Дороги смерти

Сергей Ходосевич
Никто вам не скажет,как  и когда инок Феодор появился в маленьком сельце Лыткорино из пяти дворов, что принадлежали Чудову монастырю в Кремле, что не ел никого мяса и помогал всем по хозяйству и довольствовался ночлегом на птичьем дворе или сеновале. Одевался он в какие то странные лохмотья и не смотря на не совсем зрелый возраст носил длинную рыжую козлиную бородку и знал толк в камне. А белый камень этих мест имел большую славу Полным ходом в стольном граде шло. строительство Собора Покрова Пресвятой Богородицы и местные каменотесы доставляли чудный камень для возведения этой великой красоты.
      Вот подойдет Феодор к каменотесам да поучает": Эх, вы, холопы безрукие! Да разве ж можно имея силу в теле души камня не видеть. У этого камня душа больна, только на жернова и годен. Не дело его к тем класть, из коего стены божьей обители вырастут. Он,как пес смердячий все дело испоганит!", или наоборот похвалит: Ай, да лепота! Какой камень! Душа светла и сам живой! Небо ему возрадуется, видя его в жилах творения рук человеческих для единого Бога нашего.
     Люди поговаривали, что чудак этот в младенческом возрасте суздальским князем был проведен из Казани, а затем отдал сироту в приход Чудова монастыря, но за дерзкие мысли был отлучён от церкви, но не от Бога. Одеваясь очень странно, сочетая несочетаемое, он был не похож не на кого в Московии и не будучи посвященным в веру, старался быть возле нее, неся в мир свое собственное понятие о небесах и сущности бытия.
     Отказавшись от мяса зимой и летом он ходил босиком,предпочитая молитвам тяжелый физический труд и разговор с Создателем не в храме, а один на один на природе. Будучи человеком тонкой натуры по складу ума и состояния своей души он высоко чтил искусства зодчих, резчиков по дереву и бродячих музыкантов. Последних, забыв про все он мог слушать часами, так же как часами мог ощупывать и наслаждаться любой изящной поделкой, словно при помощи своих рук Феодор хотел вдохнуть человеческую жизнь в вещицу.
   Некоторые в манерах его поведения видели слепое подражание известному московскому юродивому, к которому обращался за советом государь Руси Иоанн Васильевич. Но именно тогда и обиделся инок на злые языки и несколько часов простояв возле мастеровых, что приступили к возведению храма вскоре исчез.
    Голодный и холодный , бравшийся за любую работу в сельце, в коем он очутился негласно он стал " царевым глазом" по тщательному отбору белого камня для строительства храма в честь великой Русской победы. Конечно же в кремлевских палатах вряд ли подозревал их обитатель, что у него такое " око" есть в этом местечке, облюбованному столичной знатью.
    Вот как то и вышло у Феодора недоразумение с бояриным Иваном Милославским по причине пристрастия того к соколиной охоте. " Зверь зверю уподобляется яки льется кровьтого, кто слабее"-изрек Феодор, за что и был жестоко наказан плетью. И кабы не дьяк Григорий, что проходил случайно мимо, засек был Милославский бедолагу до смерти.
      Залечивать свои раны подался инок в лес. Обращая свою речь к небесам и прося прощения за жестокость рода человеческого и прикладывая к ранам травы, поселившись в убежище из веток, возле лисьей норы, он поучал плутовку не сердиться понапрасну и потерпеть его недлительное присутствие.
    Где то через неделю, когда глубокие раны стали затягиваться в поисках съестного в виде грибов и ягод он забрел в лесную чащу. Недовольный проникновением чужака на его территорию совсем рядом завыл волк, с огромной ели вспорхнул ворон и в багровых лучах заката, что едва- едва пробивались сквозь густую листву он увидел ее у сломанного дуба...
