По ту сторону принципа Целесообразия

Юра Кацъ
    В школе учили, что эволюция целесообразна. Во всем. А если заметишь в ней какую-либо нецелесообразность, не бери в голову – это временное явление и только ради будущего высшего целесообразия. Или, другими словами - исключение, подтверждающее правило

    Смотрю на таблицу в достославном Зоологическом Музее – как с четверенек подымались. (Еще не "с колен", прощу не путать!) Четыре этапа: гомо эректус - гомо сапиенс - гомо религиозус - гомо советикус. Обращает внимание эволюция длины конечностей – На стадии от эректус до сапиенс руки постепенно укорачиваются, ноги удлиняются. Каждые 760 лет по 0.05 см; недавно только остановилось.
 
    Это было зачем? В чем целесообразность коротких рук? Только в том, чтобы проиллюстрировать презрительное выражение "руки коротки"? Другого особого смысла в коротких руках не просматривается. А длиные ноги так и вообще только мешают – пониженная устойчивость, повышенная ломкость. Быстрота бега? Так человек - не страус бескрылый, и у него другое направление развития. Только если ради сомнительной красоты египетских пропорций - так это же условность, дело привычки. И вообще, вкусовщина какая-то получается.

    А зато какие удобства дают длиные руки! Тут за примерами далеко ходить не надо. В Тель Авиве был оштрафован на 150 дол. водитель, который так наклонился, что голова опустилась ниже руля, и рулить стало неудобно, а потому опасно; с точки зрения полицейского. А всего-то было ему и надо – так это почесать себе пятку! Да руки коротки, не дотягивались. 

    А кроме того: снимать штаны, надевать штаны, подтираться, подмываться, обнимать себе подобных, в том числе бороться по-французски и по-нанайски, чесать себе лопатку и позвоночник, а также - левой рукой правое ухо и, что самое главное - наоборот, а также играть в баскетбол, таскать через ограду запретные плоды из сада без необходимости туда лезть, рискуя жизнью. А бегать! На четырех точках, пожалуй, от любой собаки убежишь; если, конечно, не с портфелем в руках. А уж натягвание носков/чулок (и наоборот), особливо брюхатыми гражданами, число которых, кстати, неуклонно растёт с ростом общего благосостояния – так это и вообще в сущий ад превратилось. 

    Или вот - груди! Ну зачем нужны девушкам такие большие сиськи? Чтобы раки из реки выскакивали да хватали? На потеху глумливую разным скульпторам и поэтам? А в старости чтобы по коленкам хлопали, ходить мешали? А у кого не отрасли, так чтобы плакали от горя да силиконами себя уродовали. Сделали бы как у собаки - когда беременная, вырастает, а как откормит, так инволюция. До следущего раза. Всё ведь несложно, всё гормонами управляется.
   
    Однако антропогенез имеет не один лишь материальный аспект, но и духовный, о чем речь пойдет ниже. Этот свой интерес к познанию человек вынес из сада в виде инстинкта, назвал это интеллектом и развил до неприличия.

    Но Господь Бог сказал ему сразу: будешь много знать – скоро состаришься (Экклезиаст потом подтвердил) и от старости смертию помрешь. И он это запомнил и назвал это инстинктом Страха. А ему-то и правду знать хочется до смерти, но помереть от этого знания смерть как не хочется.

    И вот стоят они теперь, эти два инстинкта, один другого насупротив - гибельный, первородный инстинкт Познания и охранительный, новоприобретенный инстинкт Страха - и тянут бедного человечка за руки в противоположные стороны. И вытягивают ему при этом руки, как хобот тому киплинговскому слоненку. Эволюцию, можно сказать, выправляют, подгоняя ее под концепт. Под принцип Целесообразности, то есть.

     (Кстати, о хоботе. Если у слона он функционален, то человеку-то зачем длинный торчок посреди лица? То кровь, то сопли, а как целоваться мешает, по наблюдению одного остроумца. У первых-то людей носы были короткие как у эскимосов, это эволюция их вытянула. Чтобы от слонов не отставали, вероятно.)

     И вообще, называем себя венцом творения, а сами дывимся на нэбо, и птичкам тамошним завидуем. И летают то они, не падают, и в море плавают, не тонут, а как размножаются - нам бы так! Вместо того чтобы 9 мес. тяжелое брюхо таскать, а потом еще рожать боком с болями и риском для жизни, снесла бы яичко, положила бы в теплую водичку, поставила бы в темное местечко и села бы смотреть сериал про любовь пока в миске там эмбриология всякая происходит. А как он водичку-то всю впитает, так сам на ножки встанет и скажет: мама, дай сиську. До того, в общем, завидуем птичкам, что даже капкан от зависти изобрели. Чтоб не так уж они нагло щебетали да пархали на наших глазах.

     Так что, вот тебе, бабушка, и принцип общего целесообразия, определяющий наши эволюционные изменения - на всякую вашу суетную целесообразность есть наше, высшее целенесообразие! Или, как говорят братцы-депутатцы, на всякую хитрую ж найдется х винтом.