказана легенда об истории цыган. Якобы персидский царь Бахрым Гур пригласил людей из Индии, чтобы они в свободное время танцевали и песнями забавляли земледельцев. Что-то им не понравилось, и царь распорядился разогнать их во все стороны света, так они и разбрелись и стали цыганами. У персов слово "хайям" означало - "вино жизни". Поэтов, пьянящими народ  стихами, тоже называли этим именем. Отсюда, видимо, и известный в веках Омар-Хайям. Поэтов еще называл «шахирами", это тех кто "владел устным словом". По арийскому закону - написанное слово теряло чистоту. Автор книги привел забавную схожесть слов приветствий: Хайям! Лехайям! Хайль! Хай! Хэй!

В тех местах путешествовал швед Свен Хеден. Он писал: «Хер тараф яман кум» - «Нет дороги, всюду дурной песок» и кумчи — «пустынные жители». Кое где появляются «тограки» - тополя, а маленькие рощи кажутся раем (бехишт).  Расстояния между ними огромные. Измеряются они по разному: специальными знаками (потаями), таша (камнями) или чакирыстами (окриками), то есть насколько слышно. Последнее меня заинтересовало. Где-то я уже читал, что «чакир» можно перевести, как «призывающий», в том числе, с мечети. Призывающий - это и есть кричащий.
Да, и Николай Гумилев писал, что мерой длины  в Таджикистане является чакрым. В метрах, - писал он, - определить его невозможно. То он бывает длинный, то короткий. В гору идти или по болоту — короткий, если с горы и по хорошей дороге — длинный. Короче говоря, чакрым был не мерой длины, а мерой усилий, которые человек затрачивал, чтобы достичь цели.

Тогда Гумилеву пришла в голову мысль, что таджикский «чакрым» ни что иное, как персидский «фарсах», по которому определяли не абстрактную длину, а проходимость путей, количество ночевок.
Выяснилось, что чакиры могут иметь отношение к китайской провинции Чахар. Чахары были монгольскими воинами, которые охраняли степь за Великой стеной. Позднее они превратились в отдельный этнос. В 1928 году Чахар стала 58-ой провинцией Китая, столица – Калган. Историк С.Г. Кляшторный, изучая древнетюркские рунические памятники,  этноним одного из монгольских племён, давший имя значительному району Внутренней Монголии Чахар (ц’ахар, ч’ахар), относил к согдийскому слову cakir «слуга, телохранитель, воин» (араб. шакир, перс, чакар, кит. чжэ-гэ); в монгольском это слово получило значение: «слуги и простолюдины, живущие близ княжеского двора», «военный лагерь, укреплённый стеной».

В Иране же "ча"-четыре, а "хар" – награда. В Афганистане есть уезд – Чахар-дара. Бытует мнение, что чакир – слово персидское, где кир – господин. По-еврейски господин – киреим (караим), по-гречески – кирус. Чак по персидски - "нож". Кейпчаки (кипчаки) у туранцев, именовались "царские ножи". Чак – нож, кир – господин. Получается – владыка ножа, то есть воин.
Ат-Тараби в книге "О подготовке воинов в Арабском халифате  в 6-12 вв" писал: "Персидское "чакир" - слуга или челядь, "чистосердечные и преданные слуги (чакир ве нукер царского престола). Они обычно использовались как обслуживающий персонал, изредка как конвой какой-либо видной особы. Естественно, что содержание чакиров также целиком лежало на патроне. .... ".

 У ромеев (греков) слово чакир (чакириди) означало «голубой, голубоглазый,  сероголубой, синий.. Прозвище давалось по цвету глаз. Близкое к нему чайыр — «луг», «горное пастбище», "местность".  Смотрел в 2008 году кубок мира по биатлону. Назвали грека Чакирис Антонатис (Тсhakiris). Кстати, среди спортсменов Чакиров много. В Турции судья по футболу и футболист. На Олимпиаде в Лондоне отличилась бегунья Алсу Чакир. Известная турецкая певица — тоже Чакир. По другим данным «чакириди» - слово турецкое, заимствованное из арабского (перс.), фигурально означает «неопытный». У турок чехир – вино, а чакир – искра. Вспомнился директор Константиновского реального училища, в котором учился дед, по фамилии Искра. Чакыр с якутского означает «белый», «белобрысый». Встретилось  хакасское выражение белый сахар  - цаган чикыр.

