Под крыльями белых лебедей

Валентина Судакова
В скромном домике с нарисованными на его голубом фоне белыми лебедями живёт самофаловский художник-самоучка Геннадий Николаевич Медведев. Он - черемис, а у черемисов (так испокон веков называют этот народ Мари-Эл ) лебеди - символ любви, верности, красоты, привязанности к дому. Любят они свой чудесный край с его лесами, реками, озёрами.
      
Рисует Геннадий Николаевич с малолетства - всё в реалистичной манере. Специального образования он не получил (так уж сложилась его жизнь), но до самой пенсии работал художником - декоратором и оформителем. Его рисунки - в местной школе, в библиотеке, в районном музее. Дарит он их щедро. Серию портретов известных в Мари-Эл людей подарил и родному республиканскому музею.
 
Рисует он всегда, легко и быстро, на одном дыхании. На его рисунках человек непременно в окружении природы, как нечто единое и совершенно немыслимое без неё.
По характеру Геннадий Николаевич добродушный, к людям уважительный, да и все растения и животные для него в одном ряду с человеком, такие же живые существа, с душой. Он всех их любит, ценит и понимает. Биография, вроде бы, ничем не примечательная: выходец из бедной крестьянской семьи потомственных мари (черемисов), но сколько интересных эпизодов и встреч со знаменитыми людьми было в его жизни!

                * * *

Вот хотя бы с известным и талантливым художником Константином Васильевым, его первым учеником, а он, Геннадий Николаевич, его первый учитель. Познакомились они, когда Геннадию Медведеву было 20 лет, а Константину - 10. Вместе ходили на этюды в лес, где Костя, рыжий и шустрый непоседа, осваивал азы рисования.
 Мальчишка этот природу видел другими, чем все, глазами. Для него она была полна   чудес, сказочных и былинных сюжетов. Чувство, стиль рисования своего учителя он понял, усвоил и довёл потом до совершенства, которым владеют профессиональные художники. Его рисунками восхищались.

Ну а учитель так и остался самоучкой - так уж сложились жизненные   обстоятельства. Недолго общались они. Что-то не складывалось в жизни талантливого мальчика, доброго, чуткого, который со временем становился скрытным и неразговорчивым. Что-то угнетало его, а что-не раскрылся... Погиб он трагически в расцвете лет, прожив недолгую, всего-то немного больше тридцати  лет, жизнь и оставив свои удивительные, сказочные рисунки.
 
Геннадий Николаевич очень дорожит памятью о своём первом ученике, об этом человеке, близком ему по духу, считает его гением, а такие люди на Земле не задерживаются.

                * * *

Что такое Хиросима, знают во всём мире. В Японии случилась эта чудовищная трагедия. А про "Хиросиму" советскую знают немногие. Геннадий Николаевич знает и помнит. Видел всё своими глазами. И выжил!

В то время он служил в армии, в стройбате, участвовал в строительстве пусковой площадки. Взорвали водородную бомбу на Семипалатинском полигоне 10 октября 1953 года. Строителей увезли заранее на расстояние 75 километров от места взрыва. Взрыв чувствовался даже в Новосибирске!
   
Атомный взрыв, ужасный и ... красивый, играл всеми цветами радуги. Солдаты не очень-то и знали, что это за испытание, насколько оно опасно. Геннадий Николаевич, юный солдат-стройбатовец, выжил тогда, наверное, потому, что скрупулёзно выполнял всю необходимую защиту.
 
До взрыва к месту испытания завезли различных животных: лошадей, коров, верблюдов, коз, гусей и других - проверить на них действие радиации. Все погибли, пепел от них отпечатался на камнях. Выжили (!!!) белые гуси - только ослепли. Кстати, бомба спускалась на парашюте и на расстоянии одного километра от земли взрывалась. Лётчик успевал улететь из зоны взрыва.

                * * *

Везло Геннадию Николаевичу на знаменитостей! Лаврентия Берию видел. Тот был в своём знаменитом макинтоше, хромовых сапогах и кавказской кепке, которую в народе называли "аэродромом". Солдат выстроили и приказали кричать ему "ура" ...   
      
Со знаменитым учёным Курчатовым в волейбол играл солдат-стройбатовец Геннадий Медведев. Курчатов заботился о солдатах. Тогда им давали непосильное задание: каждому в день вырыть 6 кубов земли. А кормили плохо, даже воды вдоволь не было . Солдаты в жару получали тепловой удар и в обморок падали. Курчатов добился, чтобы им давали паёк, как на фронте. Сахаров, Келдыш - эти учёные-атомщики постоянно бывали на Семипалатинском полигоне.

                * * *

Посёлок Самофаловка стал родным Геннадию Николаевичу в 1981 году. А в Сталинградскую область попал он по переселению в 1959 году. Тогда политика партии была такая: переселяли семьями из густонаселённых районов страны в малонаселённые. Приехал он сюда добровольцем. Трудно было лесному человеку привыкать к раскалённой степи. На его родине - Мари-Эл всё связано с лесом: работа, быт, отдых, фольклор. Каждая марийская сказка начинается словами: "Пошёл мари в лес ...". Берёзка для мари - священное дерево, увижу её, говорит Геннадий   Николаевич, сердце заходится от тоски по родине. Ездит он, конечно, туда. Жена у него тоже черемиска. Говорят дома на родном языке, а русский - второй родной. Дети их живут неподалёку, в Волжском, а они вот здесь , в Самофаловке, в скромном домике с белыми лебедями на стене.

Геннадий Николаевич никогда не рвался выставлять свои работы. Из скромности. Сам себя недооценивал. А однажды осенью решился представить свои работы на областной выставке. Его картины заметили и оценили и волгоградские, и московские художники.