   То, что это она он понял подойдя ближе. Это был белый, хорошо отесанный камень,что играл на солнце всем своим великолепием. Он жил.... Он дышал.... И высечено было на нем изображение женщины- древней богини , с волосами до пят, тонким станом,что подчеркивал  сарафан, который вот- вот стащит с нее ветер. Босыми ногами она не ступала, а летела, поднятая ввысь этим самым ветром- забиякой и наслаждалась этим. Надпись внизу кириллицей гласила,что это богиня Лада.
      "Так вот , ты какая, мать языческая! Конечно не Богородица, но творение рук великого мастера" - причитал сам себе Феодор и ощупывал камень, наслаждаясь  чуду, что явилось ему. Потом он сел возле и уставившись в один из символов идолопоклонничества просидел так всю ночь и все утро , а  поднявшись побрел в сельцо, оставляя только ему понятные знаки , что возможно помогут ему при надобности найти снова это место. Чему то улыбаясь и что то вещая небу инок не заметил как прямо на него выскочил разъяренный огромный секач со стрелой в шее. Кабан сбил несчастного с ног и несколько раз ударил своими клыками Феодора в живот. Не смея обидеть раненого зверя инок умолял зверя прекратить бесчинства. Но дикий зверь при виде крови человека был неумолим и в считанные минуты расправился со своей жертвой. " Ты победил сильнее себя по разуму!- диким криком кричал человек и закрыв глаза, чтобы не видеть своего конца видя образ Лады перед собой, в последнюю секунду своей жизни прохрипел: За что?
И словно оплакивая своего сына небо в этот момент затянуло внезапно тучами и каплями дождя омыло тело, так стремившегося к святости человека, проповедующего только ему понятное учение.
           *.   *.    *
    С тех пор небольшое село потихоньку росло и в разных грамотах и государевых книгах название его писалось по разному. На какое то время оно стало Выткарино, а потом Лыткарино, от слова " лытка", названия нехитрого инструмента при помощи которого вручную добывали камень, но немного переиначенного на итальянский манер в честь безответной любви графини Марии Чернышевой к слуге итальянцу.
      В 1812 году здесь партизанами командовал казачий полковник Казаков. Строя засеки в лесу одно из казачих подразделений нарвалось на французскую засаду. Силы неприятеля превосходили и поэтому было принято решение отступить в глубь леса. Освистывая защитников и паля из оружия куда не попадя французы решили выкурить казачков из леса и устроили пожар. Огонь быстро распространялся среди деревьев и убегая от огня есаул Семен понял, что убегают они не в сторону своих основных сил, а в обратную, в глубь леса. Падающие деревья, что готовились, как заграждения от французов и огонь отсекали путь к своим. И бежать теперь можно было только в одном направлении.
Что за диво!- воскликнул Семен,увидев недалеко перед собой странный пожелтевший камень. Все пятеро казаков поспешили к  нему и увидели чудо. Огонь подобравшийся почти в плотную,словно боясь образа Лады замер. Он не смел не на сантиметр приблизиться к невысокому, сломанному ветром дубу, за которым вряд расположились с десяток берёз. Степан перекрестился и прочитал " Отче наши" Большая ель  у которой обгорели все корни рухнула к ногам вояк и рассыпалась на большие угли,что дымили, но не смели восгораться. Где то вдали раздался приглушенный звук русской гаубицы и крики: Ура! Небольшой французский отряд оказался в огненной ловушке, которую сам и устроил. Семен м интересом посмотрел на камень с языческой богиней и перекрестился. " Дикий был народ, дикие нравы, дикие боги"- тут же сплюнув стал хорохориться есаул и расшатывать камень приговаривая: Думаешь это ты, глыба бессловесная нам житие спасла. Нет! Это крест на груди и " Отче наши", что читал не переставая, как на французов напоролись.
  Не тронь!- закричал Андрей, один из его подчиненных, -Не тобой поставлен, не тебе ломать!
