3. ИГУ. Вопросы к историку

Светлана Борцова
Я не любила историю из-за хронологических таблиц и контурных карт. Поэтому относилась к предмету прохладно. Из всех историков запомнился один. Фамилию память не сохранила, а звали его Куприяном Григорьевичем.
Это был преподаватель истории КПСС. Среднего роста, темноволосый с проседью мужчина, с заметной хромотой. Возможно, у него был протез. Может быть, он прошёл фронт.

Рассказывал интересно, записывать за ним было удобно, он расхаживал от двери к окну перед первыми рядами и на ходу  медленно как бы диктовал. «Ленин считает!» - и далее цитата.

Когда Куприян Григорьевич рассказывал про НЭП, мы с Полиной Чесноковой подошли на перемене к нему, спросить, а куда же после НЭПа делись нэпманы? Он посмотрел на нас насмешливо: «Куда делись? Умерли!»
Я поняла, что он что-то знает, но нам говорить не хочет.

Помню ещё эпизод. Это касается моего авторства. Я тогда ходила в общественную редакцию многотиражки «Иркутский университет». Мне там дали задание и я его выполнила. Написала заметку, довольно большую, о том, как мы, первокурсники, начали грызть гранит науки и что при этом чувствуем. Статью напечатали.

И вот перед лекцией кто-то положил на стол преподавателя газетку и с места сказали, что там про нас написано. Куприян Григорьевич мельком взглянул на это сочинение, на подпись и изрёк: «Сами себя хвалите!». Но с чего он это взял? Не читая…

А потом он дал нам с Лёшкой одну тему для доклада на семинаре. Мы её разделили и выступили. Я старалась делать работу добросовестно. Но (оценку мы получили одинаковую), устный комментарий преподавателя был такой: «Жбанов, конечно, подготовился лучше, чем Князева». Почему «конечно лучше»? До сих пор не согласна с этим замечанием.

Получается, что он ставил меня на место. Должно быть обидно, но я не обижаюсь, что-то было в нём доброе, отеческое, несмотря на эти подковырки.

И ведь больше никого из историков не запомнила, хотя необычные фамилии припоминаю (Олтаржевский, Генрих Пери), но лица стёрлись из памяти, а Куприяна Григорьевича представляю отчётливо. И вопросы к нему так и остались без ответа.

Продолжение следует.