Поэма о султане влюбленных

Ирина Воропаева
Иллюстрация: мечеть аль-Азхар в Каире.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Когда весна приходит в мир, и сердце рвется из груди,
Слагает песни о любви султан влюблённых Аль-Фарид.

Великой пламенной мечтой, как мотылёк, он одержим.
Он жаждет к розе соловьём приникнуть, ранясь о шипы.

Омыть своею кровью стан владычицы всечасных дум.
Сгореть дотла, но перед тем блаженство обрести средь мук.

Он в дикой местности один, ему не нужно есть и пить.
Всё глуше голос плоти в нём, а песня, как вино, пьянит.

Он ищет откровенье – кашф, желая истину познать,
Творящий зикр, свой тарикат пройти надеясь до конца.

Взойдёт луной, рассеяв тьму, возлюбленной пресветлый лик.
Влюблённого объятья ждут всепоглощающей любви.

А смерть ли это или жизнь? Для тела – прах, для духа – взлёт.
Достигший вахды, перешёл черту и грани пересёк.

О, как поёт в ночи зурна, как сладок аромат шелков!
Свет разливается окрест, и кто-то говорит без слов:

- «Страх пересиль и возликуй! Ты не решался много лет,
За жизнь цепляясь. Но теперь ты только мой – приди ко мне!»

Отшельника в глуши пустой однажды путники нашли.
Он был уже совсем без сил, весь серый, как степная пыль.

Благоговейно перед ним стояли, головы склонив.
Но он поведать им не смог, что испытал, пока был жив.

Листы священных древних книг подобны высохшим цветам,
Не глубже проповедей суть, чем лепет вод и шелест трав.

Не думай, вняв речам других, что правду наконец постиг.
Ты лишь задумался о ней в начале долгого пути.

Когда опять придет весна, послушай, как ручей звенит,
Как соловьи поют в саду и вспомни имя – Аль-Фарид.

20.01.2016
10.02.2016
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Умар ибн Али ибн аль-Фарид (1181-1235) - арабский поэт-суфий по прозвищу «султан аль-ашикин» (султан влюблённых).

Родился в Каире в семье мелкого служащего, был образован и красив собой, но выбрал одиночество и отшельничество. Окружающие почитали его как святого еще при жизни. 

Надолго уединяясь в глуши на склонах горы Мокаттам близ Каира, Ибн аль-Фарид не принимал пищи по несколько дней, впадал в мистические экстазы и писал стихи под влиянием посещавших его галлюцинаций. Используя язык иносказаний, следуя сложившейся суфийской традиции, о своем стремлении к единству с Богом Ибн аль-Фарид рассказывал как о любви к недосягаемой Возлюбленной, в которой любящий растворяется, теряет свое «я». Всю его поэзию пронизывает страстная любовная тема. Он был очень талантлив, его вдохновенное творчество – одна из лучших страниц старинной арабской поэзии.
До нас дошли два знаменитых произведения Ибн аль-Фарида - «Касыда о вине» и «Стезя праведного» («Большая тайиа»).

Ибн аль-Фарид был внутренне убежден, что  каждый истинно верующий должен пройти свой путь к Богу сам, без посредничества наставников-богословов. Он рассматривал веру как нечто сугубо личное, и в этом она снова напоминала самое индивидуальное, яркое и сильное чувство из всех, известных человеку, – любовь.

Транс каждый раз мог закончиться для него физической смертью, но инстинкт самосохранения долго не позволял поэту преодолеть барьер разума и перейти нужную грань, что причиняло ему душевные муки.

Может быть, желаемое им наконец свершилось, но эту тайну он унес с собой.
Его могила в Каире в  мечети аль-Азхар сохранилась и поныне.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Суфизм — мистико-аскетическое движение в Исламе. В основе суфизма лежит стремление к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу с целью достижения высшей искренности перед Богом, что противопоставлялось лицемерию и показному благочестию. В IX веке суфийское учение о тарикате приобретает законченную форму. Суфийская символика пронизывают классическую поэзию (Руми, Хафиз, Джами, Ансари и др.)
Одной из важных причин возникновения и развития суфизма является эскапизм (уход от тяжелой реальности в мир грез).   

Суф («шерсть») — грубый шерстяной плащ, власяница, отличительный атрибут верхней одежды суфия.

Вахда — единство (с божественным).

Зикр («поминание») - духовное упражнение с целью ощущения внутри себя божественного присутствия; ритмичное, повторное поминание имен Бога (теомнемия) для достижения состояния духовной сосредоточенности. «Первая степень зикра — забвение себя, последняя — растворение в акте служения Богу». Ритуалы зикра у каждого братства дервишей (эти братства также имели название тарикат) были свои.

Кашф — раскрытие, снятие покрывала, «озарение».

Тарик, тарикат – путь суфия; способ следования по мистическому Пути; тарик ал-муджахада - Путь очищения; тарик ал-мушахада - Путь озарения.

Краткий словарь суфийских терминов
http://naqshband.narod.ru/slovar.htm
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~