Звезда Есенина

Одинцова Ольга
Бывают люди, глядя на которых не можешь внутри себя не восхититься или не удивиться. Они словно брызги шампанского, краткий момент счастья, солнце или свет звезды, который распространяется далеко за пределы самих себя.

Их речь, их творчество заставляют людей думать, размышлять; вдохновляют порой на «сумасбродные», в хорошем смысле, поступки. Один из таких людей ¬– Сергей Есенин. И он отражал эти юношеские сумасбродства и безумства чувств в своих стихах:

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне…

Этот образ Есенина до сих пор живёт, хотя бы частично, проявляется в каждом из русских душой людей. Это вечные раздумья о разных судьбах, о Родине; это словно прыжок в бездну, когда человек влюблён; это внутренний взрыв – эмоций – от всего, что случается и происходит вокруг одного человека, одной души.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцелённый навек,
Слушать песни дождей и черёмух,
Чем здоровый живёт человек…

Сергей Есенин, как полагается поэту, – страдал душой, болел, ругался, горел нутром. И единицы в мире такие люди из мира творчества, которые так тонко чувствуют, и находят во всём, что их окружает – природе, людях, событиях, всюду – отражение злого рока собственной судьбы.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз…

Говоря о себе в стихах, встречалось: «хулиган», «похабник», «скандалист»… Но порой не было этого видно в его простом русском, открытом, честном лице и не чувствовалась эта боль в стихах. Какой любовью, чувствами, душевным настроением наполнена каждая его строчка о природе, женщине, и, конечно, России. Он всего себя, всю свою душу осознанно дарил России. Не той, которая «гробила», но той, которая жила в нём самом, протекала по его венам, в каждом миллилитре крови, бурлящем в его истерзанном пламенем сердце. Это всегда было подвластно только русскому «врачевателю душ человеческих». Возможно, он верил в исцеление души стихами, нематериальными ценностями. Просторами Константиново, тенью берёз, запахом полевых цветов…

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с чёрною жабой
Я хотел на земле повенчать…

Его вера, его религия – именно во внутреннем мироощущении, восприятии. И ни в чём больше.

Ах, какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь…

Это чёткая, осознанная надежда только на самого себя в этом мире, в жизни, дающейся один раз на Земле.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней…

Пусть…