Куда ушли судороги

Михаил Бортников
Весной, по утрам, сразу после пробуждения, меня вдруг начали беспокоить судороги икроножных мышц. Засыпаю я обычно на боку, а вот просыпаюсь часто на спине, и именно в этот момент, в момент пробуждения и потягивания, меня и прихватило, да так сильно!
 
Как снимать боль, я знал, быстро потянул пальцы ноги руками вверх, на себя, и боль сразу ослабла, "отпустила", но остаточные явления в икре держались до вечера. На следующее утро судорога вернулась. Всё случилось точно так же, повторилось один к одному.

И тогда я понял, что проснувшись, нужно немедленно перевернуться на бок, а потом уже можно и стопами повращать, подготовить их к работе, если так можно выразиться. И стал я так делать каждое утро, иногда только забывал, и тогда "получал". Когда легче, когда сильнее.

Но вот в июле решил я заняться оздоровительным бегом. Потихоньку, понемножку. Некоторые авторитеты пишут, что пожилым людям лучше не бегать, а ходить. Ну, пусть пишут, что хотят. Ходить - я и так каждый день хожу, но похудеть надеялся именно с помощью бега.

При этом, конечно, нужно соблюдать несколько правил. На ногах должна быть соответствующая обувь. Лучше всего, кроссовки. Костюм спортивный, или что-нибудь похожее, это не принципиально. Второе. По тротуарной плитке лучше не бегать. Бегать нужно по земляным или травяным тропинкам, даже асфальт лучше, чем плитка. В семь утра в единственном в нашем районе парке, до которого двадцать минут быстрой ходьбы, гуляют только собаководы. Физкультурников, любителей здорового образа жизни, раз в десять меньше, чем собак.

Что ещё важно - регулярность и постепенность. Хорошие привычки приобретаются за неделю, за вторую - доводятся до автоматизма. Не нужно откладывать бег на вечер, вечером парк полон народу, не стоит людей пугать. И - помалу, метров пятьдесят пробежали трусцой, сто - пройдите. Сделайте несколько упражнений, организм сам подскажет, каких. По утрам когда-то все гимнастику делали, тело помнит.

Дальше ничего советовать не буду. Здоровый образ жизни - добровольное дело каждого. Но вот, что любопытно: пропали у меня позывы к судорогам. А ведь не ел я специально для этого фруктов, не пил витаминов, не ходил по врачам и физиотерапевтам. И вывод я делаю однозначный: положительные сдвиги в моём организме произошли исключительно под влиянием утренних пробежек. Результатами хвастаться не буду, они пока ничтожны. Но привычка к бегу за две недели закрепилась. Вес не падает, но и не растёт. Я надеюсь, это потому, что мышцы тяжелее жира.