Есаул выхватил шашку и замахнулся на поднявшего бунт, но успокоился, вернул шашку в ножны и велел следовать за ним. Они отошли он камня шагов на пятьдесят и услышали сильный грохот, будто кто рядом ударил по наковальне. Есаул обернулся в ту сторону откуда исходил звук и обомлел... Камень, который он пытался выворотить из земли упал сам , а огонь, который не смел двигаться в ту сторону неистово бушевал теперь там и словно кровожадный дракон догонял его и его товарищей. Еще через мгновенье прямо  на Семена и троих казаков рухнула сосна, обьятая огнем,  Одежды людей загорелись. Страшно крича они бежали, но огонь был повсюду. ..
   Через неделю единственно уцелевший Андрей привел специальную команду к этому месту с целью похоронить павших от огня братьев- казаков.  Кроме четырех обгоревших воинов служивые набрели и на могильник язычников,, что находился возле корней дуба.
       *.      *.       *
   Затем наступили времена когда Лыткарино стало Лыткариным и не затихали споры среди сторожилов о происхождении этого на первый взгляд не совсем русского названия к югу от первопристольной, где цивилизация потеснила лес и наконец то пролегла удобная трасса до древней красавицы Рязани. Грунт этой дороги уплотняли все тем же камнем, которого здесь было в достатке и из которого построен не только символ России Собор Василия Блаженного, но и использован при строительстве Большого театра, мощении Арбата и фасадов на Тверской В закатку под асфальт, скорее всего не из злого умысла, а по спешке и недосмотру попал и языческий идол богини любви. И чем больше становилось село, а потом и город Лыткарино, тем больше становилось машин на этой дороге, тем больше становилось на этой трассе смертей. Да, камень, он хоть и не живой, но душу он действительно имеет. Не важно , булыжник- это лежащий в земле, скульптура, изображающая известное лицо, могильная плита или языческий идол, брусчатка на мостовой или стена храма... Камень живет той жизнью, которую ему даруют деяния человека. Поседел в тенечке у реки на валуне, поблагодарил его за это и он добр будет к людям, а если без души делать кладку в храме, хоть из золота, то не будет он божьим никогда ибо не вложил человек в него любовь, чему нас Иисус учит. Говорят камень, что становится скульптурой он чувствует того, чьей копией является и может многое поведать о жизни человека, в облике которого он застыл. Сколько не ставь плит, а " рвется" камень на могилах грешников, гранит перестает блестеть, а золото зеленеет. Это к тому, что неведомо знать, какую силищу вложил  в камень создатель Лады, что видели то единицы. С великой любовью к богине и ненавистью к тем людям, коими был обижен творил неизвестный гений. возжелавший смерти всем тем, кто взглянет на его тайный труд, но желая вечности на небесах? Или рассерженный новой верой Иисуса, как неизведанного нового и стоящего на устоях старого, что являлось его истоками? Ему удалось!  Место вечного захоронения языческого идола есть проклятие порокам человечества, умеющим приспосабливаться ко всему в своем времени. Отрезок дороги, проходящей через деревню Пехорино по сей день называют дорогой смерти. Если б время от времени вдоль трассы не убирали многочисленные кресты, то обе стороны шоссе были бы похожи на очень большое кладбище...
      Обычно это происходит ночью. Яркая вспышка слепит ничего не подозревающего водителя , он теряя управление летит в кювет, в свои последний свой миг видя босую женщину с длинными до пят волосами, в русском широком сарафане, что так и хочет приподнять ветер- шалунишка.
Днем она просто окликает водителя фразой: " Веруешь?", но никогда не дожидается ответа. А где то на московской Варварке в это время слышен плач создателя этого идола,казненного за язычество в далекие время князя Василия Темного, говорят  который еще не был  юношей, но в котором  жила любовь и кипела ненависть и его игрушками были камешки, что в его руках становились украшениями  для самых привередливых модниц. того времени.
     Дорога смерти ищет слабых, вовсе не грешников, но изменивших своему  слову или просто в коих поселился страх перед чем то или кем то. И никто не в силах остановить проклятие людям юнца, что воплотил свои фантазии мстить всем, кто не твёрд в желании верить. Верить в Бога,в себя, в людей, в любовь... Без разницы во что, но верить. Ибо без нее нет жизни!