Nostalgie

Вера Рябинина
С возрастом память играет с нами злые шутки. Вот я, например, помню, что учительницу по биологии у моего сына все звали почему-то (за глаза) "Яичницей", но совершенно не помню, почему и  как ее зовут на самом деле. А ведь она, будучи еще и классным руководителем, была и есть (я очень надеюсь!) классным специалистом, классным человеком, много добра сделавшего моему сыну! Однако я совершенно точно помню, что моего учителя по физике (уж как давно это было!) все звали "Молекулой" чуть ли не в глаза. Мужчина он , вообще-то, был высокий, крупный и фамилия у него была Недошивин. Его давно уже нет в живых. Очень хороший был человек. Неординарная личность! Почему его прозвали "Молекулой"? Я слышала такую версию. Поговаривали, что, об'ясняя новую тему (про броуновское движение, что ли?), он попросил у мальчишек сигарету. Сам то он не курил, "за воротник закладывал", а вот курить - нет! Ребята, конечно, не хотели себя "дезавуировать". Но он дал гарантии "конфиденциальности" и, получив сигарету, прикурил ее и попытался вдохнуть дым в стеклянную трубку. Однако, по неопытности, прикурил сигарету он не тем концом - фильтром! Те из курильщиков, кто сделал это хоть раз - по рассеянности - поймут всю "полноту" его ощущений. Он побагровел, из глаз хлынули слезы, страшно закашлялся и не смог продемонстрировать ничего путного. Ко всеобщему удовлетворению урок был сорван, учителя-физика прозвали "Молекулой". Про броуновское движение пришлось прочитать по учебнику (а скорее всего - просто возник пробел).
У меня с Молекулой особых конфликтов никогда не было. Ну, разве, что клеточек в школьном журнале по физике напротив моей фамилии не хватало и в клеточках этих "полутонов" не бывало, одни крайности - то "пять", то "два". Это было связано с  тем, что я не отличалась примерным поведением, то болтала на уроке, то сочинения под партой подпольно писала. Придет мне идейка какая-нибудь в голову, ну, вроде - "Цветовая палитра, используемая автором в романе "Поднятая целина"". Мне такого не задавали, это я по собственному почину. Еще Ленке Тупицыной иногда подсказывала. Молекула, застукав меня за такими занятиями, давал мне карточку с задачкой (у него их было не убывно!), решила - пять, не успела ( звонок проклятый подвел!) - два. Потом, чтобы в четверти иметь приличную оценку, приходилось дополнительно напрягаться - тут уж была задачка посложнее, с подвохом - за удовольствия платить надо! Мы часто вели себя на уроках не лучшим образом (дети - не куклы!). А Молекула был фантазером, новатором, креативным, как сейчас скажут. Вот, например, однажды (после очередных наших выходок) он продемонстировал нам "коверкот" с лейденскими банками (про них мы еще не проходили). Заговорщицки так спросил, кто у нас самый смелый, не побоится взяться за блестящий шарик. И такой среди нас нашелся и взялся (за шарик). А Молекула сагитировал нас всех выступить в роли помощников, на подхвате. И по просьбе Молекулы мы дружно взялись за руки и образовали круг вместе со смельчаком (hand in hand with one another), а последний из нас тоже взялся за другой блестящий шарик (наивняки!). Тут Молекула стал интенсивно крутить ручку. А дальше произошел разряд статического электричества и всех нас хорошенечко дернуло током. Я стояла между двух парней, и у меня возникло ощущение, что они пребольно дернули меня за руки. Зв это я и "накостыляла по полной" одному из них (к нему я вообще имела сильные "претензии") - Максику Егенмедову. Он от такой наглости даже не сопротивлялся (ведь он естественно думал, что это я ему только что чуть ли не оторвала конечность, причем ни за что, ни про что!). Аналогичные разборки произошли у всех участников эксперимента! Кстати, Максика мы издевательски называли Ингильдяевым. А когда к нам в класс перевелся из другой школы парень именно с такой фамилией, нехилый "качек", чемпион по какому-то виду борьбы в юношеском разряде, мы "прикусили" язычки к великой радости Максика. Или просто переросли определенный (занозистый!) возраст и стали гораздо доброжелательнее друг к другу! Смотришь сейчас иные выпуски "Ералаша" и думаешь - ну, почему наш Молекула "не застолбил" в свое время авторские права!?
Физиком я не стала, лириком, как видите, тоже. А вот в районной олимпиаде по литературе довелось поучаствовать, отстаивала честь школы и не подвела ведь - заняла призовое место (грамота потом пригодилась, когда поступала в технический ВУЗ). На олимпиаде имело место такое задание: были приведены две поэтическте строчки разных авторов: одна - "Я с детства не любил овал, я только угол рисовал", а другая - "Я с детства полюбил овал за то, что он такой законченный". Я в поэзии была не очень сильна (ну, разве что "ямб от хорея" могла отличить). Вот образчик моего школьного творчества, что-то в таком духе:"...Мороз разукрасил все окна искусным узором своим, а птички забились под крышей - зимой очень холодно им..." (трехстопный ямб с мужской рифмой!?, не какой-нибудь вам верлибр, который сейчас мне "по плечу"). Первое место на той олимпиаде занял парень, который сам "грешил" сочинительством, знал все стили (даже самые экзотические), имел понятие о мужских и женских рифмах и пр. А я "пробилась" только потому, что, используя прием софистики (?!), доказала, что оба поэта (так по-разному) говорят, в сущности, об одном и том же. Есть мнение, что в детстве наши достижения максимальны и IQ  у детей в среднем гораздо выше, чем у взрослых. С возрастом мы теряем свой интеллектуальный потенциал - деменция или (помягче) - возрастное снижение когнитивных способностей. На моем примере это видно отчетливо. Так давайте, что ли, в детство впадать!
Рябинина Вера.