Профессор Рождественский-истории из практики 5

Залимхан Абдулаев
Для хирурга несостоятельность- плохое слово. Как, впрочем, и для других. Не состоялся - звучит как констатация плохого, неудачного. И как результат- плохой исход.

" Музыкальные операции " - этот термин я услышал первый раз от моего старшего товарища. В этих словах - внутренний настрой на тяжёлый "заход" в живот. Почему "музыкальные" ? От ноты РЕ. РЕлапаротомия. Всегда неприятно, если лапаротомия не подразумевает запланированную санацию, как некрсеквестрэктомия при панкреонекрозе.

... Этот случай уже закончился. Закончился благополучно. Что бывает не всегда. Дедушка 75 лет, перфорация язвы передней стенки желудка. О резекции речь не идет. Старый, немощный, перитониту уже около суток. Всё против него. Та бригада была неплохая. Оперирующий хирург - уже из бывалых. Объем - минимальный, но достаточный: иссечь язву, ушить отверстие, отмыть живот, поставить трубки.

   Все просто и стандартно. Рядовая несложная операция. Но.., " материал заказчика" плоховат: немощный, истощенный, неухоженный. Гниловатый, одним словом. Но не мы их выбираем, они выбирают нас. Операция выполнена, лечим. Белок низкий, протромбин низкий, гемоглобин низкий. Всё приходится корректировать. Но на 4 сутки - ожидаемое - по дренажам потекло...Несостоялось.. И брать надо, потому что перитонит, и шансов мало, что подсказывает прошлый опыт, и знать бы что там ждёт: несостоятельность швов, острая язва с перфорацией или..

  Снова с головой в неизвестность. Энтузиазма- ноль. Релапаротомия. Хирурги меня поймут. Снимать швы с раны, разводить только- только схватившуюся подкожную клетчатку с небольшими пропитываниями крови , снимать швы с апоневроза, который только начал приходить в себя после первой операции. И не знать, будет ли от всего этого польза... Но, "выбора нет". Эти слова неотложной хирургии уже на подкорке заставляют двигаться вперед, делать попытку использовать шанс... что то много лирических отступлений, взрослею, стал много думать...

... Серая ткань стенки желудка в зоне верхнего края шва ставит всё на свое место. От угла линии швов до малой кривизны, где работать неудобно, еще сантиметра три , еще можно "размахнуться". Максимально опорожняем желудок через зонд. Снимаю все швы с желудка. И вот тут надо проявлять мастерство. Иссечь все края линии швов до сочащегося кровотечения. Иначе удачи не видать. Срастись могут только кровоснабжающиеся ткани. Простая истина.

  По ходу выполняемой задумки, которую прецизионно приходится делать то ножницами, то скальпелем, стало понятно почему "сдал" первый шов. В самом "углу" верхнего края шва остались ткани кратера язвы. Чуть- чуть " недо" . И этого "недо" хватило, чтобы случилось то, из-за чего мы тут снова. Но реально там было неудобно. Как неудобно и нам сейчас. Но "изгольнулись" . Везде из края стенки сочится кровушка. Можно шить. Тут уже по Борменталю. Только желудок. Отмыли, задренировали. Шанс использован. Остальное в руках Боженьки. И головах наших реаниматологов. Справились. Удалось. Но как мучительно... Но приятно!