Китайская тетрадь. Часть 87

Александр Чакиров
Читаю первый том «Древней философии Китая». Купил в магазине «Буквоед». Кто-то заказывал, но не взял, досталась книга мне. Очень полезная книга. Только начинаю читать перед сном, как глаза сразу закрываются.
В 1951 году вышло Постановление Военного Совета КНР о деятельности рабочих групп НОАК в деревне. Начиная с 1975 г. в округе Хэцзян начали создаваться «рабочие университеты». Первый под названием «Циэрци» («Имени 27-го июля») появился в июне 1975 года. В нём обучалось 25 рабочих с отрывом от производства и 30 рабочих без отрыва от производства. Последние приезжали, сдавали зачёты. Обучение в «университетах» имело политическую направленность - штудировали работы Мао Цзэдуна, а также основы организации производственной деятельности, бухучёта и статистики.

По рассказу нарушителя получалось, что «рабочие университеты» готовили технических специалистов среднего звена. В «университетах» отсутствовали штатные преподаватели. На занятия привлекались «руководящие кадровые работники», ветераны предприятий. Учащиеся «рабочего университета» проходили стажировку на уездном тракторном заводе «Дунфанхун».
В г. Цицикаре существовала школа кадровых работников сельского хозяйства. Срок обучения три года, в том числе полугодовая стажировка в одной из производственных бригад. Начиная с 1976 г. в округе Хэцзян действовало более 70 различных заочных, «Вечерних университетов», «Рабочих университетов», «Школ 7-го Мая».

25 марта 1949 года из деревни Сибайпо в Бэйпин перебазировались руководство и аппарат ЦК КПК и Генштаб НОАК. Журнал «Родина» № 10-2004 г. Когда Советская Армия вступила в Маньчжурию, на Севере-Восток были переброшены силы 8-й Армии и 4-го Корпуса, создано во главе с Пэн Чжэнем Северо-Восточное Бюро. В него вошли Чэнь Юнь,  У Суцюань. После ухода из Яньаня было Сибайпо. В то время под контролем КПК было 160 млн. человек и 2,3 млн кв. км. территории.
Пекин был освобожден 31 января 1949 года. 25 марта в его пригород Сяшань переехали ЦК партии и Генштаб.

26 марта 1892 года Вогак приступил к исполнению обязанности военного агента в Китае, одновременно с 20 февраля 1893 года – в Японии.  Как писал Россов, подчиненный Вогака: «Китайские чиновники тот час обнаружили свою нахальную политику. Натравливали народ на «варваров», которыми они считали русских. Со слов автора, русские же не заботились о том, чтобы сблизиться с народом и разъяснить все нелепые насчет их выдумки. "Китайское население очень удивлялось, как это мы не можем читать по-китайски, когда японцы все понимали. Равнодушие и неподготовленность пионеров русской колонизации создали то ненормальное положение, в каком оно находилось весь период, включая 1904-1905 гг. Влияние русских не простиралось далее Порт-Артура.

 По этой причине русские комиссары в Квантуне полковники Вогак и Илинский работали в многочисленных спорных комиссиях. Позднее их сменил полковник Добронравов. От китайцев участвовали комиссары Гао Ваншэн и Ту Цзиньтао. Позднее гражданское управление областью было возложено на командированного из Пекина второго драгомана посольства, асессора Колесова, который, кроме того, исполнял функции дипломатического чиновника и переводчика".
В 1972 году в Пекине скончался бывший министр общественной безопасности Се Фучжи. 117-780. (По другим данным умер 30 марта 1972 г). Се Фучжи был командующим войсками ОБ и одновременно министр ОБ. С началом "культурной революции" войска ОБ вошли в состав НОАК. По какой причине? Нужно было готовиться к войне.  НОАК во главе с Линь Бяо и Се Фучжи (министр ОБ) встали во главе «Культурной революции». Армия подмяла под себя даже Госсовет Чжоу Эньлая. Первой жертвой КР стал столичный мэр Пэн Чжэнь. «Огонь по штабам, Бунт дело правое».

В сентябре 1980 года в Китае состоялся заседание ЦК КПК, на котором рассматривались дела по активным организаторам «культурной революции» Кан Шэну и Се Фучжи. Их исключили из партии. 10 сентября Чжао Цзыяна назначили на должность Премьера Госсовета. Се Фучжи умер 30 марта 1972 года.
27 марта  1974 гола умер китайский революционер Ван Мин (Сюй Шаоюй). В советское время читал его книгу "Полвека КПК и председатель Мао Цзэдун". Автор в ней  жестко критиковал Мао Цзэдуна. Сейчас об этом не вспоминают. Да, и Ван Мина совсем забыли.

Считается, что 29 марта 1103 года родился легендарный герой Китая Юэ Фэй. Это пограничная история при династии Сун. При пересечении через сунскую границу, уже по реке Янцзы, в знак признания вассилитета, их чиновники преклоняли перед цзинцами колени, а послы Цзинь не кланялись императору Сун. Только герой Сун Юэ Фэй вернул китайцам достоинство и их территории.
Однако предатель и шпион Цинь Гуй позднее погубил Юэ Фэя, подделав указ о его заточении. А пока военные стали играть главную роль, нарушая старое правило "шан вэнь би у"(превознесение гражданских и принижение военных). Император Гао цзун тоже не хотел увеличивать войска, утверждая "Если верхушка древа велика, обязательно обломится, если хвост велик, им не помашешь". Он предлагал отношения с противниками строить не с точки зрения разума, а с помощью искренности (чэн), присущей человечеству хуася, а не варварам. Был настроен на союз (мэн) с Цзинь, утверждал, что им движет сяо (сыновья почтительность) - основа конфуцианской морали.

Для патриотов Сун принцип был важнее выгоды и они не хотели унижения даже ради мира. Во все эти дела всчески вмешивался Цинь Гуй, доказывая, что "хорошее" не имеет "постоянного образца", все постоянно меняется. 10 сентября 1141 года полководец Юэ Фэй был разжалован. Доносы, тюрьма. 27 января ему было даровано право покончить с собой в тюрьме. Он был противником мира с империей Цзинь, теперь причин для подписания мира не было.
Договор заключили, но позднее философ Чжу Си упрекал Цинь Гуя за то, что оскорбительный договор с варварами  "испортил природу людей Поднебесной". По его мнению он был порочен и во вред конфуцианским канонам. Чжу Си не признавал "внешний позор". Материально "ци" победило моральное "ли", а такого быть не должно. Это стало основой неоконфуцианцев в учении ("Да сюэ"), в которой император должен привести в гармонию себя, затем свою семью, затем государство и лишь после этого всю Поднебесную. Цинь Гуй был за реальные дела и против болтовни об идеалах.

30 марта 1956 года состоялось подписание протокола о безвозмездной передаче китайскому Правительству имущества русской духовной миссии в Пекине. Она послужила в свое время началом «Школы русского языка при Дворцовой канцелярии» в Пекине. Она была создана в 1725 году Считается, что ее первым преподавателем был Осип (Иосиф) Дьяконов, причетник первой Русской духовной миссии (РДМ). Первым преподавателем китайского и маньчжурского языка в России считается китаец Чжоу Гэ ( в крещении Федор Петров). Он был приглашен в Петербург из Тобольска.