Чингисхан был из рода борджигинов (синеоких). Синеоками в степи считали волков и монголы — воины хотели быть похожими на волков.
В исторических справках упоминается о том, что "... в 1908-1911 годах многие курдские пограничные племена (джелали, шеккак и др.), спасаясь от репрессий, начали переселяться в Иран, участились случаи обращения к русским консулам с просьбами о покровительстве России. Все чаще сообщалось о намерении некоторых курдских вождей (например, Омар-бея, Чакир-бея, Ситки-бея) принять со своими племенами российское подданство.
В «Сокровенном сказании о монголах» упоминается  местность Чакир. Одновременно с «чакир» распространено выражение «чекир». На Кавказе есть перевал Чекир-Аза,  пруд – Чекир, название улиц в Бишкеке и Кешиневе. В Туркмении жили Чекир-баи. В Киргизии чекиры – это саяки, то есть узбекская примесь.   

Во времена Золотой Орды было личное имя Чагыр. Данный термин имел распространение и в Бухаре в XVI в., так, он встречается в истории бухарского хана Абдуллы (1583—1598 г.). Оказывается, янычары и мамлюки пошли от cakar – чакиров. Сначала были чакиры, потом гулямы, а затем уже мамлюки и янычары. Вот такая последовательность. Пошло все от иранцев-персов.
Еще один сюрприз. Знакомясь с историей города Асбеста, вышел на тему лесозаготовок. Выяснил, что на тракторах по вывозу леса работали тракторист и его помощник, который выполнял функции чикировщика — прицеплял тросом спиленные хвосты к трактору.

Один гражданин Болгарии Чакыров был помощником у Первого секретаря ЦК компартии Живкова,  другой - министром ведомства по охране окружающей среды.  Там же в Болгарии практиковал заслуженный врач  Акоп Чакиров. Лично мне запомнился болгарский кинофильм «Волчица», где заглавную роль играла артистка Чакырова. В Румынии тоже есть Чакиры. Один из них Николай Чакир, доцент, доктор исторических наук.
С тюркского «ог-уз» - «люди со стрелами».  Люди со стрелами и есть воины, а наемные воины по-персидски — чакиры. Все совпадает. Таким образом, огуз (гагаузы) и чакиры суть одна. Персы нанимали огузов в качестве воинов и называли их чакирами.
"Добружанское княжество" гагаузов или "Узи эйялет" - первое государство гагаузского народа возникло в 13 веке на Балканах. Государство с центром в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом османских завоевателей в XV веке. Своего апогея государство гагаузов достигло во времена правления деспота Добротича (годы правления 1354-1380).

После 1417 года государство гагаузов теряет свой суверенитет, войдя в состав Османской Империи. Народность же не пропала, они остались жить на прежней территории, говоря по-гагаузски и исповедуя христианство. Даже будучи частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков. В  результате многочисленных войн с турками, православные гагаузы потихоньку возвращались на восток, вновь переходили Дунай и размещались в Бессарабии, в Буджаке.

 Все перчисленные выше варианты возможны. В частности, дружинниками (чакирами) Самаркандских и Бухарских правителей были и тюрки-огузы (гагаузы). Согда являлась округом в Тохаристане, где было сильное персидское влияние. Не исключено, что многие «чакиры», сопровождая караваны персидских купцов не только в Китай, но из Согда в Крым, по которому в свое время проходил Шелковый путь. Чакиры могли там по различным причинам остаться и принять от греков христианскую веру задолго до прихода туда монгол Чингис-хана и позднее Чакир-оглана.
В 12 верстах от Карасубазара находится небольшая деревушка Бахчи-Эли, при которой расположен древний армянский монастырь Святого Ильи. Постройка его относится к средним векам.

В настоящее время монастырь заброшен, и служба в нем происходит один раз в год в день Святого Ильи (20 июля). Жили в Карасубазаре армяне Тумановы (Туманян). У Василия Степановича было два сына Петр и Иван. У Петра, в свою очередь, тоже два сына Христофор и Павел. Христофор Петрович был женат на дочери крымского хана. Звали ее София (!). За нее он получил приданное – мельницу в Карасубазаре. Было у них две дочери Мария и София. На примере семьи Тумановых, видно, что у армян имена Христофор и София были в ходу.
Еще одна вводная. В интеренете промелькнула книга писателя Анатолия Корольченко  «Атаман Платов», в которой шла речь  о «чакирах с алым лампасом”. Получаетя, что чакиры, это что-то вроде штанов-шкеров. Название «шкеры» распространенное.
Просматривая материалы по Туве, в книге  Кужугета Шойгу, отца  Сергея Шойгу «Перо Черного грифа», обнаружил такие строчки.: « Самым надежным помощником нойона был Сурун. Он тоже был сыном Хайдыпа и занимал должность чагырыкчы — правителя сумона». В этой книге, кстати, вспоминается Усинский пограничный начальник Чакиров.

О нем говорится: «С 1903 по 1908 годы начальник Усинского пограничного округа Чакиров многое делал по защите своих сограждан, живущих за Саянами. Он всячески содействовал сохранению дружеских связей между русскими и тувинцами. И все это зафиксировано в архивных документах. По сообщению Чакирова генерал-губернатору Иркутска, деяния Хайдыпа иногда приводили к переговорам на самом высоком уровне правительств двух государств — России и Китая....».
Что касается чагырыкчи. Вся территория Тувы была поделена на военно-феодальные уделы — кожууны (монг. хошуны). Процесс создания кожуунов был длительным и сложным. Формирование системы управления Монголией и Тувой кожуунного типа определялось тем, что маньчжуры сразу возложили на покоренное население выполнение военной функции: вначале в борьбе против Китая, потом против Джунгарского ханства (Legrand 1976:149). Став основной военно-административной единицей, кожуун управлялся местным административным аппаратом — чазаком — во главе с правителем — чагырыкчы. Последний обладал неограниченной властью в своем кожууне и утверждался маньчжурским императором, выдававшем ему печать сразу на двух языках — монгольском и маньчжурском.

Чагырыкчы осуществлял как военное, так и гражданское управление, поэтому в его администрации были помощники, ведавшие этими сферами — соответственно дузалакчы и хаалгачы. Высшим органом местной администрации был чыыш (кожуунный съезд), созываемый раз в два-три года для решения судебных, хозяйственных и административных дел, касавшихся всего кожууна.
Листал, ранее прочитанную книгу  Ивана Джуха «Греческая операция» об истории репрессий против греков в России. С учетом сведений о принадлежности Чакировых к греческому роду «Чакириди», сделал выписки похожих фамилий:
Николай Чекариди, сидел в Ростовской тюрьме, а затем в архангельских лагерях. Ему, парикмахеру, позволили во вторую половину срока стричь зэковские головы. У Чекариди взяли пятерых. Сначала взяли Анастаса и его сына Николая (27 лет). Все они работали слесарями на местной табачной фабрике. Портреты стахановцев Чекариди украшали фасад фабрики. В Майкопе были расстреляны пятеро братьев Чакуриди: Анастас, Василий, Андрей, Ставрий, Панайот.

Опять возвращаюсь к описанию Г. Потаниным киргизских земель в Сибири.  Вот что интересно, беременным женщинам при задержании родов хакасцы давали белый сахар  - цаган чикыр.
Наткнулся на воспоминания еврея Гофмана о жизни в Бессарабии. Так вот в их деревне был православный поп Чакир. Позднее я не раз читал о том, как в периоды русско-турецких войн 19-го века, а их было немало, христиан из Бессарабии, и в частности, из Буджака, где проживали Чакиры, переселяли в Крым. Одним из известных их поселений в Феодосийском уезде был Кешлав, что совсем недалеко от Карасубазара.